Рабочая программа по природоведению 5 класс


«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО зам.директора по УВР директор школы
учителей естесствознания _________Л.В.Мишакова ______ Л.В.Болюх
Протокол № 1 «____» сентября 2014 г. «___» сентября 2014г.
от «____» сентября 2014 г.
Руководитель МО:
________И. П. Буракова
Рабочая программа
по природоведению
5 класс
На 2014 – 2015учебный год.
Учитель
Болюх Л. В. Алыгджер 2014

Природоведение (70 ч)
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1.Для 5-9 классов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Для 10- 11 классов: Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
2. Письма службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области №75-37-0893/14 от 20.05.2014 «Об утверждении федерального перечня учебников»
3. Программы общеобразовательных учреждений по природоведению 5 класс.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, ее разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное за бегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Учебно – тематическое планирование

п/п
Тема Кол-во
часов В том числе
теория Практич. раб Контрол.раб
1 Введение. Изучение природы 3 3 - -
2 Вселенная 15 13 1 1
3 Земля 18 14 3 1
4 Жизнь на Земле 18 15 2 1
5 Человек на Земле 16 15 - 1
Итого 70 60 6 4
Содержание тем учебного курса
1.Введение. Изучение природы (3ч)
Введение Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы: Наблюдения, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований (увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели: Карл Линней, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия)
Практические работы
Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картами.
1. Вселенная (15 ч)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV—XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Практическая работа
Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий Северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности Луны.
2. Земля (18ч)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза — научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джине, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над су-
шей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Практические работы
На контурной карте подписать крупнейшие вершины и реки материков.
На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
3. Жизнь на Земле (18 ч)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро — главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические работы
Рассматривание ископаемых остатков организмов.
Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.
Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
Рассматривание морских организмов в коллекциях и на влажных препаратах.
4. Человек на Земле (16 ч)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники — первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.
Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
— как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
— строение живой клетки (главные части);
— царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
— беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
— среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
— природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
— как человек появился на Земле (на уровне представлений);
— естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
— как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3—5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
— изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
— важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать).
Учащиеся должны уметь:
— выполнять несложные наблюдения и практические работы, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
— пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
— рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
— показывать на карте основные природные зоны Земли;
— составлять рассказы, сообщения, небольшие рефераты природоведческого содержания, используя результаты наблюдений, практических работ, материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно.
Календарно- тематическое планирование
№ урока
Название темы
Всего часов Из них Дата
л/р д/р Экс 1 Введение.
Науки о природе. 1 2 Методы изучения природы 1 3 Великие естествоиспытатели 1 4 Вселенная. Как древние люди представляли Вселенную. 1 5 Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею. 1 6 Н. Коперник, его модель Вселенной. 1 7 Джордано Бруно и Галилео Галилей. 1 8 Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы. 1 9 Планеты-гиганты и маленький Плутон. 1 10 Спутники планет. 1 11 Астероиды. Кометы. 1 12 Метеоры. Метеориты. 1 13 Звезды. Солнце - ближайшая к нам звезда. 1 14 Многообразие звезд 1 15 Созвездия. 1 1 16 Галактики. Световой год. 1 17 Обобщение по теме «Вселенная» 1 18 Контрольная работа «Вселенная» 1 1 19 Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли 1 20 Внутреннее строение Земли. 1 21 Горные породы, минералы, полезные ископаемые. 1 1 22 Вещества в окружающем мире. 1 23 Явления в окружающем мире. 1 24 Землетрясения 1 25 Вулканы 1 26 В царстве беспокойной Земли. 1 27 Суша планеты. 1 28 Суша планеты (работа с контурной картой ) 1 1 29 Атмосфера Земли 1 30 Погода. Климат 1 31 Ураганы. Смерчи 1 32 Гидросфера Земли, ее части. Мировой океан 1 33 Воды суши 1 34 Гидросфера Земли (работа с контурной картой ) 1 1 35 Уникальность планеты Земля 1 36 Контрольная работа по теме «Земля» 1 1 37 Развитие жизни на Земле 1 38 Животные прошлого. Динозавры 1 39 Живые клетки 1 40 Строение клетки 1 41 Строение клетки (рассматривание клетки в микроскоп) 1 1 42 Царства живой природы. Одноклеточные организмы 1 43 Многоклеточные организмы ( грибы, растения ) 1 44 Исследования растений (гербарный материал ) 1 1 45 Беспозвоночные и позвоночные животные 1 46 Среды обитания организмов. Наземно-воздушная среда 1 47 Водная среда. Приспособленность организмов 1 48 Почвенная среда. Приспособленность организмов 1 49 Жизнь на разных материках 1 50 Природные зоны Земли 1 51 Природные зоны Земли 1 52 Жизнь в морях и океанах 1 53 Многообразие жизни в морях и океанах 1 54 Контрольная работа «Жизнь в морях и океанах» 1 1 55 Происхождение человека 1 56 Первые люди 1 57 История географических открытий. Открытие Америки 1 58 Открытие Австралии и Антарктиды 1 59 Великие путешественники- первооткрыватели новых земель 1 60 Как человек изменил Землю 1 61 Кислотные дожди 1 62 Озоновые дыры и парниковый эффект 1 63 Жизнь под угрозой 1 64 Опустынивание и его причины. Защита земель от опустынивания 1 65 Здоровье человека и безопасность жизни 1 66 Ядовитые животные и растения 1 67 Охрана животных и растений 1 68 Человек на Земле 1 69 Контрольная работа «Человек на Земле» 1 1 70 Обобщающий урок 1 Литература
1 Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 .
2 Природоведение. 5 класс : рабочая программа по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград : Учитель, 2012.
3 Природоведение. 5 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010.
4 Плешаков. А. А. Природоведение. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» / А. А. Плешаков , Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.
5 Атлас (с комплектом контурных карт ). 5 класс / Федеральная служба геодезии и картографии России. – М.: Просвещение, 2004.
6 Плешаков. А. А. Твои открытия : альбом-задачник к учебнику «Природоведение. 5 класс» / А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. – М. : Дрофа, 2011.
7 Природоведение. 5 класс : поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. – Волгоград : Учитель, 2011.