Конспект урока по теме «Многообразие организмов в морях и океанах».

Конспект открытого урока (ФГОС)

Предмет: география
Класс: 6 «А»
Учитель: Ижбулдина Олеся Михайловна
Дата: 05.04.2016г.
Тема: «Многообразие организмов в морях и океанах».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Место урока в КТП: 27
Цель: сформировать представление о многообразии организмов в Мировом океане и особенностях их распространения.
Формирование УУД:

Личностных
Познавательных
Регулятивных
Коммуникативных

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителем;
- проявлять интерес и любознательность к изучению темы; - ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать;
- строить логическое рассуждении;
- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания;
- воспринимать визуальную и
вербальную информацию.
- постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно и предстоит узнать;
- выполнять учебные действия в умственной форме;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их факторами;
- умение с достаточной точностью выражать свои мысли


Оборудование: ноутбук, экран.





п/п №
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД

1.
Организационный этап.


Метод: слово учителя
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на сегодняшнем уроке географии. Пусть девизом нашей встречи будет следующие утверждения
Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия. Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! (Слайд № 1)
Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие, для того чтобы получить новые знания мы станем настоящими детективами. А чтоб урок пошел каждому впрок, активно включайся в работу дружок.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок.
Регулятивные – планирует необходимые действия;

Личностные - действие смыслообразования;

Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстника.

2.
Актуализация субъективного опыта (проверка домашнего задания).

Форма организации: фронтальная.

Метод: беседа.
Как готовы вы сегодня к уроку?
Организует беседу по вопросам:
Задание 1. О какой природной зоне идёт речь:

1.Растительность образует несколько ярусов, нет времён года, круглый год тепло.
2.Территории с травянистой растительностью т отдельными группами деревьев. Здесь различаю зимний тёплый сухой сезон и летний жаркий сезон дождей.
3.Формируются в результате недостатка влаги, скудная растительность. Обитают грызуны, змеи, ящерицы, скорпионы, пауки, муравьи.
4. Обширные равнинные пространства, покрытые травянистой растительностью. Распаханы и густо заселены людьми.
5. Занимают значительную территорию в умеренных широтах. Четыре сезона года. Здесь расположены густонаселённые и наиболее развитые страны.

6.Холодная зима, тёплое и короткое лето. Состоит из хвойных деревьев.
7.Долгая суровая зима, короткое холодное лето, мёрзлый грунт, скудная малорослая растительность.
8. Царство снега и льда. Полярный день, полярная ночь.

Задание 2. Найдите лишнее слово, объясните свой ответ.
А) черепаха, верблюд, ящерица, бурый медведь, змея;
Б) белый медведь, суслик, морж, пингвин, тюлень;

В) жираф, сайгак, сурок, суслик, койот;

Г) липа, дуб, береза, осина, баобаб;

Д) мох, сосна, лишайник, морошка, карликовая березка.
(За каждый правильный ответ ракушка)


Отвечают на вопросы.

Влажные экваториальные леса.



Саванны


Пустыни


Степи



Смешанные и широколиственные леса

Тайга


Тундра

Арктические и антарктические пустыни


Бурый медведь (обитатель леса)
Суслик (обитатель степи)
Жираф (обитатель саванн)
Баобаб (растет в саванне)
Сосна (растет в тайге)
Регулятивные - целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

Коммуникативные - управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера;

Познавательные - умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, анализ;

Личностные – имеют мотивацию к учебной деятельности.

3.
Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Форма организации: фронтальная.


Методы: выполнение задания «Отгадай загадку».
Мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир. Сегодня за каждый правильный ответ вы получали ракушку. Как вы думаете, почему именно ракушку?

Для постановки темы задает загадки:
1. Состоит он из морей
Ну, давай, ответь скорей
Это – не воды стакан,
А огромный .
Показывает фото океана (Слайд № 2)

2. Без конца и края Лужи
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли
Показывает фото моря (Слайд № 3)

3. И долга и коротка,
А один одному не верит;
Всяк сам по себе мерит.
Показывает фото жизни (Слайд № 4)



Открыли тетрадь и записали число 05.04.16г. и тему урока «Организмы в Мировом океане».
(Слайд № 5)
Вчера, 4 апреля ко мне обратились живые организмы: планктон, акула, камбала, скат, военный объект португальский кораблик и ещё непонятный объект причудливой формы с органами свечения. На сегодняшний день неизвестно, где они должны находится. Надежда только на особый союз детективов нашего класса, задача которых распределить заблудившиеся организмы по своим этажам.


Предполагаемый ответ:
что - то связано с морем, океаном, жизнью

Отгадывают загадки.

Предполагаемые ответы.

Мировой океан.





Море.




Жизнь.

Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь.

Открывают тетрадь, записывают число и тему урока.

Учащиеся ставят цель урока.



Ставят проблему.

«Как заселены живыми организмами моря и океаны».
Личностные – проявлять интерес к изучению темы;

Познавательные – формулировать проблему;

Коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли;

Регулятивные – постановка учебной задачи на основе соотношения того, что известно и предстоит узнать.

4.
Этап первичного усвоения новых знаний.

Форма организации: фронтальная.

Метод: демонстрация
видеофрагмента
«Жизнь в Океане»
Предлагает просмотр фильма для уточнения темы и задач урока.
Видеофрагмент № 1








Вопрос: Сколько областей обитания выделяют в океане?
Смотрят фильм.










Отвечают на вопрос.
Предполагаемый ответ -
три.
Коммуникативные - в индивидуальном режиме формулируют
своё мнение;
Регулятивные - выполнять учебные действия в умственной форме;

Познавательные - воспринимать визуальную и
вербальную информацию;
анализировать увиденное и услышанное с
выделением существенных
признаков.

5.
Первичное закрепление нового материала.

Форма: групповая работа.

Метод: заполнение таблицы «Распространение организмов в Океане».
Ставит задачи в соответствии с заданиями:
- определить – область жизни в океане, группу морских животных, и приспособления обитания организмов в Океане.
- результаты занести в таблицу;
- представить итоги.

Проводит инструктаж по работе в группах:
- выбрать капитана;
- капитаны выбирают конверты с картинками живых организмов (по выбору капитанов)
- используя картинки и текст учебника (параграфа 32, стр. 141) и дополнительного материала выполняем задание.
- занести результаты в таблицу.
- результаты занести в таблицу;
- представить итоги.

















Предлагает представить итоги работы в группах.


Показывает слайд № 6
Показывает слайд № 7
Показывает слайд № 8



Предлагает записать в тетрадь области и группы живых организмов.
Слушают задание.







Класс делится на три группы (заранее). Выбирают капитана. Каждая группа изучает представителей Мирового океана по картинкам (лежат на партах).
С помощью текста учебника (параграфа 32, стр. 141) и дополнительного материала: определяют области жизни в океане, группы морских животных, представителей и приспособления животных.

Заполняют таблицу:
«Распространение организмов в Океане».
(Приложение № 1)
Форма таблицы лежат на партах.

Представляет итоги своих работ.
(Приложение № 1)
1 группа – планктон
2 группа – нектон
3 группа - бентос
Записывают в тетрадь.
области и группы живых организмов.
Регулятивные – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, анализировать, делать выводы;

Коммуникативные - сотрудничество в поиске информации;

Познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания.



Физкультурная минутка.

Сменить деятельность, обеспечить разгрузку учащихся учитель просит встать:

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!
Выполняют упражнения для осанки и глаз


5.
Этап контроля усвоения.

Форма: работа в парах.

Метод: выполнение тестовых заданий.
Предлагает выполнить тестовое задание (раздает тест каждому ученику).
Тест (Приложение № 2).
Проводит инструктаж:
- каждый из вас выполняет тест по вариантам;
-меняется с соседом работами;
- проверяют (ответы открывает на слайде № 9);
- по шкале оценивания (представлены на листах тестовых заданий) оценить работу;
- передать проверенные работы мне.

Отвечают на вопросы теста.
Проводит взаимоконтроль по образцу (Слайд № 9)
Выставляют оценки за тест.
Регулятивные – выполнять задания;

Личностные – оценивание усваиваемого материала;

Познавательные – использовать приобретенные знания для выполнения заданий.

6.
Этап рефлексии.



Форма организации: беседа.


Метод: обобщение
Подводит итоги.
Беседа по вопросам:
1. Сколько выделяют областей в океане?
Показывает Слайд № 10





2. На какие группы делятся морские организмы:
- планктон;
-нектон;
-бентос.
Показывает Слайд № 11

И совершив путешествие, мы с вами убедились, что Мировой океан богат организмами и для того, что бы сохранить это богатство, его надо беречь и охранять. (слайд № 12)

Достигнуты ли цель и задачи урока?
Я узнал (а)
Меня удивило
Что понравилось
Оценка деятельности учащихся.


Отвечают на вопросы.

1)три области обитания:
- поверхность воды;
- вся водная толща;
- дно океана.



- планктон;
-нектон;
-бентос






Достигнуты, узнали о многообразии организмов в Мировом океане.


Познавательные – рефлексия;

Личностные – смыслообразование, целепологание;

Коммуникативные – умение с достаточной точностью выражать свои мысли.

7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Комментирует домашнее задание слайд №13:
1)изучить текст параграфа 32, страница 141;
2) творческое задание:
- подготовить информацию о морских обитателях, о которых вы хотели бы узнать больше по плану: область, группа, приспособление (выполняет 1 группа);
-составить кроссворд «Обитатели морских глубин» из 10 вопросов (выполняет 2 группа);
-подготовить презентацию по теме «Дельфины – друзья человека».

(учащиеся заранее распределены по группам с учётом индивидуальных возможностей)

Записывают в дневник.




15