Рабочая программа по Природоведению для 5 классов

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №22» г.о Саранск РМ


СОГЛАСОВАНО
руководитель школьного методического объединения

протокол №___от «__»_____________2013г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР

______________О.Н. Купчик

«___»____________2013 г.
УТВЕРЖДАЮ
директор
МОУ «СОШ №22»
_______________Г.Н. Кучеров

«_____»_____________2013 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

по
Природоведению




для
(предмет)
5 «А» и «Б»



класса


учитель
(класс)
Киреева Наталья Юрьевна




квалификационная категория:

(ФИО педагога)
I


Составлена в соответствии с программой:


Программа Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана -Граф, 2010 г.


Учебник:
Т.С. Сухова, В.И. Строганов, Природоведение, 5 класс, – М.: Вентана -Граф, 2009.



кол-во часов в неделю: 2 часа кол-во часов в год: 68 часов


2013 г

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для преподавания курса «Природоведения» в 5 классах.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. А также:

Закона об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
Закона об образовании в Республике Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З;
Приказа Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказа Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
Приказа Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Школьного учебного плана МОУ «СОШ №22» на 2013-2014 учебный год;
Положения МОУ «СОШ №22» о структуре и разработке рабочих программ.
На основе программы под ред. Сухова Т.С., Строганов В.И. «Природоведение» 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Письма Мои Н РФ от 18.04.08г. ; АФ-150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами.»




Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.
В 5Б классе обучается ребенок с ОВЗ (). С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа, осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. При работе с этим ребенком необходим индивидуальный подход при обучении. Во время объяснения нового материала необходимо учитывать низкую сформированность смысловых операций. Инструкцию по выполнению определенных заданий объяснять подробно несколько раз и просить объяснить её своими словами. Давать больше времени на подготовку. Формировать позитивную стимуляцию образовательного процесса. Не включать в подсчет качества знаний при анализе итогов.


Структура документа. Примерная программа включает раздела:
пояснительную записку;
требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
содержание тем учебного курса;
учебно-тематический план;
программно-тематическое планирование;
перечень учебно-методическое обеспечения;
список литературы (основной и дополнительной).



Общая характеристика предмета

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.





Цели и задачи:
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Место предмета в базисном плане:
В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Планируемый уровень подготовки:

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);
царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать); основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
-уметь
узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека; описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам; описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; находить значение указанных терминов в справочной литературе; кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты); пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами; определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;


Механизмы формирования ключевых компетенций:

Учебно-познавательная компетенция включает в себя умение:
определять цели и порядок работы;
самостоятельно планировать свою учебную деятельность и самостоятельно учиться;
устанавливать связи между отдельными объектами;
применять освоенные способы в новых ситуациях;
осуществлять самоконтроль.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение:
сотрудничать;
оказывать помощь другим;
участвовать в работе команды;
обмениваться информацией.
Социальная компетенция способствует личностному самосовершенствованию школьника, а именно умению:
анализировать свои достижения и ошибки;
обнаруживать проблемы и затруднения в сообщениях одноклассников;
осуществлять взаимную помощь и поддержку в затруднительных ситуациях;
критически оценивать результаты своей деятельности

В результате учащиеся:
Овладевают ключевыми компетенциями, способствующими достижению успеха в изменяющихся условиях современного общества (навыки самостоятельной исследовательской деятельности, коммуникативные способности, общекультурная подготовка, знание и владение коммуникационными средствами связи и др.);
формируют целостное представление о явлениях в окружающем мире и мире ценностей, современное мировоззрение культурного человека;
могут проектировать и управлять собственной деятельностью не только в сфере школьного образования, но и в рамках дополнительного образования, творческих, спортивных мероприятий.
овладевают культурой взаимоотношений со сверстниками, учителями; минимизируются конфликтные ситуации в школе и дома.

Способы и формы формирования УУД, типовые задачи

Личностные УУД
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма, событий в книге;
самооценка события, происшествия;
Регулятивные УУД
участие в проектах;
диспут;
задания на самопроверку результата, оценку результата, коррекцию (преднамеренные ошибки», «ищу ошибки»)
поиск информации в предложенных источниках;
взаимоконтроль и взаимооценка;
задания, нацеленные на оценку, прикидку и прогнозирование результата;
задания, обучающие пошаговому и итоговому контролю за результатами, планированию решения задачи и прогнозированию результата,
задания, содержащие элементы исследовательской деятельности.

Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы:
урок,
собеседование,
консультация,
практическая работа,
программное обучение,
зачетный урок.
Групповые формы:
групповая работа на уроке,
групповой практикум,
групповые творческие задания.
Индивидуальные формы:
работа с литературой или электронными источниками информации,
письменные упражнения,
выполнение индивидуальных заданий,
работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения:
словесные - рассказ,
беседа;
наглядные - иллюстрации,
демонстрации как обычные, так и компьютерные;
практические выполнение практических работ,
самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной),
самостоятельные письменные упражнения,
самостоятельная работа за компьютером.
Технологии обучения:
дифференцированное,
модульное, проблемное,
развивающее,
разноуровневое и технология критического обучения;
классно-урочная технология обучения,
групповая технология обучения,
игровая технология (дидактическая игра)

Виды и формы контроля:
Формы контроля знаний:
срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы;
фронтальный и индивидуальный опрос;
отчеты по практическим и лабораторным работам;
творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Контроль уровня обученности.

Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.


Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.














































Содержание тем учебного курса

1. Введение. Что тебя окружает.
Наблюдения, опыты и измерения как методы изучения природы. Использование органов чувств и измерительных приборов в процессе наблюдений при постановке опытов. Взаимосвязь методов при изучении объектов и явлений природы.
Примеры, иллюстрирующие вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки.
Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования.
Измерение длины, массы, температуры и времени различными способами.
Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.

2. Многообразие явлений природы.
Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые сложные вещества, смеси.
Разнообразие живых организмов, природные и антропогенные причины о сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни разных условиях среды обитания.

3. Химические явления в живой и неживой природе.
Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т. п.). Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
Опыты, демонстрирующие горение веществ.

4. Физические явления в живой и неживой природе.
Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т. п.), тепловых (плавление льда и т. п.), световых (разложение белого света при прохождении через призму и т. п.).Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости и т. п.).

5. Биологические явления.
Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии (использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений и т. п.).
Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

6. Особенности живого организма.
Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев (электронных коллекций) и др.); Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, закаливания и др.)- Профилактика вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании), их влияние на здоровье.
Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.
Правила поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т. п.). Простейшие способы оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).

7. Движение в сферах планеты и в космосе.
Изменение облика Земли и живых организмов. Движение литосферы. Движение атмосферы. Движение гидросферы. Круговорот воды в природе. Взаимосвязь сфер Земли. Горные породы, образовавшиеся с участием живых организмов.

8. Освоение человеком природы.
Роль современной науки в жизни человечества. Человек часть природы. Влияние человека на биосферу.









































Учебно-тематическое планирование.

№п/п
Наименования раздела, темы.
Всего часов
из них
(количество часов)




Теоретических
Практические, лабораторные, экскурсии
Контрольные работы, самостоятельные работы

I четверть

Введение. Что тебя окружает
6
4
2


1.
Живая и неживая природа. Вводный инструктаж по ТБ.

1




2.
Загадки природы.

1

Эк №1 «Живая неживая природа»


3.
Единство живой и неживой природы.

1




4
Изменяется ли окружающий нас мир?
1

П/р. №1 Красота и гармония в природе».


5
Могут ли в живых организмах происходить физические изменения?
1




6
Могут ли в живых организмах происходить химические изменения?
1




Многообразие природных явлений
2
2



7


Всё течёт, всё изменяется
1




8
Чем различаются химические и физические явления?
1




Химические явления в живой и неживой природе
5
4

1

9
Как узнать, что химическая реакция произошла?

1




10
Можно ли повлиять на химическую реакцию?
1




11
Какие условия необходимы для реакции горения?
1




12
Вещества, образуемые растениями.
1




13
Подведем итоги
1


С/р
« Многообразие природных явлений»

Физические явления в живой и неживой природе
7
4
2
1

14
Что необходимо знать, изучая физические явления?
1




15
Магнитные и электрические явления.
1

Л/р №1 «Знакомство с магнитными и эл. явлениями»


16
Механическое движение в живой и неживой природе.
1




Итого в четверти
16
12
П/р 1; Л/р 1; Э 1
С/р1

II четверть

17
Световые явления в живой и неживой природе.
1




18
Свет в жизни живых организмов.
1




19
Звуковые явления в живой и неживой природе.
1

П/р №2, «Звуки общения животных»


20
Подведем итоги
1


К/р№1» Физические и химические явления в живой и неживой природе»

Биологические явления
3
1
2


21
Как идёт жизнь на Земле.


1




22
Прибор, открывающий «невидимое».
1

Л/р №2 «Изучение устройства микроскопа»



23
Живое и неживое под микроскопом.
1

Л/р№3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»


Особенности живого организма
27
13
10
4

24
Как размножаются живые организмы?
1




25
Как размножаются животные?
1




26
Как размножаются растения?
1




27
Строение семени.
1

Л/р№4 «Изучение строения семени»


28
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
1




29
Как переселяются растения?
1

Э №3 «Распространение плодов и семян».
П/р №3«Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы».


30
Подведем итоги
1


С/р Размножение живых организмов.


Итого в четверти
14
5
П/р2; Л/р3; Э1
С/р 1; К/р1


III четверть


31
Почему всем хватает места на Земле?
1




32
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
1

Э №4 «Живые организмы зимой».



33
Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
1

П/р №4«Уход за комнатными растениями».


34
Подведем итоги
1


С/р «Организм и среда»

35
Как питаются разные животные?
1




36
Как питается растение?
1

Л/р №5 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.


37
Только ли лист кормит растение?
1

Л/р№6 Рассматривание корней растений (по выбору).


38
Как питаются паразиты?
1




39
Подведем итоги
1


С/р Особенности питания организмов.

40
Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
1





41
Можно ли жить без воды?
1




42
Можно ли жить не питаясь?
1

П/р№5 Подкармливание птиц зимой.



43
Как можно добыть энергию для жизни?
1




44
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
1




45
Подведем итоги
1


С/р Значение питания для живых организмов.


46
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом
1

Л/р№7 Рассматривание под микроскопом клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.



47
Разнообразие клеток многоклеточных организмов.
1

Л/р№8 Рассматривание под микроскопом разных клеток многоклеточных организмов.



48
Можно ли жить и не дышать?
1




49
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
1

Э №5 «Живые организмы весной»


50
Подведем итоги
1


К/р№2 Что мы узнали о жизни на Земле?


Движение в сферах планеты и в космосе
9
5
3
1

51
Изменение облика Земли и живых организмов.
1




Итого в четверти
21
10
П/р4; Л/р4; Э2
С/р 3; К/р1

IV четверть

52
Движение литосферы.
1




53
Движение атмосферы
1




54
Движение гидросферы.
1

П/р №6 Определение по карте основных океанических движений (течений).



55
Круговорот воды в природе.
1




56
Взаимосвязь сфер Земли.
1

П/р№7 «Составление схем пищевых цепейпередачи энергии и веществ»


57
Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов.
1

Л/р№9 Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов»


58
Подведем итоги
1


С/р Движение в сферах планеты.



59
Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики.
1




Освоение человеком природы
6
4
1
1

60
Обобщение и систематизация знаний по курсу Природоведение
1




61
Итоговый мониторинг
1


К/р №3 Тематический контроль знаний за курс изучения природоведения

62
Анализ итогового мониторинга
1




63
Роль современной науки в жизни человечества. Человек – часть природы.
Редкие и исчезающие виды растений и животных.
Редкие и исчезающие виды растений и животных Мордовии.
Красная книга. Красная книга Мордовии.

1

П/р№8 Наблюдение за расходованием воды, электроэнергии в школе. Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
П/р №9 Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.




64
Влияние человека на биосферу.
1

.



65
Задание на лето
1




67-68
Резервное время





Итого в четверти
14
7
П/р3; Л/р1,
С/Р1; К/р1

Итого в год
66
40
21
9


2 часа – резервного времени










































Основная литература:


Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Природоведение. 5 класс (учебник). М.:Вентана-Граф, 2008 ;
Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Природоведение. 5 класс (рабочая тетрадь).М.:Вентана-Граф, 2008;
Т.С. Сухова, В.И. Строганов. Природоведение. 5 класс (рабочая тетрадь для учителя). М.: Вентана-Граф, 2008
Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику Т.С. Суховой, В.И. Строганова. Природоведение. 5 класс, М.: изд-во «Экзамен», 2005.


Дополнительная литература:
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.
Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.
Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.
Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979




Методическая литература:
Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.
Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.
Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.
Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.
Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.
Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.
Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.
Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.
Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Электронное сопровождение
Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение 5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.
Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс», «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005.
Природоведение 5 класс . «1С» фирма
Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2004

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – газета «Химия» -приложение к «1 сентября»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] – Эйдос – центр дистанционного образования
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


www.yandex.ru учительский портал
http://www.uchportal.ru/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www/edu.ru
obrazovanie-dok.pdf
http://fgos.edurm.ru
www.prosvpress.ru
standartedu.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
dinastifdn.ru/grants/teacher





Алгоритм подготовки реферата
Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием.
Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
Составить план реферата.
Написать введение.
Используя составленный план, написать реферат, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию
Написать выводы.
Прочитать текст и отредактировать его.
Правильно оформить реферат:
На титульном листе указать тему реферата, сведения об исполнителе, руководителе, место написания, год;
На второй странице напечатать оглавление реферата;
Текст печатать шрифтом 12 или 14, через 1,5 интервал;
Оставлять поля, не сокращать текст;
Пронумеровать страницы;
В конце реферата привести список литературы, указать автора книги, ее название, издательство, год выпуска, количество страниц.





























Примерные темы для рефератов и сообщений:

В глубины Таинственного мира – водной толщи пруда.
Цветущие травы на лугу.
Цветущие травы в поле.
Цветущие травы на берегу озера.
Редкие животные Мордовии
Редкие растения Мордовии
Из чего состоят вещества.
Что такое атмосфера и как она устроена?
Почему самолеты летают?
История воздухоплавания.
Как человек использует энергию Солнца и ветра?
Как человек использует энергию движущейся воды.
Кто как передвигается?
Как питаются организмы.
Забота о потомстве у животных
Почва - особое тело Земли.
Чем полезны и вредны бактерии.
Лекарственные растения Мордовии
ЗОЖ – как мы это понимаем.
Красная книга Мордовии.













15