Конспект урока русского языка по теме:Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Конспект урока русского языка.

УМК: «Начальная школа 21 века»
Класс: 3
Тема: «Правописание безударных окончаний имён существительных третьего склонения в единственном числе»

Цель:
Задачи:
Результат урока

Ознакомление со способами проверки безударных окончаний имён существительных третьего склонения в единственном числе.
Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием.
Дети умеют проверять безударные окончания имён существительных 3 склонения.


Формирование умения проверять безударные окончания имён существительных третьего склонения в единственном числе.



Формирование умения определять цель и задачи урока, планировать свою деятельность.



Формирование умения работать в паре, группе для реализации поставленных задач урока.
Формирование умения оценить, проанализировать свою работу.



Краткая пояснительная записка к конспекту:
Данный урок является первым по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных третьего склонения в единственном числе», до него в течение нескольких уроков изучались темы «Правописание безударных окончаний имён существительных первого и второго склонения в единственном числе». На уроке используются индивидуальная, фронтальная, групповая и парная формы работы, которые способствуют реализации поставленных задач.
Используемые методы работы: наглядные, словесные, практические;
Используемое оборудование для учителя и детей: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, интерактивная доска;

Ход урока.


Название этапа
Описание содержания этапа
Формируемые универсальные учебные действия



В деятельности учителя
В деятельности учеников


1.
Актуализация знаний.
Определение границ между знанием и незнанием.
Учитель предлагает детям выполнить задание на карточках в группах.
+ Прочитайте задание, текст. (Приложение 1) Что необходимо сделать?

+ Как доказать?






Проверка.
+ Все окончания смогли проверить?
+ В каком слове вам это сделать не удалось? Почему?



+ А какие существительные относятся к 3 склонению?

Один из участников группы, по договорённости с остальными, читает текст.
- Вписать пропущенные окончания, доказав в скобках правильность выбора.
- Подобрав опорное слово или пользуясь знанием системы окончаний.
Дети договариваются, кто будет заполнять карточку и приступают к работе.

- нет.




- Сирень. Не знаем, как проверить окончания имён существительных 3 склонения.


- женского рода, с нулевым окончанием.

Коммуникативные.
Познавательные.

2.
Целеполагание.
+ Итак, определите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.
+ Блок?

+ Сформулируйте цель сегодняшнего урока.



- Правописание безударных окончаний имён существительных 3 склонения.
- Правописание.

- Научится проверять безударные окончания имён существительных третьего склонения.




3.
Планирование.
+ Что нужно сделать, чтобы её достичь?
(Учитель фиксирует на доске предложенное и выводит план урока на интерактивную доску.)
Дети предлагают различные задачи, которые помогут в реализации цели и вместе с учителем переформулируют их в план. (Приложение)
План.

1. Узнать способы проверки окончаний имён существительных 3-го склонения.

2. Упражняться в применении полученных знаний.

3. Проверить и оценить себя.

Регулятивные.

4.
“Открытие” нового знания.
+ Может, кто-то уже может предположить, как проверить безударные окончания имён существительных 3 склонения?
+ Можете вы сами определить систему окончаний, найти нужное опорное слово?
+ Как это сделать?
+ Я предлагаю вам просклонять три слова третьего склонения: рожь, осень, тетрадь - в паре. Выделите окончания, выберите из трёх слов то, которое является опорным и докажите свой выбор.
+ К какому выводу пришли? Какое слово является опорным? Почему? Назовите окончание имён существительных 3 склонения в им.п., р.п., . Проверьте свою работу по учебнику. (Приложение 2) Перепишите окончания в свою карту знаний.
Дети отвечают, что уже известными им способами (система окончаний или опорные слова).


-


-

Работая в паре, дети приходят к выводу, что опорным является слово «рожь», т.к. у него в большинстве случаев окончание является ударным. Также они выходят на систему окончаний слов третьего склонения и переписывают их в свою карту знаний «Правописание окончаний имён существительных».
(см. Приложение 3)
Познавательные.

5.
Учебные действия по реализации плана.

+ Вернёмся к плану урока. Какую след. задачу мы перед собой поставили?
+ Просмотрите задания на стр. 64-65 учебника и подумайте, какие из них нам подойдут больше для реализации этой задачи?







Итог: (по упр. 2) + Какое окончание написали в 1 случае? Во втором? Докажите.

Итог: ( по упр. 3) + Какие слова выписали? Почему?
- Упражняться в применении полученных знаний.

Дети совместно с учителем обсуждают, какое задание лучше выполнить сначала, чтобы лучше понять новый материал, а какие задания можно выполнить позже: оставив их на конец урока или для домашней работы.
Упр. 1 (по выбору детей) выполняем устно, фронтально.
Упр. 2 – самостоятельно. Данное упражнение выполняется обязательно с проверкой.
Упр. 3 – в паре.

Познавательные.
Коммуникативные (упр.3)

6.
Рефлексия.
+ Какую цель мы поставили перед собой в начале урока?
+ Что мы сделали для её достижения?





+ Оцените себя на карте самооценки, как вы справлялись с заданиями по теме сегодняшнего урока. (Приложение 4)
- быстро, правильно, самостоятельно;
- правильно, но с помощью других;
- допускали редко ошибки, легко их исправляли;
- задания выполняли с ошибками, было трудно.
Обсуждение самооценки.
+Кто поставил «плюс» напротив первого критерия? Почему? Что помогло так хорошо поработать и усвоить материал? Кому было трудно? Почему? Что можно сделать, чтобы преодолеть трудности?
На следующем уроке вы посмотрите, насколько вы продвинулись в изучении этой темы, проверив свои знания и оценив себя на этой же карте.
+ В зависимости от оценки своей работы подумайте, какое задание вам лучше выполнить дома:1) повторить пройденный на уроке материал, отрабатывая его, стр.18 упр.2 – с. объяснением или 2) выполнить задание посложнее: тетр. «Пишем грамотно», с. 18 упр.1


Дети анализируют свою работу с позиций поставленной цели и плана урока. Совместно с учителем приходят к выводу, что проверить и оценить себя по этой теме они смогут на следующем уроке, когда завершат её изучение.
Дети оценивают свою работу.











Рефлексия.
Регулятивные.
Личностные.
Коммуникативные.


Приложение 1.
Вставьте пропущенные окончания. В скобках напишите доказательство правильности выбора окончаний.
В пол (___________________________), на огород ( __________________________) появились проталины. По оврагу бегут ручьи. Высоко над пол ( ___________________) летит небольшая птичка. Это жаворонок, первый певец весны. А в саду с яблон (________________________) или с сирен (____________________________) вторит жаворонку другой весенний гость - скворец. Он уже вернулся из тёплых стран и поселился в родном скворечник (_________________________).
Приложение 2.
Отсканированное изображение страницы учебника.

Приложение 3 .
Карта знаний. Таблица окончаний имён существительных.
Падеж
1 склонение
2 склонение
3 склонение

И.п.
- а, -я
- е, - о, -


Р.п.
-и, -ы
-а, -я


Д.п.
- е
- у,- ю


В.п.
-ю, - у
- о, - а, - е


Т.п.
- ёй, - ой
- ом, - ем


П.п.
- е
- е



Опорные слова
земля
колесо



весна
слон





Приложение 4 .

Критерий оценки. Все задания на уроке я выполнял(а)
1урок
2 урок

1. Быстро, правильно, самостоятельно.



2. Правильно, но с помощью других.



3. Допускал(а) редко ошибки, легко их исправлял(а).



4. Задания выполнял(а) с ошибками, было трудно.





15