Календарно-тематическое планирование по родному языку и литературному чтению


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по учебному курсу
«Родной язык и литературное чтение»
3 класс
Баликаева И.В.
Учитель начальных классов
Категория: 1
Стаж работы: 24 года.
2013- 2014 учебный год
Паспорт
рабочей программы
Учебного курса: Родной язык и литературное чтение.
Тип программы: начального общего образования.
Статус программы: учебного курса
Назначение программы:
для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг.
Категория обучающихся:
учащиеся ООШ с Никольское
Сроки освоения программы: 1год
Объем учебного времени: 102 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 3 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа.
Пояснительная записка.
Язык — это величайшее средство общения людей друг с другом, это орудие мысли и культуры. В языке каждого народа отражается его история, характер, особенности мышления и художественного творчества.
Русский язык — один из богатейших и выразительных языков мира. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. В системе общего образования предмет «Русский язык» занимает ведущее место. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. Учебный предмет "Русский язык" занимает ведущее место и в начальном образовании. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально – ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи. От успехов в изучении русского языка во многом зависит качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.
Изучение курса русского языка направлено на достижение следующей основной цели – развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью.
Задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны:
овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфология и синтаксис), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова);
формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника;
пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
В программу русского языка отобраны знания из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики (морфологии, синтаксиса), а также орфографии и пунктуации, которые наиболее часто используются (или которые уместно было бы использовать) детьми 7–10 лет в процессе речевого общения. Такой принцип отбора программного материала по русскому языку можно определить как частотно-речевой. Наряду с лингвистическими знаниями в программу включены и элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура, типы речи (повествование, описание, рассуждение), стили и изобразительно-выразительные средства речи. Поскольку все стороны языка – фонетическая, грамматическая, словообразовательная, лексическая – взаимосвязаны, то в каждом классе проводится изучение всех подсистем языка. Системно-концентрический принцип построения курса позволяет осуществить усвоение учебного материала крупными частями (блоками), выделение из целостной системы обязательно основывается на связях и зависимости между его компонентами.
Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к русскому языку и познавательных умений: поставить задачу и найти способ ее решения, провести анализ языкового материала в целях выделения существенных признаков изучаемого понятия или составных частей правила, сравнить, обобщить, точно сформулировать вывод, применить правило в условиях той или иной степени сложности). Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических и речевых задач.
Учебный предмет «Русский язык». Познавательная направленность курса обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания и развития речевого мышления. Мы познаем мир через родной язык, его знаковую систему, т. е. через языковой знак, который является символическим «заместителем» реальности (языковой знак имеет план содержания — семантическая сторона и план выражения — фонетическая и формально-грамматическая сторона).
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование  специальных умений и навыков по разделам программы;
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение  первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение  умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
Учащиеся должны иметь представление о том, что русский язык является культурным достоянием, великой ценностью русского народа; понимать, что язык (слова, предложения, тексты) — главное средство общения людей, средство, помогающее выразить мысль; обращать внимание на вспомогательные средства общения: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, паузы, осознавать их роль в общении культурных людей; понимать суть речевой модели общения: партнера по речевому общению, цель и тему общения, его результат.
Учащиеся должны знать:
— состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание;
— главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); - части речи: имя существительное, имя прилагательное,
глагол, предлог.
Учащиеся должны уметь:
— проводить синтаксический разбор предложений; определять их вид по цели высказывания и интонации, правильно обозначать на письме знаки препинания; выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
— обозначать на письме интонацию перечисления в предложениях с однородными членами;
— отличать текст от набора предложений;
— определять тему и основную мысль текста; озаглавливать текст;
— устанавливать связи между предложениями в тексте;
— делить текст на части, устанавливать связи между ними;
— писать предложения в 60—70 слов по коллективно и самостоятельно составленному плану;
— распознавать виды текстов: повествование, описание, рассуждение;
— писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, по личным впечатлениям;
— писать сочинение-описание (после предварительной подготовки);
— писать под диктовку тексты в 55—65 слов, включающие слова с изученными орфограммами (обозначать на письме безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, разделительные мягкий и твердый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении);
— правильно переносить слова с удвоенными согласными в корне, на стыке приставки и корня, с мягким знаком (ь);
- грамотно, каллиграфически правильно списывать предложения, тексты, слова, проверять написанное;
— распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов);
— писать слова с непроверяемыми буквами;
— распознавать в тексте синонимы и антонимы;
— различать в слове его лексическое значение и звуко-буквенную форму; проводить звуко-буквенный анализ слов;
- самостоятельно ставить ударение в словах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
адекватно воспринимать звучащую речь – рассказ учителя, высказывания сверстников, детские радиопередачи, аудиозаписи и др.;
создавать несложные монологические тексты на доступные детям темы в форме повествования и описания;
соблюдать орфоэпические нормы;
передавать в письменной форме несложные тексты по интересующей младшего школьника тематике;
владеть нормами русского речевого этикета в ситуациях повседневного и учебного общения (приветствие, прощание, благодарность.).
Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков родного языка в системе начального обучения. Для того чтобы книга стала для детей другом, наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к чтению, а затем научить школьников с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из жизненного опыта людей разных стран и эпох. Целью обучения родному языку (литературному чтению) в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества
Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Изучение родного языка(литературного чтения) на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младшего школьника; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной художественной деятельности;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
1.Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
2.Совершенствование у детей навыка чтения: сознательности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
3.Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста.
4.Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
5.Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др.
6. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности и на этой базе практическое освоение элементарны литературоведческих понятий.
7.Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств внетекстовой информации превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
Учебный материал книги для чтения подобран таким образом, чтобы наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей в ее идейно-тематическом, видо-жанровом, эстетическом многообразии. Здесь собраны литературные произведения, соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации собственной творческой деятельности на основе прочитанного. В учебные книги по чтению входит золотой фонд детской литературы: произведения русского и зарубежного фольклора, литературные сказки, басни, лирические и эпические стихотворения, рассказы и повести, произведения драматургической формы, познавательные статьи и очерки2.
В учебнике для III класса внимание к работе над читательскими умениями сохраняется, однако достаточно высокий уровень навыка чтения позволяет на первый план выдвинуть другой принцип систематизации литературного материала: не по учебной цели, как раньше, а по актуальной идейно-нравственной проблематике, что позволяет усилить мировоззренческую направленность уроков чтения. В книге дается богатый материал для осмысления сложных, неоднозначных явлений окружающего мира в их единстве и диалектическом противоречии. Это отражается в названиях тем, перечень которых дает общее представление о проблемах, затрагиваемых на уроках чтения в III классе:
«Труд человека кормит, а лень портит»,
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца»,
«Много хватать — свое потерять»,
«Тайное всегда становится явным»,
«Унылая пора! Очей очарованье!..»,
«Ежели вы вежливы...»,
«Каждый свое получил»,
«Жизнь дана на добрые дела»,
«Снег летает и сверкает»,
Идейно-тематический принцип группировки произведений позволяет рассматривать различные точки зрения на духовно-нравственные проблемы, выраженные в разножанровых текстах. При таком подходе к компоновке произведений беседы перерастают в дискуссии, а сочинения на основе прочитанного — в попытки рассуждения о других и о себе.

Основное содержание.
КРУГ ЧТЕНИЯ
В III классе дети читают произведения устного народного творчества, лучшие образцы русской и современной отечественной и зарубежной литературы.
Труд человека кормит, а лень портит (10 ч).
Р.Сеф « Лопата» , Е.Карганова « Лекарство без рецепта»
К.Ушинский. «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина. «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин. «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак. «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов. «Стрекоза и Муравей»; Р. Киплинг. «Отчего у верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф. «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца (8 ч).
С.Маршак.«Не так»; русские народные сказки «Как мужикгусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и ВасилисаПремудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Ш. Перро.«Мальчик с пальчик».,
Много хватать — свое потерять (4 ч).
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким. «Жадина»; Дж. Родари. «Солнце и туча».
Тайное всегда становится явным (8 ч).
В. Драгунский. «Тайное становится явным»; С. Прокофьева. «Сказка про честные ушки»; Л. Толстой. «Правда всего дороже»; шведская сказка «Принцесса-лгунья»; Л. Пантелеев. «Честное слово».
Унылая пора! Очей очарованье!.. (4 ч).
К- Бальмонт. «Осень»; И. Соколов-Микитов. «Листопадни-чек»; Ф. Тютчев. «Листья»; А. Фет. «Ласточки пропали...»; К. Паустовский. «Барсучий нос»; А. Пушкин. «Осень»; М. Лермонтов. «Осень»; А. К. Толстой. «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков. «Осень».
Ежели вы вежливы... (2 ч).
С. Маршак. «Урок вежливости»; И. Пивоварова. «Вежливый ослик»; В. Осеева. «Волшебное слово»; Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
Каждый свое получил (15 ч).
Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш. «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов. «Чиж и Голубь», Л. Толстой. «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков. «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер. «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская. «Живая перчатка»; Ю. Мориц. «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела (7 ч).
Ю. Мориц. «Разговаривали вещи»; Г. X. Андерсен. «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк. «Некрасивая елка»; Е. Клюев. «Сказки Простого Карандаша».
Снег летает и сверкает... (9 ч).
С. Есенин. «Береза»; М. Пришвин. «Деревья в лесу»; И. Никитин. «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин. «Зимний вечер»; Г. X. Андерсен. «Девочка со спичками»; А. Блок. «Ветхая избушка»; И. Суриков. «Детство»; А. Александрова. «Снежок»; Саша Черный. «На коньках»; В. Драгунский. «Кот в сапогах»; С. Дрожжин. «Снег летает и сверкает...»; К- Бальмонт. «Снежинка»; С. Есенин. «Пороша», «Поет зима, аукает...».
Календарно – тематическое планирование
по родному русскому языку.
№ Тема урока. Дата Характеристика деятельности учащихся.
1. Речевое общение.
Диалог.
Собеседники. Составлять устный диалог на выбранную тему.
Определять цель общения людей между собой.
Составлять и записывать небольшой текст на определённую тему.
2. Культура устной и письменной речи. Составлять устный рассказ на заданную тему. Уметь их записывать.
Закреплять знание о двух формах языка – устной и письменной.
3. Виды текстов. Составлять тексты на определённую тему.
Списывать и озаглавливать тексты.
Определять вид текста.
4. Ударение. Формировать умения в постановке ударения в словах.
Уметь различать открытый и закрытый слог.
5. Контрольное списывание. Уметь грамматически правильно списывать текст с образца.
6. Удвоенные согласные. Формировать умения правильно писать слова с удвоенными согласными.
Развивать речь учащихся при составление словосочетаний, предложений.
7. Буквосочетания. н. Находить слова с изучаемыми орфограммами.
Работать над сравнением орфограмм.
Уметь работать самостоятельно.
8. Слово и его значение.
Формировать интерес и внимательное отношение к значению слова, его происхождению.
Уметь извлекать необходимую информацию из текста.
9. Слово и его значение.
Синонимы.
Антонимы.
Омонимы.
Углублять знания о словах и их значении.
Формировать умения использовать синонимы в речи.
Формировать умения подбирать антонимы к словам разных частей речи.
Обогащать словарь новыми словами – омонимами.
10. Главные члены предложения. Уметь выделять главные и второстепенные члены предложения и устанавливать связь между ними по вопросам.
11. Контрольный диктант. Проверить знания и умения учащихся.
12. Состав слова.
Корень. Уметь выделять корень в словах.
Наблюдать за единообразным написанием гласных в корне слов.
13. Состав слова.
Приставка. Расширять знания о приставке как части слова.
Формировать умение верно определять приставки в словах.
14. Состав слова.
Обобщение. Обобщить знания и умения о составе слова.
Формировать умение верно определять в словах корень, приставку, суффикс, окончание.
15. Части речи. Актуализация знаний о частях речи.
Формирование умений определять и различать части речи.
16. Имя существительное. Формирование умений составлять предложения и рассказы по рисунку используя разные части речи.
Уметь определять и употреблять в речи имя существительное.
17. Род имени существительного. Развивать умения определять род имён существительных.
Формировать умения верно согласовывать прилагательные, глаголы с именами существительными.
18. Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имён существительных женского рода. Уметь разграничивать существительные с мягким знаком в конце слова после шипящих и без него.
Формировать умения определять род имени существительного.
19. Изменение имен существительных по падежам (склонение). Учить определять имена существительные в именительном падеже.
Уметь находить имена существительные в именительном падеже в предложении.
20. Изменение имен существительных по падежам. Формировать умение определять падежи имен существительных по вопросам.
21. Обобщение по теме
«Имя существительное». Систематизировать знание о роде, числе и падеже имени существительного.
Формировать умение делать устный и письменный разбор имени существительного как части речи.
22. Местоимение. Уметь правильно использовать местоимение в речи.
Определять местоимение в предложении.
23. Глагол. Уметь использовать глаголы в речи.
Формировать умение определять время глагола по вопросам.
24. Изменение глаголов по временам. Уметь образовывать формы глаголов по образцу.
Формировать умение определять время глагола по вопросу.
25. Неопределённая форма глагола. Находить глаголы неопределённой формы в предложении.
Формировать умения отличать глаголы в неопределённой форме от омонимичных имен существительных.
26. Изменение глаголов по числам.
Уметь изменять по числам глаголы разного времени с опорой на образец.
Формировать умения изменять глаголы по числам.
27. Разбор глагола как части речи.
Систематизировать знания о времени, числе и роде глагола.
Формировать умения разбирать глаголы как часть речи.
28. Имя прилагательное как часть речи.
Актуализировать знания о имени прилагательном как части речи.
Классифицировать имена прилагательные по значению.
29. Изменение имен прилагательных по родам и числам.
Формировать умения определять какое окончание следует написать у имени прилагательного того или иного рода.
Уметь орфографически верно записывать безударные окончания прилагательных.
30. Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Уметь изменять имена прилагательные по родам, числам и падежам.
31. Разбор имени прилагательного как части речи.
Формировать умение проводить разбор имени прилагательного как части речи.
Обобщить знания об имени прилагательном как части речи.
32. Части речи.
Повторение.
Формировать умения определять части речи.
Систематизировать знания о частях речи.
Развивать умения проводить разбор имени существительного, имени прилагательного и глагола как частей речи.
33. Контрольный диктант. Проверить знания и умения учащихся.
34. Обобщение знаний по курсу «Русский язык».
Обобщить знания и умения, полученные в течение года.
№ урока,
дата. НАМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОГРАММЫ ТЕМА УРОКА Характеристика деятельности учащихся. 1 ТРУД ЧЕЛОВЕКА
КОРМИТ,
А ЛЕНЬ
ПОРТИТ Р. Сеф «Лопата»
Е. Карганова «Лекарство без рецепта» Знать понятия метафора, аллитерация
Уметь акцентировать содержание текста в практическом чтении
2 К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Уметь целостно воспринимать прочитанное.
3.
Е. Благинина «В ненастные деньки», «Не мешайте мне трудиться»,
С. Баруздин «Бревно» Знать понятие словесное рисование
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
4
Русская народная сказка
«Кому горшок мыть» Знать виды фольклорных сказок
-о животных
-волшебные
-бытовые
Уметь выразительно читать, анализировать
5
С. Маршак «Старуха дверь закрой».
Знать произведения С.Я.Маршака
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
6
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Знать мораль произведения.
Уметь выразительно читать, анализировать

7
И.А.Крылов «Стрекоза и Муравей» Знать жанр русской литературы басня,ее структуру
Уметь чувствовать и понимать образный язык произведения.
8
Р. Киплинг «Отчего у верблюда горб?» Уметь читать по ролям выразительно, передавая голосом характер героев.
9
Африканская сказка «Лентяйка» Знать пословицы, поговорки
Уметь выразительно читать, анализировать, подбирать пословицы к произведению
10
Грузинская сказка «Голубой ковер»
Р. Сеф «Странное дело» Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
11 МУДРЕЦ
ОТЛИЧЕН
ОТ ГЛУПЦА
ТЕМ, ЧТО
ОН МЫСЛИТ
ДО КОНЦА. Итальянская сказка «Новая юбка»
С.Маршак «Не так» Знать значение новых слов
Уметь чувствовать и понимать образный язык произведения.
12
Русская народная сказка
«Как мужик гусей делил» Знать к какому виду принадлежит сказка
Уметь чувствовать и понимать произведение.
13
Русская народная сказка
«Дочь-семилетка» Знать устаревшие слова
Уметь анализировать прочитанное
14-15
Русская народная сказка
«Морской царь и Василиса Премудрая» Знать о жанровых особенностях русской сказки
Уметь выразительно читать, анализировать
16
Армянская сказка «Золотое яблоко» Знать сказки разных народов
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
17-18
Сказки Ш. Перро. «Мальчик-с-пальчик» Знать сказки Ш. Перро
Уметь выразительно читать, анализировать.
19-20
МНОГО
ХВАТАТЬ –
СВОЕ
ПОТЕРЯТЬ Английская сказка
«Женщина, которая жила в бутылке» Знать пословицы
Уметь пословицы соотносить с текстом.
21 Я. Аким «Жадина»
В.Зотов «Бабушкин халат» Уметь гипотезировать, анализировать
22
Д.Родари «Солнце и туча»
Знать произведения о жадных и добрых
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
23 ТАЙНОЕ
ВСЕГДА
СТАНОВИТСЯ
ЯВНЫМ В. Драгунский «Тайное всегда становится явным» Знать, как составлять диафильм
Уметь прогнозировать прочитанное
24
Н.Носов «Огурцы» Уметь эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям.
25-26
В.Осеева «Почему?» Знать книги В.Осеевой о детях.
Уметь прогнозировать прочитанное
27-28 Шведская сказка «Принцесса-лгунья» Знать произведение
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
29-30
Л. Пантелеев «Честное слово» Знать смысл слов честь, честный
Уметь составлять план.
31
«УНЫЛАЯ
ПОРА!
ОЧЕЙ
ОЧАРОВАНЬЕ» И. Соколов-Микитов «Листопадничек» Уметь прогнозировать прочитанное
32
К. Бальмонт «Осень»
Ф. Тютчев «Листья…»
А Фет «Ласточки пропали…» Знать видо-жанровые особенности лирики
33
К. Паустовский «Барсучий нос» Уметь целостно воспринимать прочитанное.
34
Стихотворения русских поэтов об осени. Знать стихи русских поэтов об осени
Уметь понимать образную поэтическую речь.
35
«ЕЖЕЛИ
ВЫ
ВЕЖЛИВЫ…» Ежели вы вежливы. Знать стихи русских поэтов.
Уметь читать стихи выразительно.
36
В. Осеева «Волшебное слово» Знать добрые, вежливые слова
Уметь ими пользоваться в жизни.
37-38
2 ЧАСТЬ
КАЖДЫЙ
СВОЕ
ПОЛУЧИЛ Эстонская сказка «Каждый свое получил»
Латышская сказка «2 брата» Уметь акцентировать содержание текста в практическом чтении
39
Ю. Ярмыш «Добрый клен», «Озеро» Уметь эмоционально откликаться на прочитанное.
40
Узбекская сказка «Черепаха и Скорпион» Уметь выразительно читать, анализировать, подбирать пословицы к произведению
41
И.Крылов «Чиж и Голубь» Знать структуру басни
Уметь чувствовать и понимать образный язык произведения.
42 Л.Толстой «Белка и Волк», «Комар и Лев» Уметь определять главную мысль прочитанного.
43
Индийская сказка «Мак» Уметь прогнозировать прочитанное
.
44-45
Г Ладонщиков «В старой сказке»
Русская народная сказка «Баба Яга» Уметь читать по ролям выразительно, передавая голосом характер героев
46
Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка» Знать волшебнее сказки
Уметь определять главную мысль прочитанного.
47
Б. Заходер «Серая Звездочка» Знать как в природе происходят метаморфозы бабочки
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное,
сопереживать героям
48
Английская сказка «Хромая Молли» Уметь целостно воспринимать прочитанное.
49-50
Чешская сказка «Златовласка» Знать значение новых слов
Уметь читать по ролям выразительно, передавая голосом характер героев
51
Л. Чарская
«Живая перчатка» Уметь целостно воспринимать прочитанное.
52
Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера» Уметь чувствовать и понимать образный язык произведения.
53 ЖИЗНЬ
ДАНА
НА
ДОБРЫЕ
ДЕЛА Ю. Мориц
«Песенка про сказку», «Разговаривали вещи» Уметь понимать образную поэтическую речь
54
Х К. Андерсен «Пятеро из одного стручка» Знать биографию и произведения известного сказочника
Уметь прогнозировать прочитанное
55-56
Х К. Андерсен «Ель» Знать биографию и произведения известного сказочника
Уметь прогнозировать прочитанное
57-58 Е. Пермяк «Некрасивая елка» Уметь выразительно читать, анализировать, подбирать пословицы к произведению
59
Е. Клюев «Сказки простого карандаша» Знать прочитанное произведение
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям.
60 «СНЕГ
ЛЕТАЕТ
И
СВЕРКАЕТ» С. Есенин «Береза»
М. Пришвин «Деревья в лесу» Уметь целостно воспринимать прочитанное,
понимать образную поэтическую речь
61
И. Никитин «Весело сияет…»
А. Пушкин «Зимний вечер» Уметь понимать образную поэтическую речь
62
Х К. Андерсен «Девочка со спичками»
Уметь эмоционально откликаться на прочитанное, сопереживать героям.
.
63
А. Блок «Ветхая избушка»
И. Суриков «Детство» Знать стихи о зиме
Уметь понимать образную поэтическую речь
64
З. Александрова «Снежок»
Саша Черный «На коньках» Знать понятие ритмичность
Уметь понимать образную поэтическую речь
65-66
В. Драгунский «Кот в сапогах» Уметь целостно воспринимать прочитанное, высказывать свое мнение
67
Стихи русских поэтов о зимней природе. Уметь понимать образную поэтическую речь
68 Повторение.