Планирование по природоведению 5 класс по учебнику Т.С. Сухова, В.И. Строганов – 2008 год – 2 часа в неделю



Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 3 им. А.Н.Островского


Утверждаю
Директор МОУ гимназия
№3 им. А.Н.Островского
____________О.Н.Яншенкина
«_____»__________2012 г.


Рабочая программа

Основного общего образования
Для 5 класса
По природоведению


Учитель Мелкумова Н.В.

Квалификационная категория II


Рабочая программа составлена с учетом
Федерального Государственного образовательного
стандарта, Примерной программы основного
общего образования по биологии и Программы
пропедевтического курса для 5-го класса «Природоведения»
авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов





Программа рассмотрена на заседании методического объединения____________________
Протокол от «_____» ________________2012 № ____________________
Руководитель МО Голубева И.И._(____________________)


Программа утверждена на заседании научно – методического совета гимназии
Протокол от «____» ___________________2012 № _______________
Председатель НМС ___________________________________(О,Л,Рычагова)






Кинешма 2012 год



Программа курса природоведения для 5 класса

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного образовательного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы пропедевтического курса для 5-го класса «Природоведения» авторов Т.С. Сухова, В.И. Строганов / / Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс: Программы. – М.: Вентана – Граф, 2008 год – 176 С.
Программа пропедевтического курса природоведения для 5 класса рассчитана на 68 часов учебного времени (2 часа в неделю).
Основная задача курса формирование у учащихся понятий и представлений о целостности и системности материального мира (от макромира Вселенной до микромира молекул и атомов).
Поэтому авторы строят курс, акцентируя внимание не на отдельных областях естественнонаучных знаний, а на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применяемые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества.
В целях формирования представления о целостности мира все перечисленные аспекты представлены блоками знаний, построенными на установлении аналогий между объектами живой и неживой природы, их сравнении и сопоставлении. Блоки завершаются обобщающими уроками, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем нас мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы. Резервное время позволит учителю строить такие уроки с учетом уровня подготовки учащихся. Особое внимание уделено понятию «уникальность жизни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий; учет возрастных особенностей учащихся их конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Курс 5 класса организуется в последовательности, позволяющей формировать представление о системности материального мира.

Тематический блок
Ведущая образовательная идея (содержание)

Тела
Многообразие и общая характеристика тел. Доказательства существования взаимосвязей между телами. Физические силы, обусловливающие взаимодействие тел

Вещества. Молекулы и атомы
Многообразие и общая схема строения вещества. Доказательства взаимного влияния частиц вещества

Единство и взаимосвязи материального мира
Системная организация природы. Уровни организации живого. Доказательства взаимосвязи живого и неживого в биосфере


При изучении явлений в живой природе значительно усилены экологические аспекты, отражающие взаимосвязи и взаимозависимости в природе, т. е. единство материального мира.
В целях формирования умений проводить наблюдения в природе предусмотрены летние задания, а также опыты в лабораторных и домашних условиях (резервное время).
Предлагаемый курс природоведения, раскрывающий уникальность жизни на нашей планете, позволит, на наш взгляд, убедить учащихся не только в необходимости изучать природу, но и в том, что жизнь каждого из нас и человечества в целом зависит от того, как мы распорядимся этими знаниями.
Знаком (*) в программе отмечены материалы, выполняемые по усмотрению учителя.








Тематическое планирование

Содержание программы

1. Введение. Что тебя окружает (6 ч)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещение тел живой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие иода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.
Опыт в домашних условиях. Изучение испарения жидкостей.
Практическая работа. Красота и гармония в природе*.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
2. Явления природы (44 ч, из них 9 ч*} Многообразие природных явлений (2 ч, из них I ч*)
Понятие о физических, химических и биологических явлениях.
Человек как биосоциальное явление.
Физические и химические явления в живой и неживой природе (10ч, из них 2 ч*)
Явления природы с молекулярной точки зрения. Движение
частиц вещества.
Физические и химические явления: механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ. Правила безопасного поведения во врем* грозы. Ориентирование на местности: определение сторон гори зонта с помощью компаса.
Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, гриба ми, животными.
Лабораторная работа. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями.
Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных.
Экскурсия. Звуки в живой природе.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
Биологические явления. Особенности живого организма (30 ч, из них 6 ч*)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.
Как размножаются организмы.
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных, человека. Однополые и двуполые живые организмы. Перекрестное опыление условие появления здорового потомства. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Взаимодействие организмов с условиями окружающей среды. Факторы здорового образа жизни.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник жертва», «паразит хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища источник энергии. Солнце источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, несложных травмах ссадинах, царапинах.
Лабораторные работы
Изучение устройства микроскопа.
Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Изучение строения семени фасоли*.
Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа.
Рассматривание корней растений*.
Сравнение клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Знакомство с разнообразием клеток многоклеточных организмов*.
Опыты в домашних условиях
Выращивание плесени на хлебе.
Выяснение условий прорастания семян.
Наблюдение за испарением воды листьями.
Изучение направления движения побега и корня при прорастании семян.
Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Измерение роста (длины тела) и массы тела.
Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
Практические работы
Изучение состояния деревьев и кустарников в районе школы(*).
Уход за комнатными растениями и аквариумом. (*)
Подкармливание птиц.
Экскурсии
Распространение плодов и семян.
Живые организмы зимой.
Живые организмы весной.
3. Движение в сферах планеты Земля и в космосе (9 ч)
Глобальные изменения облика Земли.
Крупные геологические события в истории Земли: горообразовательные процессы и оледенения; поднятия и опускания суши; изменения очертаний материков, уровня океанов. Изменения климата и влияние этих изменений на растительный и животный мир Земли.
Движение в литосфере.
Медленные вертикальные движения земной коры. Земле трясения. Движение литосферных плит. Вулканизм, строение вулкана. Изменение поверхности Земли. Выветривание. Деятельность ветра, вод, ледников.
Движение в атмосфере.
Непрерывность движения воздуха. Общая циркуляция I атмосферы. Ветер, сила ветра, значение ветра в природе. Погода, ее показатели. Влажность, осадки, воздушные массы, направление ветра, атмосферные фронты, циклоны, антици-1 клоны.
Движение в гидросфере.
Движение воды в биосфере.
Биосфера все части планеты, освоенные живыми организмами. Уникальность живого вещества биосферы. Представление о функциях живого вещества, биогенной миграции атомов. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере; роль живых организмов в этих процессах. Участие живого вещества в образовании минералов осадочных горных пород, атмосферы и в изменении химического состава гидросферы. Космическая роль зеленых растений. Движение живой материи на Земле от простого к сложному (представление об эволюционных изменениях в биосфере).
Движение галактик, Солнечной системы, планет, астероидов, комет. Падение метеоритов. Движение искусственных спутников Земли.
Суточное движение Земли. Движение Луны вокруг Земли. Движение Земли вокруг Солнца, Смена времен года.
Взаимосвязь сфер Земли и роль живых организмов в этих процессах.
Демонстрации. Объемные модели ландшафта, вулканов; географические карты, глобус, теллурий; слайды, картины, посвященные стихийным явлениям природы (в том числе «Последний день Помпеи» К. Брюллова); схемы круговорота веществ.
Лабораторная работа. Знакомство с минералами и горными породами биогенного происхождения.
Практические работы
Определение по карте основных океанических движений, течений.
Составление схем пищевых цепей цепей передачи энергии и веществ.
4. Освоение природы человеком (3 ч, из них 1 ч*)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.).
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Контроль за состоянием окружающей среды. Регулирование потребностей людей. Рациональное использование природных ресурсов. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы
Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности)*.
Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
5. Задания на лето (1 ч)
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.



















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Тема уроков
Количество часов
Элементы
содержания

Требования
к уровню подготовки

Измерители

Формы контроля
Лабораторные работы,
Практические работы,
экскурсии
§
Дата проведе
ния










план
Фактически

Тема1. Введение. Что тебя окружает (6 часов)

1.
Живая и неживая природа
1
Основные понятия
Опыт
наблюдение
Уметь пользоваться планом исследования
Задания к § 1 в рабочей тетради на печатной основе


§ 1,
1- я неделя сентяб-ря


2.
Загадки природы
1
Основные понятия
Тела живой и неживой природы.
Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная.
Знать признаки живой и неживой природы. Приводить примеры обитателей водной, наземно-воздушной и почвенной сред жизни
Задания к § 2 в рабочей тетради на печатной основе

«Живая и неживая природа» экскурсия
§ 2,
2- я неделя сентяб-ря



3.
Единство живой и неживой природы
1
Основные понятия
Вещества органические и неорганические, молекулы, атомы, характеристика тел живой и неживой природы
Приводить примеры веществ органических и неорганических
Задания к § 3 в рабочей тетради на печатной основе


§ 3,
2- я неделя сентяб-ря


4.
Изменяется ли окружающий нас мир?
1
Основные понятия
Историческое развитие, культура, климат.
Изменения, происходящие в неживой природе. Изменения, происходящие в живой природе. Биологический обмен веществ
Приводить примеры изменений, происходящих в живой и не живой природе
Задания к § 4 в рабочей тетради на печатной основе


§ 4
3- я неделя сентяб-ря


5.
Могут ли в живых организмах происходить физические изменения
1
Основные понятия
Физические явления
Приводить примеры физических изменений, происходящих в живой и не живой природе
Задания к § 5 в рабочей тетради на печатной основе


§ 5
3- я неделя сентяб-ря


6.
Могут ли в живых организмах происходить химические изменения

Основные понятия
Химические явления
Приводить примеры химических изменений, происходящих в живой и не живой природе
Задание к § 6 в рабочей тетради на печатной основе
промежуточный

§ 6
4- я неделя сентяб-ря


Явления природы (14 часов)

Многообразие природных явлений (2 часа)

7.
Все течет, все изменяется
1
Основные понятия
Время, пространство
Понимать, что окружающий мир постоянно изменяется
Задание к § 7 в рабочей тетради на печатной основе


§ 7
4- я неделя сентяб-ря


8
Чем различаются физические и химические явления?
1
Основные понятия
Физические явления
Химические явления
Уметь отличать физические явления от химических явлений
Задание к § 8 в рабочей тетради на печатной основе


§ 8
5- я неделя сентяб-ря


Физические и химические явления в живой и неживой природе (12 часов)

9
Как узнать, что химическая реакция произошла?
1
Основные понятия
Химическая реакция
Знать признаки химической реакции
Задание к § 9 в рабочей тетради на печатной основе


§ 9
1- я неделя октября


10
Можно ли повлиять на химическую реакцию
1
Основные понятия
Химическая реакция

Знать какие условия влияют на ход химической реакции
Задание к § 10 в рабочей тетради на печатной основе


§ 10
2- я неделя октября


11
Какие условия необходимы для реакции горения
1
Основные понятия
Реакция горения
Знать условия необходимые для реакции горения
Задание к § 11 в рабочей тетради на печатной основе


§ 11,
2- я неделя октября






12
Вещества, образуемые растениями
1
Основные понятия
Фитонциды, витамины, дубильные вещества
Знать что такое фитонциды и витамины
Задание к § 12 в рабочей тетради на печатной основе


§ 12
3- я неделя октября


13
Подведем итоги по теме «Химические явления в живой и неживой природе»
1
Работа письменная в рабочей тетради на печатной основе
обобщающий

§ 13
3- я неделя октября


14
Что необходимо знать, изучая физические явления?
1
Основные понятия
Физические явления, физика, биофизика
Явления: механические, звуковые, световые, тепловые, электрические
Отличать различные физические явления друг от друга. Приводить примеры различных физических явлений
Задание к § 14 в рабочей тетради на печатной основе


§ 14
4- я неделя октября


15
Магнитные и электрические явления
1
Основные понятия
Магнитные явления, электрические явления
Знать особенности магнитных и электрических явлений. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определе-ние сторон горизонта с помощью компаса.
Задание к § 15 в рабочей тетради на печатной основе

Л./р. 1
§ 15
4- я неделя октября


16
Механическое движение в живой и неживой природе
1
Основные понятия
Механическое движение, миграция. скорость

Знать что такое механическое движение, приводить примеры
Задание к § 16 в рабочей тетради на печатной основе


§ 16,
5- я неделя октября


17
Световые явления в живой и неживой природе
1
Основные понятия
Свет, источники света, прямолинейное распространение
Знать что такое свет, световые явления
Задание к § 17 в рабочей тетради на печатной основе


§ 17,
5- я неделя октября


18
Свет в жизни живых организмов
1
Основные понятия
фотосинтез
Знать что такое фотосинтез
Задание к § 18 в рабочей тетради на печатной основе


§ 18
2- я неделя ноября


19
Звуковые явления в живой и неживой природе
1
Основные понятия
звук
Знать что такое звуковые явления
Задание к § 19 в рабочей тетради на печатной основе. ПР.прослушивание записей звукового общения животных


§ 19
2- я неделя ноября


20
Подведем итоги по теме «Физические явления в живой и неживой природе»
1
Работа письменная в рабочей тетради на печатной основе
Задание к § 20 в рабочей тетради на печатной основе
Обобщающий

§ 20
3- я неделя ноября


Биологические явления. Особенности живого организма (32 часа)

21
Как идет жизнь на Земле
1
Основные понятия
эволюция
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых организмов на Земле.
Задание к § 21 в рабочей тетради на печатной основе


§ 21
3- я неделя ноября


22
Прибор открывающий «невидимое»
1
Основные понятия
микроскоп
Изучение устройства микроскопа
Задание к § 22 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа
2
§ 22
4- я неделя ноября


23
Живое и неживое под микроскопом
1
Основные понятия
клетка
Уметь отличать живое от неживого.
Задание к § 23 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа
3
§ 23
4- я неделя ноября


24
Как размножаются живые организмы?
1
Основные понятия
Половое и бесполое размножение. Половые клетки, оплодотворение.
Воспроизведение себе подобных. Образование и развитие зародыша.
Задание к § 24 в рабочей тетради на печатной основе


§ 24
1- я неделя декабря


25
Как размножаются животные?
1
Основные понятия
Половое и бесполое размножение
Особенности размножения животных
Задание к § 25 в рабочей тетради на печатной основе


§ 25
1- я неделя декабря


26
Как размножаются растения?
1
Основные понятия
Половое и бесполое размножение
Особенности размножения растений
Задание к § 26 в рабочей тетради на печатной основе


§ 26
2- я неделя декабря


27
Строение семени

Основные понятия
семя
Знать строение семени
Задание к § 27 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа
4
§ 27
2- я неделя декабря


28
Могут ли растения производить потомство без помощи семян?
1
Основные понятия
Бесполое размножение растений
Знать способы вегетативного размножения растений.
Задание к § 28 в рабочей тетради на печатной основе


§ 28
3- я неделя декабря


29
Как переселяются растения?
1
Основные понятия
способы распространения семян
Знать способы распространения семян
Задание к § 29 в рабочей тетради на печатной основе


§ 29
3- я неделя декабря


30
Распространение семян и плодов
1

Изучить плоды и семяна растений, распространяющихся разными способами


Экскурсия




31
Подведем итоги по теме «Размножение живых организмов»
1
Работа письменная в рабочей тетради на печатной основе
Обобщающий

§ 30
4- я неделя декабря


32
Почему всем хватает места на Земле?
1
Основные понятия
Приспособленность живых организмов к среде обитания
Благоприятные и неблагоприятные условия для жизни
Знать понятия об относительной приспособленности живых организмов к среде обитания,
благоприятные и неблагоприятные условия для жизни
иметь представления о борьбе всех живых организмов с неблагоприятными условиями
Задание к § 31 в рабочей тетради на печатной основе


§ 31
4- я неделя декабря


33
Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия?
1
Основные понятия
Естественный отбор, среда обитания, «паразит-хозяин», «хищник-жертва », антропогенный фактор среды
Знать понятия естественный отбор, среда обитания, «паразит-хозяин», «хищник-жертва », антропогенный фактор среды. Закрепление знаний о взаимосвязях живых организмов через пищевые цепи
Задание к § 32 в рабочей тетради на печатной основе


§ 32
2- я неделя января


34
Живые организмы зимой


Научиться наблюдать взаимосвязи организмов в живой природе, находить доказательства влияния условий среды на живой организм


Экскурсия




35
Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников?
1
Основные понятия
Питание, органическое вещество, способы питания
Знать понятия питание, органическое вещество
Знать роль растений в жизни животных. Уметь составлять схемы пищевых цепей
Объяснять роль пищевых связей живых организмов
Задание к § 33 в рабочей тетради на печатной основе


§ 33
2- я неделя января


36
Подведем итоги
1
Анализ усвоенной информации, обобщение знаний
Задание к § 34 в рабочей тетради на печатной основе
Обобщающий

§ 34
3- я неделя января


37
Как питаются разные животные?
1
Основные понятия взаимосвязь организма и окружающей среды,
признаки царства животные, пища, пищеварение
Знать понятия о взаимосвязи организма и окружающей среды, о признаках царства животные; развитие общебиологического понятия о пище как источнике энергии, о значении процесса пищеварения
Задание к § 35 в рабочей тетради на печатной основе


§ 35
3- я неделя января


38
Как питается растение?
1
Основные понятия
Хлорофилл, органические вещества
Уметь работать с микроскопом, готовить микропрепарат, обобщать и делать выводы
Задание к § 36 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа №5
§ 36
4- я неделя января


39
Только ли лист кормит растение?
1
Основные понятия
Связь строения и функций органов растения
Знать роль корня в жизни растений.
Уметь работать с микроскопом,
Задание к § 37 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа №6
§ 37
4- я неделя января


40
Как питаются паразиты?
1
Основные понятия
паразит, паразит-хозяин
Знать понятия «паразит», «паразит-хозяин», борьба за существование
Задание к § 38 в рабочей тетради на печатной основе


§ 38
1- я неделя февраля


41
Подведем итоги по теме «Питание живых организмов»
1
Обобщение знаний, относящихся к такому характерному для всех живых организмов признаку, как процесс питания
Задание к § 39 в рабочей тетради на печатной основе

П-Р «Подкармливание птиц зимой»
§ 39
1- я неделя февраля


42
Нужны ли минеральные соли животным и человеку?
1
Основные понятия минеральные соли
Знать, что жизнь живых организмов зависит от окружающей среды, так как из нее поступают как необходимые, так и вредные для организма вещества
Задание к § 40 в рабочей тетради на печатной основе


§ 40
2- я неделя февраля


43
Можно ли жить без воды?
1
Основные понятия
Вода, среда обитания, взаимосвязь организмов со средой обитания
Знать значение воды в жизни живых организмов
Задание к § 41в рабочей тетради на печатной основе

Наблюдение за расходом воды, электроэнергии в школе
§ 41
2- я неделя февраля


44
Можно ли жить не питаясь?
1
Основные понятия растительноядный, всеядный, хищник, паразит, круговорот веществ, однонаправленный поток энергии

Знать понятия «растительноядный», «всеядный», «хищник», «паразит»
Уметь составлять пищевые цепи, зная их правила
Задание к § 42 в рабочей тетради на печатной основе


§ 42
3- я неделя февраля


45
Как можно добыть энергию для жизни?
1
Основные понятия
признаки царств растения и животные, биоразнообразие
Знать признаки царств растения и животные
Уметь использовать рисунок в качестве источника новой информации
Задание к § 43 в рабочей тетради на печатной основе


§ 43,
3- я неделя февраля


46
Зачем живые организмы запасают питательные вещества?
1
Основные понятия питательные вещества, рост и развитие, деление клеток, уровни организации жизни
Знать для чего необходимы питательные вещества
Уметь использовать рисунок в качестве источника информации
Задание к § 44 в рабочей тетради на печатной основе


§ 44
4- я неделя февраля


47
Подведем итоги
1
Обобщение и систематизация знаний
Задание к § 45 в рабочей тетради на печатной основе
Обобщающий

§ 45
4- я неделя февраля


48
Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом
1
Основные понятия признаки живого
Уметь работать с микроскопом,
Задание к § 46 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа №7
§ 46
1- я неделя марта


49
Разнообразие клеток многоклеточных организмов
1
Основные понятия признаки живого
Уметь работать с микроскопом, доказывать, что строение клеток связано с их функциями
Задание к § 47 в рабочей тетради на печатной основе

Лабораторная работа №8
§ 47
1- я неделя марта


50
Можно ли жить и не дышать?
1
Основные понятия дыхание, газообмен
Знать значение процесса дыхания для живых организмов,
Задание к § 48 в рабочей тетради на печатной основе


§ 48
2- я неделя марта


51
Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?
1
Основные понятия обмен веществ
Иметь представления об обмене веществ
Задание к § 49 в рабочей тетради на печатной основе


§ 49
2- я неделя марта


52
Подведем итоги: что мы узнали о жизни на Земле

Проверка усвоения ведущих понятий курса, характеризующих суть живого и «законов» жизни на Земле в целом
Задание к § 50 в рабочей тетради на печатной основе
Обобщающий

§ 50
3- я неделя марта


Движение в сферах планеты и в космосе (9 часов)

53
Изменение облика Земли и живых организмов
1
Основные понятия
эра
Иметь понятие об изменениях, происходивших на Земле
Задание к § 51 в рабочей тетради на печатной основе


§ 51,



54
Движение литосферы
1
Основные понятия литосфера, литосферные плиты
Знать об изменяемости окружающей нас среды. На конкретных примерах показывать медленные изменения, происходящие в течение миллионов лет (изменения положения материков), и быстрые, внезапные изменения поверхности Земли (землетрясения, извержение вулканов)
Задание к § 52 в рабочей тетради на печатной основе


§ 52,
1- я неделя апреля


55
Движение атмосферы
1
Основные понятия атмосфера, ветер
Знать почему воздух движется, значение охраны чистоты воздуха
Задание к § 53 в рабочей тетради на печатной основе


§ 53
1- я неделя апреля


56
Движение гидросферы
1
Основные понятия гидросфера
Знать понятие гидросфера, состав гидросферы
Задание к § 54в рабочей тетради на печатной основе


§ 54
2- я неделя апреля


57
Круговорот воды в природе
1
Основные понятия испарение конденсация
Знать состав гидросферы, как происходит круговорот воды в природе и его значение
Задание к § 55 в рабочей тетради на печатной основе


§ 55
2- я неделя апреля


58
Взаимосвязь сфер Земли
1
Основные понятия рельеф
Знать как взаимосвязаны между собой сферы Земли. Уметь находить необходимую информацию или доказательства
Задание к § 56в рабочей тетради на печатной основе


§ 56
3- я неделя апреля


59
Знакомство с горными породами, образовавшимися с участием живых организмов
1
Основные понятия известняк, мел

Задание к § 57 в рабочей тетради на печатной основе

Лаборатор-ная работа № 9
§ 57
3- я неделя апреля


60
Подведем итоги по теме «Движение в сферах планеты»

Работа по задания § 58
Задание к § 58 в рабочей тетради на печатной основе


§ 58
4- я неделя апреля


61
Движение небесных тел, Солнечной системы, Галактики
1
Основные понятия планеты, суточное и годовое вращение Земли
Иметь представление о строении Вселенной
Задание к § 59 в рабочей тетради на печатной основе


§ 59 подготовить сообщения о достиже-ниях науки
4- я неделя апреля


Освоение человеком природы (3 часа)

62
Роль современной науки в жизни человечества
1
Основные понятия наука, энергосбережение, ресурсосбережение
Иметь представление о роли современной науки в жизни человека
Задание к § 60 в рабочей тетради на печатной основе


§ 60
5- я неделя апреля


63
Человек – часть природы
1
Основные понятия жизнь
Понимать, что человек – часть живой природы
Задание к § 61 в рабочей тетради на печатной основе


§ 61
1- я неделя мая


64
Влияние человека на биосферу
1
Основные понятия биосфера
Знать признаки общие человека и животных и признаки, свойственные только человеку
Задание к § 62 в рабочей тетради на печатной основе


§ 62
1- я неделя мая


Экскурсии (3 часа)

65.
Экскурсия «Живые организмы весной»

Наблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества, познакомиться с многообразием живых организмов




2- я неделя мая


66
Экскурсия «звуки живой природы»

познакомиться со звуками общения животных




2- я неделя мая


67
экскурсия «красота и гармония природы

Обратить внимание на красоту и гармонию внешнего облика живых организмов




3 я недели мая


Задание на лето (1 час)

68.
Задание на лето


Знать правила поведения в природе



§ 63
4- я неделя мая



Основные требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
положение о том, что всё в природе находится в движении: движение форма существования материи;
положение об относительности движения и покоя;
сущность понятий «вещество» и «тело»;
примеры и основные признаки химических реакций;
основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
основные процессы, происходящие в живых организмах;
примеры движения в литосфере (медленные вертикальные движения, землетрясения, вулканизм);
причины изменения поверхности Земли;
причины движения воздуха в атмосфере и вод Мирового океана;
движение Земли (суточное, вокруг Солнца).
Учащиеся должны уметь:
сравнивать различные явления, делать выводы;
проводить наблюдения и опыты, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях;
пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
использовать текст и рисунки учебника при решении поисковых задач;
выявлять взаимосвязи организмов и среды;
составлять схемы пищевых цепей;
находить на карте зоны повышенной сейсмической активности;
объяснять причины изменения поверхности Земли;
объяснять причины смены дня и ночи, времен года.




































Учебно-методический комплект:
1. Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М: Вентана-Граф, 2009. - 224с: ил.
2. Сухова Т.С. Природоведение: 5 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - 2-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2009. - 112с: ил.
3. Сухова Т.С, Строганов В.И. Природоведение: 5 класс: методическое пособие / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 112с.
4. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М: Вентана-Граф, 2008. - 176 с.
15