Открытый урок по литературному чтению в период обучения грамоте Буквы Жж


Урок литературного чтения в период обучения грамоте, УМК «Гармония», 1 класс
Технологическая карта урока
Тема урока: буквы Жж-Шш
Цель урока
создать условия для осознания и осмысления нового материала и закрепления пройденного
Задачи урока: формирование УУД
Личностные
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
Метапредметные ( коммуникативные, познавательные, регулятивные)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных задач
Предметные
познакомить с буквой  Ж   и звуком   [ж];
учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с новой буквой.
Тип урока:
урок «открытия» нового знания
Методы обучения:
словесный, наглядный, проблемный, частично- поисковый.
Формы обучения:
фронтальная, групповая ,парная, индивидуальная Оборудование:
компьютер, презентация, предметные картинки, «лента букв», образцы печатных букв «Ж» и «ж», карточки с заданиями
Опорные понятия, термины:
«опасные места» для согласных, «опасные места» для гласных, термины «парный». «непарный», понятие «родственные слова»
Новые понятия:
диалог
слова, обозначающие действия предметовсловарь
Формы контроля:
самоконтроль
взаимопроверка
Домашнее задание (по выбору):
можно просто научиться быстро и правильно читать с.52,53, можно нарисовать (подобрать ассоциацию, на что похожа буква Ж), можно сочинить стихотворение или загадку про букву Ж
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приёмы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия
1.Оргмомент
Самоопределение к учебной деятельности Проверка готовности к уроку
Главный на уроке-учебник,его помощник-карандаш.
Желаю победы в освоении нового материала!
Девиз класса:
Наш класс знает,
Наш класс бьётся,
Наш класс всегда победы добьётся! Личностные учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Регулятивные
волевая саморегуляция 2.Проверка домашнего задания Чтение с.50, 51 и
проверка выполнения творческого задания Познавательные
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера 3. Актуализация знаний 
  -Все ли буквы мы изучили?
Узнайте букву о которой пойдёт речь на уроке.
Вы уже догадались, какая буква сегодня «именинница» -буква Ж Хоровое чтение:
Филин со шкафа
Фыркал жирафу:
Фу!Фу!Пыль на шкафу! Познавательные
логические:
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов. Развитие фонематического слуха, внимания, памяти, словесно -логического, наглядно – образного мышления
4.Постановка учебной задачи.
Работа на стр.52 (слайд№2)
Рассмотрите буквы в красной рамочке и сформулируйте тему урока.
(слайд№3)
Чему будем учиться на уроке? Формулируют тему урока:
- буква Ж и парный твёрдый согласный звук [ж],
Формулируют цели:
-учиться читать слоги, слова,
тексты с новой буквой Общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели. 5. «Открытие» нового знания
Создание проблемной ситуации (слайд №5)
Кто изображён на картинках в верхем левом углу?
Что спрашивает «хитрый» вопрос?
Жук, шмель
Где звуковая схема слова шмель, а где – слова жук?
Соотносят схемы с рисунками
Общеучебные:
постановка и решение проблемы;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
(знаково - символические)
создавать и преобразовывать модели. Физминутка
А теперь все тихо встали,
Руки к солнышку подняли,
Потянулись выше, выше,
Ростом стали выше крыши,
А потом все повернулись
И соседу улыбнулись,
Вправо, влево наклонись
И по- русски поклонись.
6. Первичное закрепление Чтение столбиков слов с.52
Прочитайте слова в столбиках.
Что заметили?
- Значение какого слова вам незнакомо? (Жесть)
(слайд №6) - Для того, чтобы узнать значение слова, люди испльзуют толковый словарь. Словари бывают разные. Главными помощниками учеников являются орфографический и толковый словари.О других словарях вы узнаете позже.
Чтение «цепочки слов»
-Прочитаем хором «цепочку слов»
шалила-жалила-жарила-ужалила
-На какой вопрос отвечают все эти слова?
-Что они обозначают? Читают и наблюдают за изменением значения слова.
(Меняется буква и изменяется значение слова).
Что делала?
Действия . Логические:
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Чтение слов
Женя, Жанна
- Что вы знаете об этих словах
?
- Составьте предложения к данной схеме,используйте слова «из цепочки» Составляют вопросительные предложения. Познавательные
общеучебные
формировать смысловое чтение;
формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Работа в парах. «Скажи правильно!»
забежал-забегу в дом
побежал-побегу из дома
выбежал-выбегу за дом
- Проверьте себя (слайд №7)
Работают в парах, составляют словосочетания, проводят карандашом линии соответствия.
Проверяют себя. Познавательные
общеучебные
формировать смысловое чтение;
формировать умение извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов. Регулятивные:
самоконтроль деятельности;
самооценка результатов работы.
Развитие речи учащихся с опорой на имеющийся у них опыт и знания
(слайд №8)
- Прочитайте слова 1 и 2 столбика
дружить лыжи
дружный лыжня
дружно лыжник
дружба лыжный
- Что вы скажете об этих словах?
- Какое слово объединяет слова 1 столбика? 2 столбика?
- Прочитайте предложение и продолжите.
Они родственные.
Дополняют предыдущее предложение новым. Познавательные
логические:
анализ объектов с целью выделения признаков;
подведение под понятие, выведение следствий
Личностные
установка на здоровый образ жизни, умение дружить 6. Включение в систему знаний и повторение. Работа в группах.
1 группа
Чтение рассказа «Жмурки» с. 53 (слайд №9)

2 группа
Чтение диалога «Шутка» с. 53
(слайд №10)
3 группа (карточка №1)
Изобразите звуковые схемы для слов:
жук, снежинка
4 группа (карточка №2)
Поиграйте в игру «Третий лишний», зачеркните лишнее слово и объясните, почему оно лишнее?
1.Журавль, жёлудь, жираф
2.Женя, жук, Жанна
3 Морж, мороженое, медведь
4. Ёж, ежевика, ежонок
Проверка работы в группах
Читают и называют «опасности при письме безударных гласных»
Читают по ролям и называют «опасности при письме согласных»
Дают характеристику звукам
Доказывают своё решение Коммуникативные:
учитывать разные мнения;
умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Раскрытие артистических способностей
8. Рефлексия Беседа:
- Какой была тема урока?
 - Какие цели вы ставили?
 - Удалось ли достичь этих целей?
(слайд №11)
- Продолжите мою мысль
- Сегодня я узнал(а) ...
-Мне сегодня больше всего понравилось...
- Мне захотелось...
- Было трудно...
- У меня получилось..
Личностные
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности 9.Домашнее задание (слайд №12)
- Выберите себе задание.
Можно просто научиться быстро и правильно читать с.52,53, можно нарисовать (подобрать ассоциацию, на что похожа буква Ж), можно сочинить стихотворение или загадку про букву Ж 3 группа
Изобразите звуковые схемы для слов:
жук, снежинка
4 группа
Поиграйте в игру «Третий лишний», зачеркните лишнее слово и объясните, почему оно лишнее?
1.Журавль, жёлудь, жираф
2.Женя, жук, Жанна
3 Морж, мороженое, медведь
4. Ёж, ежевика, ежонок