Материалы для промежуточной аттестации за курс «География материков и океанов. 7 класс.


Пояснительная записка к материалам для промежуточной аттестации за курс «География материков и океанов. 7 класс»
Определение качества образования учащихся продиктовано необходимостью выявления соотношения реальных результатов обученности в образовательном учреждении с поставленными целями в образовательных стандартах и ожиданиями участников образовательного процесса и общества. Для этого в гимназии сформирована система оценки качества образовательного процесса, включающая мониторинг образовательной деятельности и промежуточную аттестацию.
Материалы для промежуточной аттестации за курс «География материков и океанов. 7 класс» составлены в соответствии с содержанием: 1) Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. «Рабочие программы. География. 5-9 классы: учебно-методическое пособие» /составитель С.В. Кручинина – М.: Дрофа, 2012;
2) учебника В.А. Коринской, И.В. Душина, В.А. Щенева «География материков и океанов. 7 класс» - М.: «Дрофа», 2014;
3) «Рабочей тетради с комплектом контурных карт. 7 класс» составитель В.И. Сиротин - М.: «Дрофа» «Издательство ДИК», 2012-2014 гг.;
4) атласа «География. 7 класс» - М.: «Дрофа» «Издательство ДИК», 2012-2014 гг.
Проверка качества усвоения материала за курс географии 7 класса проводится в форме устного экзамена по билетам. Материалы промежуточной аттестации состоят из 20 билетов, в каждом из которых содержатся задания теоретической и практической направленности на базовом и повышенном уровне по всем разделам изучаемого курса.
Для оценки ответа обучающихся используются следующие критерии оценивания в соответствии с системой оценивания гимназии:
1. Базовый уровень:
4 балла – правильно выполнено 70 – 100% объема заданий;
3 балла – правильно выполнено 50 – 69% объема заданий;
2 балла – правильно выполнено менее 50% объема заданий;
2. Повышенный уровень:
5 баллов – правильно выполнено 90 – 100% объема заданий.

Билет №1
Вопрос №1. Назовите причины и объясните принципы распределения температур и осадков на поверхности Земли.
Вопрос №2. По картам фрески в атласе стр. 6 составьте рассказ о направлениях перемещения материков. Объясните, почему материки движутся. Сформулируйте суть гипотезы дрейфа материков А. Вегенера.
Билет №2
Вопрос №1. Что такое рельеф? В чем причины его разнообразия?
Вопрос №2. Сравните особенности географического положения материков Африка и Южная Америка, сделайте вывод, отметив черты сходства и различия в географическом положении этих материков. Составьте сравнительную таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №3
Вопрос №1. Объясните причины образования в океане круговых поверхностных течений и их роль в формировании климатов Земли. Приведите примеры.
Вопрос №2. Охарактеризуйте природные компоненты, составляющих природного комплекса (ПК) саванн Африки. Составьте схему ПК, где с помощью стрелок покажите взаимосвязь компонентов этого природного комплекса (см. Приложение к билету).
Билет №4
Вопрос №1. Какие природные комплексы называют природными зонами? Каковы особенности размещения природных зон на материках и в океане? Приведите примеры.
Вопрос №2. Охарактеризуйте и сравните между собой природные комплексы, сформировавшиеся на территории материка Южная Америка (по вашему выбору). Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов от географического положения природного комплекса. Составьте сравнительную таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №5
Вопрос №1. Что такое этнос? Каковы его основные признаки? Приведите примеры крупных и малых этносов. Покажите на карте территории их проживания.
Вопрос №2. Сравните климат полуостровов Калифорния и Флорида, расположенных в пределах тропического климатического пояса Северной Америки. Составьте сравнительную таблицу. Сделайте вывод (см. Приложение к билету).
Билет №6
Вопрос №1. Современники А. Гумбольдта назвали его экспедицию на материк Южная Америка «вторым открытием Америки». Как вы думаете почему?
Вопрос №2. Используя карту земной коры и физическую карту Евразии в атласе 7 класса, установите зависимость между строением земной коры и распространением основных форм рельефа по территории материка Евразии. Заполните таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №7
Вопрос №1. Сравните природу и население Северной и Центральной Африки.Вопрос №2. Постройте на контурной карте Атлантического океана модель (лоцию) тех сведений об океане, которые содержатся в картах атласа.
Билет №8
Вопрос №1. Дайте краткую характеристику растительного и животного мира Австралии. В чем состоит его своеобразие? Объясните причины этого своеобразия.Вопрос №2. Составьте описание рельефа острова Мадагаскар по плану, используя карты атласа (см. Приложение к билету).
Билет №9
Вопрос №1. Назовите черты сходства и различия между природными зонами Южной Америки и Африки. Укажите причины.
Вопрос №2. Сравните рельеф Евразии и Северной Америки. Результаты сопоставления запишите в таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №10
Вопрос №1. В какой части Северной Америки климат наиболее благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности населения? Перечислите главные особенности климата материка. В чем выражается влияние океанов и подстилающей поверхности на климат Северной Америки?
Вопрос №2. Проанализируйте климатические диаграммы в указанной последовательности и сделайте вывод типе климата, которому они соответствуют. Результаты анализа запишите в таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №11
Вопрос №1. На каких компонентах природы наиболее ярко отображаются особенности географического положения Северной Америки? Приведите примеры.
Вопрос №2. По карте определите, по каким рекам Южной Америки можно совершить малые «кругосветные» плавания. Какие другие проекты соединения рек континента вы можете предложить.
Билет №12
Вопрос №1. В основе закона целостности географической оболочки лежит взаимообмен веществом и энергией, осуществляемый с помощью круговоротов. Покажите это на примере любого круговорота по вашему выбору.
Вопрос №2. На контурной карте Африки с помощью текста учебника создайте модель, отражающую особенности населения материка. Условные знаки придумайте сами.
Билет №13
Вопрос №1. Какие природные явления имеют катастрофические последствия для хозяйственной деятельности и жизни населения? Какие из них не зависят от человека, а какие происходят под влиянием его хозяйственной деятельности?
Вопрос №2. Сравните природу Бразилии и Аргентины, определите черты сходства и различия. Объясните причины установленных фактов. Результаты сравнения запишите в таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №14
Вопрос №1. Обоснуйте необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.
Вопрос №2. Проведите группировку стран материка Северная Америка. Признаки группировки выберите самостоятельно. Выбор обоснуйте.
Билет №15
Вопрос №1. Каким образом осуществляется взаимосвязь и взаимопроникновение компонентов географической оболочки друг в друга? Приведите примеры.
Вопрос №2. Составьте описание географического положения Африки или Южной Америки (по вашему выбору) по типовому плану (см. Приложение к билету).
Билет №16
Вопрос №1. Выделите в Атлантическом океане природные комплексы, в которых проявляется широтная зональность, и комплексы, образующиеся под влиянием суши. Объясните их особенности.
Вопрос №2. Составьте прогноз изменений, которые могут произойти на поверхности Земли, если в Антарктиде будут сильные извержения вулканов и если начнет быстро таять ледяной покров материка. Ответ обоснуйте.
Билет №17
Вопрос №1. Охарактеризуйте особенности природы Северного Ледовитого океана. Чем объяснить, что воздух над Северным Ледовитым океаном теплее, чем над Антарктидой?
Вопрос №2. Используя карты атласа и примерный план характеристики рек, составьте описание одной из крупных рек мира (по вашему выбору), заполните таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №18
Вопрос №1. На основе анализа климатических карт укажите общие особенности климата Южной Америки, Африки и Австралии. Чем они объясняются? В чем заключаются различия климата этих материков и чем эти различия обусловлены?
Вопрос №2. Используя карты атласа и примерный план характеристики страны (см. Приложение), составьте описание одной из стран мира (по вашему выбору), заполните таблицу.
Билет №19
Вопрос №1. Пользуясь картами атласа, определите, какие страны Африки или их части заселены густо, а какие слабо. В каких странах имеются незаселенные территории? Объясните причины различий в плотности заселения материка.
Вопрос №2. Сравните особенности природы, населения и хозяйства таких стран, как Франция и Индия. Результаты сравнения запишите в таблицу (см. Приложение к билету).
Билет №20
Вопрос №1. В природе многие процессы происходят не изолированно, а во взаимосвязи. Как связаны между собой области землетрясений, вулканизма и горообразования? Приведи примеры.
Вопрос №2. Сравните природные зоны Евразии и Северной Америки по параллели 40 ° с. ш. при движении с запада на восток. В чем причины сходства и различий в чередовании этих природных зон на материках? Составьте сравнительную таблицу (см. Приложение к билету).
Источники информации к экзаменационным билетам
Билеты № вопроса Источники Страница
№1 1 Учебник географии Параграф 5
2 Атлас «География 7 класс» 6-7
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 2
№2 1 Учебник географии Параграф 4
2 Атлас «География 7 класс» 24, 30
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 6-7
№3 1 Учебник географии Параграф 7
2 Атлас «География 7 класс» 24 - 27
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 8-9
№4 1 Учебник географии Параграф 10
2 Атлас «География 7 класс» 30-31
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 9-10
№5 1 Учебник географии Параграф 13
2 Атлас «География 7 класс» 34-35
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 13
№6 1 Учебник географии Параграф 33
2 Атлас «География 7 класс» 4-5 и 38-39
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 17
№7 1 Учебник географии Параграф 25
2 Атлас «География 7 класс» 2-3, 20-21 и др.
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 64
№8 1 Учебник географии Параграф 30
2 Атлас «География 7 класс» 24
№9 1 Учебник географии Параграфы 21 и 36
2 Атлас «География 7 класс» 34 и 38
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 18
№10 1 Учебник географии Параграф 44
2 Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 19 - 20
№11 1 Учебник географии Параграфы 42 - 45
Атлас «География 7 класс» 34 - 37
2 Атлас «География 7 класс» 30
Учебник географии Параграф 35
№12 1 Учебник географии Параграф 66
2 Атлас «География 7 класс» 24-27
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс к/к стр. 44
Учебник географии Параграф 23
№13 1 Учебник географии Параграф 32,36 и др.
2 Атлас «География 7 класс» 30 - 33
Учебник географии Параграф 38
№14 1 Учебник географии Параграф 66
Атлас «География 7 класс» 14 - 15
2 Атлас «География 7 класс» 36 - 37
Учебник географии Параграфы 46 - 48
№15 1 Учебник географии Параграф 9
2 Атлас «География 7 класс» 24 и 30
Учебник географии Параграфы18 и 33
№16 1 Учебник географии Параграф 16
2 Атлас «География 7 класс» 2-3,18-19
Учебник географии Параграф 40
№17 1 Учебник географии Параграф 16
2 Атлас «География 7 класс» 2 – 3, 10 - 11
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 22
№18 1 Учебник географии Параграф 17
Атлас «География 7 класс» 25, 28-29, 31
2 Атлас «География 7 класс» 24 – 48 по выбору
Учебник географии Параграф 24 и др.
№19 1 Учебник географии Параграф 23
Атлас «География 7 класс» 18 – 19, 26 - 27
2 Атлас «География 7 класс» 42 - 48
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 27
Учебник географии Параграфы 55 и 63
№20 1 Учебник географии Параграф 50
Атлас «География 7 класс» 2 – 3 и 4 - 5
2 Атлас «География 7 класс» 35 и 41
Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт 7 класс 24
Учебник географии Параграф 45 и 52
Приложения к билетам промежуточной аттестации по географии в 7 классе.
Билет №2
Вопрос №2. Сравните особенности географического положения материков Африка и Южная Америка, сделайте вывод, отметив черты сходства и различия в географическом положении этих материков. Составьте сравнительную таблицу.
Факторы, определяющие ФГП материка Название материка Вывод о сходстве и различии в ГП
Южная Америка Африка 1. По отношению к экватору 2. По отношению к начальному меридиану 3. По отношению к другим материкам 4. По отношению к океанам Билет №3
Вопрос №2. Охарактеризуйте природные компоненты, составляющих природного комплекса (ПК) саванн Африки. Составьте схему ПК, где с помощью стрелок покажите взаимосвязь компонентов этого природного комплекса.
3748405155575Животный мир
00Животный мир
-22859155575Растительность
00Растительность

314896520256500201549026924000
4234815325755Рельеф
00Рельеф
-22860325755Почвы
00Почвы
2199005208915ПК саванн Африки
00ПК саванн Африки

358711531623000
16821154064000
168211532575500322516532575500
3320415257175Человек и его деятельность
00Человек и его деятельность
491490257175Климат
00Климат

Билет №4
Вопрос №2. Охарактеризуйте и сравните между собой природные комплексы, сформировавшиеся на территории материка Южная Америка (по вашему выбору). Сделайте вывод о взаимосвязях компонентов в комплексе и о зависимости качества природных компонентов от географического положения природного комплекса. Составьте сравнительную таблицу.
Природные компоненты комплекса и природные условия, влияющие на их формирование Название природных комплексов
Географическое положение Природные условия Рельеф (равнины, горы) Климат Средняя температур января и июля. Среднее кол-во осадков. Природные компоненты Почва(основные типы) Внутренние воды(реки, озера) Тип растительности (видовой состав) Животный мир(видовой состав) Вывод.
Билет №5
Вопрос №2. Сравните климат полуостровов Калифорния и Флорида, расположенных в пределах тропического климатического пояса Северной Америки. Составьте сравнительную таблицу. Сделайте вывод.
Последовательность сравнения Название полуострова
Калифорния Флорида
1. Географическое положение 2. Преобладающие воздушные массы (указать тип ВМ), ветры и их направления. 3. Тип климата. 4. Средняя температура января и июля. 5. Среднее количество осадков и режим их выпадения. Вывод о типах климата и о причинах, обуславливающих различие климата на полуостровах Калифорния и Флорида Билет №6
Вопрос №2. Используя карту земной коры и физическую карту Евразии в атласе 7 класса, установите зависимость между строением земной коры и распространением основных форм рельефа по территории материка Евразии. Заполните таблицу.
Строение земной коры Соответствующие формы рельефа
Древние платформы Восточно-Европейская (Русская) Сибирская Индийская Китайско-Корейская Области складчатости Древняя складчатость Новая складчатость Общий вывод о выявленной зависимости Билет №8
Вопрос №2. Составьте описание рельефа острова Мадагаскар по плану:
План описания рельефа.
1. Определите, какие карты атласа необходимы для описания.2. В какой части острова расположена крупная форма рельефа?3. В каком направлении она тянется?4. Каковы приблизительные размеры (протяженность)?5. Каковы наибольшая высота и каковы преобладающие высоты?6. Каково происхождение данной формы рельефа?
Билет №9
Вопрос №2. Сравните рельеф Евразии и Северной Америки. Результаты сопоставления запишите в таблицу:
Основные формы рельефа Евразия Северная Америка
Высокие горы Средневысотные горы Возвышенные равнины Низменности Наибольшая высота материка Наиболее глубокая впадина Общий вывод с выделением отличительных черт
Билет №10
Вопрос №2. Проанализируйте климатические диаграммы в указанной последовательности и сделайте вывод типе климата, которому они соответствуют: 1. Чему равны максимальная и минимальная температуры, на какие месяцы приходится их максимум и минимум?2. Чему равна амплитуда температур?3. Какова величина годового количества осадков?4. В какой сезон года выпадает наибольшее количество осадков?5. Какой тип климата соответствует анализируемой диаграмме?

Результаты анализа запишите в таблицу:
№ диаграммы Температура, °СГодовое количество осадков, ммРежим выпадения осадков Тип климата
Январь Июль №1 №2 №3 №4 №5 №6 Билет №13
Вопрос №2. Сравните природу Бразилии и Аргентины, определите черты сходства и различия. Объясните причины установленных фактов. Результаты сравнения запишите в таблицу.
План сравнения Страны
Бразилия Аргентина
1. Географическое положение. 2. Климат и климатические пояса. 3. Рельеф. 4. Почвы. 5. Внутренние воды. 6. Природные зоны. 7. Растительный мир. 8. Животный мир. Вывод о сходствах и различиях в природе стран Сходства
Различия
Билет №15
Вопрос №2. Составьте описание географического положения Африки или Южной Америки (по вашему выбору) по типовому плану.
План описания географического положения материка
1. Определите, как расположен материк относительно экватора, тропиков (полярных кругов) и нулевого меридиана.2. Найдите крайние точки материка, определите их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.3. В каких климатических поясах расположен материк?4. Определите, какие океаны и моря омывают материк.5. Как расположен материк относительно других материков?
Билет №17
Вопрос №2. Используя карты атласа и примерный план характеристики реки, составьте описание одной из крупных рек мира (по вашему выбору), заполните таблицу.
План описания Текст описания реки
1. Географическое положение:а) в какой части материка находится
б) исток, направление течения, устье, длина реки
в) к бассейну какого океана относится
2. Зависимость характера течения реки от рельефа
3. Питание и режим реки
4. Хозяйственное использование
Билет №18
Вопрос №2. Используя карты атласа и примерный план характеристики страны составьте описание одной из стран мира (по вашему выбору). Заполните таблицу.
План описания Текст описания страны
1. Географическое положение:а) название страны
б) название столицы
в) на каком материке и в какой его части страна находится 2. Крупные формы рельефа.
Полезные ископаемые страны. 3. Климатические условия в разных частях страны (тип климата, температура января и июля, средняя величина осадков)
4. Крупные реки и озера
5. Природные зоны и их основные особенности.
6. Народы, населяющие страну. Их основные занятия.
Билет №19
Вопрос №2. Сравните особенности природы, населения и хозяйства таких стран, как Франция и Индия. Результаты сравнения запишите в таблицу.
План сравнения Страны
Франция Индия
1. Географическое положение. 2. Природные условия и ресурсы. 3. Население. Количество и размещение. 4. Хозяйственная деятельность населения. 5. Достопримечательности Вывод об отличиях в природе, населении, хозяйстве страны. Билет №20
Вопрос №2. Сравните природные зоны Евразии и Северной Америки по параллели 40 ° с. ш. при движении с запада на восток. В чем причины сходства и различий в чередовании этих природных зон на материках? Результаты работы с картами атласа отразите в таблице.
Природные зоны (40 ° с. ш.)Последовательность расположения с запада на восток Черты сходства и различия в размещении природных зон по территории материков
Евразия Северная Америка Черты сходства:
Черты различия:
Общий вывод о причинах, влияющих на расположение зон:
а) на материке Евразия________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) на материке Северная Америка_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________