Урок русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение.»

Урок русского языка в 4 классе.

Тема:
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. Обобщение.
Цель:
совершенствовать навык проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Задачи:
Обучающая: повторение правила проверки безударных падежных окончаний имен существительных.
Развивающая: развитие орфографической зоркости, внимания; привитие умений делать выводы, выделять главное, анализировать и обобщать; способствовать развитию речи.
Воспитательная: воспитание умения совместной деятельности – согласованной и координированной деятельности при работе в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный проектор; карточки; словари; «Дидактический материал» к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Ход урока.
I этап. Постановка темы и цели урока.
Игра «Лотерея».
- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Лотерея». Вам нужно достать листок, на котором написано слово, назвать и объяснить орфограмму в слове.
(на листочках написаны слова с пропущенной орфограммой)
- Какая ведущая орфограмма была?
- По ней определите, какова же тема сегодняшнего урока?
- Какие цели поставим перед собой?
II этап. Повторение изученного.
1. Составление схемы.
- В какой части речи была ведущая орфограмма?
- Давайте вспомним все, что вы знаете об имени существительном.
(дети составляют на доске схему)
- Какие падежи вызывают затруднения?
- Что из всего составленного нам пригодится?
- Как определить безударные окончания имен существительных? Вспомните алгоритм.
2. Работа в парах.
- Запишите в тетрадях сегодняшнее число.
- Возьмите синюю карточку. Запишите слово, вставьте безударное окончание существительного, объясните орфограмму.
(1 ученик работает у доски)
3. Взаимопроверка.
- Возьмите желтую карточку, поменяйтесь ими и выполните проверку. Поставьте отметку на полях.
- Встаньте, кто не допустил ни одной ошибки. Кто допустил 1 ошибку?
- А теперь вернемся к работе ученика у доски.
- Как по-другому можно проверить безударное окончание?
(выполняется проверка вторым способом)
III этап. Самостоятельная работа. Работа с учебником.
1. («Дидактический материал» упр. 94)
- Спишите последний абзац, изменяя существительные в скобках в нужном падеже. Выделите окончания у измененных существительных, докажите орфограмму. Сделайте морфологический разбор всех существительных.
2. Проверка.
IV этап. Физминутка.
V этап. Творческое задание.
1. Работа в группах по уровням сложности.
- А сейчас поработаем в группах.
- Я буду следить, какая группа умеет работать дружно, сплоченно.
1 группа.
- Из данных слов составьте предложения. Запишите.
- Поставьте выделенные существительные в нужных падежах. Определите склонение, падеж.
2 группа.
- Найдите и запишите фразеологизмы по данному началу. Объясните значение. ( Приложение 1)
- Определите склонение и падеж имен существительных с безударным окончанием.
- Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить этот фразеологизм?
- Какой словарь вам понадобится?
3 группа.
- Найди пословицы, чтобы в ней было существительное с безударным окончанием единственного числа, 2 склонения, П. п.
- Запиши пословицы. Определи склонение и падеж имен существительных с безударным окончанием.
- Объясните смысл пословиц.
- Подумайте, где можно в жизненной ситуации применить эту пословицу?
- Какой словарь я должна вам дать?
(словари лежат на столе у учителя)
2. Проверка.
VI этап. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените итоги работы на уроке, дополняя каждое предложение.
Мне удалось
Меня удивило
Мне понравилось
Я порадовался за
Я хочу поблагодарить за
Я могу похвалить себя за
- Благодарю всех за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!
VII этап. Домашнее задание.
Выставление отметок.





Приложение 1.
Найдите и запишите фразеологизмы по данному началу.
Не в своей
Делать из
Мороз по
От корки ...










15