Тематическое планирование по окружающему миру УМК Планета знаний (3кл)


Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса создана на основе:
1. ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО и Н РФ от 6.10.2009 №373);
3. Примерной программы по окружающему миру;
4. Программы образовательной системы «Перспективная начальная школа» автора Г.Г.Ивченкова; ( М.: АСТ, «Астрель»/Учебник, 2013 г.)
5. Локального акта МБОУ «СОШ №19» - «Положение об утверждении порядка разработки рабочих программ МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»;
6. Учебного плана МБОУ «СОШ №19» на 2015/2016 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Окружающий мир. 3 класс: - М.: АСТ, «Астрель». 2013 г.
Г.Г.Ивченкова; И.В.Потапов. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир 3 класс». В 2-х частях – М.: АСТ, «Астрель». 2014 г.
Содержание учебника полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту по окружающему миру. Учебник включён в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе на 2015/2016 учебный год.
Изучение окружающего мира в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
1.Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи; умений безопасного поведения в реальной жизни; умения и в области безопасности жизни; познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание и др.) 2.Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
3.Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье; воспитание гуманной, экологически грамотной личности; воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности; воспитание бережного отношения к продуктам труда людей.
Для достижения поставленных целей изучения окружающего мира в 3 классе необходимо решение следующих практических задач:
Познавательные
систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);
формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
формирование основ экологической культуры;
формирование самостоятельной познавательной деятельности;
Развивающие:
развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
развитие мышления, воображения и творческих способностей;
формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);
Воспитательные:
социализация ребёнка;
воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
А также
- Овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно-следственной связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
- Формирование фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентности (умение проводить наблюдение в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни).
- Освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в формировании культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (общеобразовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ. В 2015/2016 учебном году на изучение окружающего мира во 2-м классе отводится 2 часа в неделю, 35 учебных недель. Всего за год – 70 часов. Материал курса «Окружающий мир» представлен такими содержательными линиями, как:
«Человек и природа» - 41 час: Природа вокруг нас (7 ч.) Вода, воздух, горные породы и почва. (17 ч.) О царствах живой природы. (17 ч.)
«Человек и общество» - Человек в обществе. (17ч.)
«Правила безопасной жизни» - Человек. (12 ч.)
Содержание предмета
Природа вокруг нас (7 ч)
Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.
Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.
Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.
Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.
Вода, воздух, горные породы и почва (17 ч)
Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.
Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.
Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.
Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.
Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.
Ветер. Использование энергии ветра человеком.
Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.
Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные.
Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.
Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.
О царствах живой природы (17 ч)
Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.
Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа.
Первые представления о растении как организме.
Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.
Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.
Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.
Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.
Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.
Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.
Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.
Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.
Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.
Бактерии, их значение в природе и жизни человека.
Человек (12 ч)
Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.
Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.
Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.
Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.
Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.
Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.
Органы чувств, их значение и гигиена.
Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.
Человек в обществе (17 ч)
Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.
Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.
Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.
Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.
Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти.
Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.
Курс «Окружающий мир» обладает широкими возможностями для формирования фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. В данном курсе заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы; использует и подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии, физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Во 3 классе обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами обучения являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях российской жизни;
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религии России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим
Метапредметными результатами обучения являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе и др.).
Предметными результатами являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессах и явлений, характерных для природной и социальной действительности;
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир;
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 3-го года обучения
Личностные УУД:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка 5 ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и даёт полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка 4 ставится ученику, если его ответы в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочёты при выполнении практических работ. Все эти недочёты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка 3 ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, допускает фактические ошибки. Не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочёты с помощью учителя.
Оценка 2 ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Литература:
Методические рекомендации (Г.Г.Ивченковой, И.В Потапова).
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. — Екатеринбург, 2002.
Большой энциклопедический словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.; СПб., 1997.
Книга для чтения по зоологии : учеб. пособие для учащихся / сост. С.А. Молис. — М., 1981.
Корабельников В.А. Краски природы : книга для учащихся начальных классов. — М., 1989.
Немков Г.И., Карский Б.Е., Лин Н.Г. и др. Краткий геологический словарь для школьников. — М., 1989.
Они И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте.— Л., 1991.
Реймерс Н.Ф., Яблоков А.В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной живой природы. — М., 1982.
Слов драгоценных клады / сост. Е. Галеева. — М., 1997.
ФолиДж. Энциклопедия знаков и символов. — 2-е изд., доп. — М., 1997.
Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.
Щукин А.Н. Знаменитые россияне: биографический словарь-справочник. — М., 1996.
Энциклопедия этикета / сост. Л.Н. Рукавчук. — СПб., 1996.
Учебно-методический комплект по курсу «Окружающий мир» для 3 класса состоит из учебника в двух частях и двух рабочих тетрадей авторов Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова, А.И.Саплина, Е.В.Саплиной.
Использованы материалы сайтов:
http://www.uchportal.ru/dir/5http://na4alo4ka.ucoz.ru/index/sajty_uchitelej_nachalnykh_klassov/0-21http://www.uroki.net/docnach.htm http://akademius.narod.ru/vibor-rus.htmlhttp://www.openworld.ru/school/m.cgi 
http://nsc.1september.ru/ 
www.pedsovet.su (http://www.pedsovet.su/index/8)
www.nayrok.ru(http://nayrok.ru/index.php?subaction=userinfo&user=c hermovadim)
www.uchportal.ru(http://www.uchportal.ru/index/8)
www. pedmir.ru ( http://chermovadim.pedmir.ru/)
www. pedgazeta.ru (http://chermovadim.pedgazeta.ru/)

урока Изучаемый раздел. Тема учебного материала.
Кол-во часов Календарные сроки Предметные результаты
УУД
Виды деят-ти и формы контроля
План Факт знания умения Природа вокруг нас ( 7ч.) 1 Что нас окружает?
Безопасное поведение на улицах и дорогах.
1
1.09 Некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы; термины «окружающая среда», «явления природы», «тела и вещества» Объяснять некоторые взаимосвязи между компонентами неживой и живой природы; фиксировать результаты наблюдений осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; ставить вопросы друг другу. 2 Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». 1 5.09 Приводить примеры живой и неживой природы высказывать свое мнение при обсуждении 3 Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу». 1 8.09 О влиянии человека на живую природу и необходимости её охраны Выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 4 Что такое горизонт? Ориентирование по солнцу. 1 12.09 Горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта. Определить стороны горизонта по полученной тени от солнца проводить наблюдения и опыты по предложенному плану 5 Ориентирование по компасу и местным признакам. Тест по теме «Что нас окружает?» 1 15.09 Компас; горизонт, основные и промежуточные стороны горизонта. Находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам. пользоваться справочником, помещенным в учебнике Тест по теме «Что нас окружает?» 6 Экскурсия «Ориентирование на местности». Живые компасы. Явления природы.
1 19.09 Явления природы. Воспринимать красоту окружающего мира. ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя 7 Свойства тел и веществ. 1 22.09 Свойства тел и веществ Выделять существенные и несущественные признаки; сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам. осуществлять описание объектов природы; осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; ставить вопросы друг другу. Вода, воздух, горные породы и почва (17ч.) оценивать правильность выполнения заданий
8 Свойства воды в жидком состоянии. Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» 1 26.09 Свойства чистой, жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохая теплопроводность Устанавливать связи, существующие в природе; использовать знания о свойствах воды на практике. проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; Проверочная работа по теме «Природа вокруг нас» 9 Вода-растворитель. 1 29.09 Свойство воды растворять вещества; растворимые и нерастворимые в воде вещества Наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (таблиц и т.д.) ставить цели проведения наблюдений и опытов фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков 10 Свойства льда, снега и пара. 1 3.10 Свойства воды в твёрдом и газообразном состояниях Сравнивать, обобщать, делать выводы планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради) 11 Родники.
1 6.10 Процесс образования родников Пользоваться схемами и рисунками. понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника 12 Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище). 1
10.10 О разнообразии водоёмов Самостоятельно извлекать информацию из различных источников ставить цели проведения наблюдений и опытов 13 Облака, роса, туман, иней, изморозь. 1 13.10 О состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь) Пользоваться схемами, делать выводы, обобщать высказывать свое мнение при обсуждении 14 Круговорот воды в природе.
Тест по теме «Вода, воздух, горные породы и почва». 1 17.10 Круговорот воды в природе на основе свойства воды переходить из одного состояния в другое О разнообразии водоёмов
О состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь)
Самостоятельно извлекать информацию из различных источников, пользоваться схемами, делать выводы. планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Тест по теме «Вода, воздух, горные породы и почва». 15 Использование и охрана воды. 1 20.10 осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; ставить вопросы друг другу. 16 Закрепление. Водоёмы, почвы Татарстана. 1 24.10 пользоваться справочником, помещенным в учебнике 17 Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. 1 27.10 Воздушная среда и её значение для жизни осуществлять описание объектов природы; 18 Свойства воздуха. Оказание первой медицинской помощи. 1 31.10 Свойства воздуха: прозрачность, отсутствие запаха и цвета; плохая проводимость тепла; расширяться при нагревании, а при охлаждении сжиматься Бережно относиться к природным ресурсам; самостоятельно извлекать информацию из различных источников, пользоваться схемами, делать выводы планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). 19 Ветер. 1 10.11 Процесс образования ветра; свойства воздуха Бережно относиться к природным ресурсам. проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; 20 Охрана воздуха. 1 14.11 О загрязнении воздуха . сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам 21 Горные породы. Полезные ископаемые.
Тест по теме «Воздух». 1 17.11 О характерных особенностях горных пород; разнообразие и распространённость в природе Бережно относиться к природным ресурсам. понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника Тест по теме «Воздух» 22 Песок, глина, гранит, известняк. 1 21.11 ставить цели проведения наблюдений и опытов 23 Добыча и охрана полезных ископаемых. 1 24.11 Способы добычи полезных ископаемых; необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых Бережно относиться к природным ресурсам. осуществлять описание объектов природы; 24 Почва. 1 28.11
Почва Охранять от разрушения и загрязнения. оценивать правильность выполнения заданий. О царствах живой природы(17ч.)
25 Четыре царства живой природы. Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы и почва» 1 1.12 Четыре царства живой природы. Различать живые существа от тел неживой природы пользоваться справочником, помещенным в учебнике Проверочная работа по теме «Вода, воздух, горные породы и почва» 26 Проект по теме «Освоение воздушного пространства человеком» 5.12 27 Строение растений. 1 8.12 Органы растений и их разнообразие Сравнивать и выявлять существенные признаки оценивать правильность выполнения заданий 28 Разнообразие растений. 1
12.12 Основные группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые Выявить отличительные признаки групп растений ставить цели проведения наблюдений и опытов 29 Дикорастущие и культурные растения. 1 15.12 О культурных растениях и их значении в жизни человека проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; 30 Жизнь растений. 1 19.12 Как питается растение; о дыхании растений; значение испарения воды листьями растений Бережно относиться к растениям; самостоятельно извлекать информацию из различныхпонимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника 31 Размножение и развитие растений.
1 22.12 Об опылении растений, о способах расселения плодов и семян. источников, пользоваться схемами, делать выводы, обобщать понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 32 Охрана растений.
1 26.12 О значении растений в природе фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков 33 Строение животных.
1 16.01 Особенности строения животных; значение органов животных в их жизни Выявить сходства и различия между растениями и животными планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Проверочная работа по теме «О царствах живой природы» 34 Разнообразие животных. Проверочная работа по теме «О царствах живой природы» 1 12.01 Основные группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Сравнивать и выявлять существенные признаки бережно относиться к животным 35 Домашние и дикие животные. 1 19.01 О домашних животных и их значении в жизни человека; о предках основных домашних животных проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; 36 Как животные воспринимают мир.
Тест по теме «Разнообразие животных». 1 23.01 Об органах чувств животных Находить связь между внешним видом животного со степенью развития органов чувств. ставить цели проведения наблюдений и опытов Тест по теме «Разнообразие животных». 37 Передвижение и дыхание животных. 1 26.01 Об особенностях передвижения животных разных групп; приспособленность к разным способам передвижения; органы дыхания Показывать связь способа передвижения со средой обитания сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам, осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; ставить вопросы друг другу. 38 Питание животных.
1 30.01 Особенности питания животных разных групп Показывать приспособленность животных для добывания и поедания пищи. 39 Размножение и развитие животных. 1 2.02 Особенности размножения животных разных групп. Бережно относиться к животным; самостоятельно извлекать 40 Охрана животных. 1 6.02 О значении животных в природе и в жизни человека; о влиянии деятельности человека на животных информацию из различных источников, пользоваться схемами, делать выводы, обобщать 41 Грибы и бактерии. 1 9.02 Строение шляпочных грибов; о разнообразии грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; о значении грибов и бактерий в природе и жизни человека Показать значение организмов и грибов в природе и жизни человека проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; Человек (12ч.)
42 Человек – часть живой природы. Безопасное поведение дома. Проверочная работа по теме «О царствах живой природы» 1 13.02 Особенности строения тела человека; об органах человека; о зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды. Показать сходство и различие между человеком и животным оценивать правильность выполнения заданий Проверочная работа по теме «О царствах живой природы» 43 Проект по теме «Сохраним мир живой природы» 1 16.02 44 Кожа – наша первая одежда.
1 20.02 Свойства кожи, о значении кожи для организма. Ухаживать за кожей. сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам 45 Скелет. 1 23.02 О скелете человека и его значении для организма; правила формирования правильной осанки. Соблюдать правила формирования правильной осанки осуществлять описание объектов природы; 46 Мышцы.
1 27.02 О работе мышц; о значении физической культуры и труда для укрепления мышц. Укреплять мышцы осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; ставить вопросы друг другу. 47 Кровеносная система. 1 1.03 О строении и работе кровеносной системы; о приёмах укрепления сердца и сосудов; О работе мышц; о значении физической культуры и труда для укрепления мышц. Укреплять мышцы Пользоваться справочником, помещенным в учебнике 48 Дыхание.
Тест по теме «Кровеносная система». 1 5.03 Выполнять правила гигиены органов дыхания оценивать правильность выполнения заданий Тест по теме «Кровеносная система»
49 Питание. 1 12.03 О пище и значении её разнообразия; о строении и работе пищеварительной системы; о значении выделения из организма вредных и ненужных веществ. Правильно ухаживать за зубами; правильно питаться. ставить цели проведения наблюдений и опытов
50 Органы чувств.
1 15.03 Об органах чувств Соблюдать правила гигиены планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). 51 Нервная система. 1 19.03 О значении нервной системы для организма Соблюдать правила гигиены нервной системы. понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника 52 Эмоции и темперамент.
Проверочная работа по теме «Человек» 1 5.04 О влиянии на человека положительных и отрицательных эмоций; о типах темперамента. Управлять своими эмоциями. высказывать свое мнение при обсуждении различных ситуаций Проверочная работа по теме «Человек»
53 Проект по теме «Физкультура и спорт» 1 2.04 Человек в обществе (17ч.)
54 Народы нашей страны.
Человек – создатель и носитель культуры. 1 9.04 О многонациональном характере населения России Бережно относиться к истории своего народа, к истории родного города осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; ставить вопросы друг другу. 55 Традиции народов нашей страны. 1 12.04 Традиции и обычаи народов нашей страны 56 Путешествие по ленте времени.
Родословная. 1 16.04 «Историческое время», о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества Самостоятельно извлекать информацию из различных источников, пользоваться схемами, делать выводы, обобщать 57 Города и сёла. 1 19.04 «Село», «город»; об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан. Где, как и почему возникали города; как появлялись названия городов. Самостоятельно извлекать информацию из различных источников, пользоваться схемами, делать выводы, обобщать. Рассказать о появлении названия своего города. проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; оценивать правильность выполнения заданий 58 Кремль – центр города.
Улицы города. 1 23.04 Об устройстве древнерусского города Использовать краеведческий материал для рассказа о своём городе. ставить цели проведения наблюдений и опытов 59 Названия городов.
Тест по теме «Традиции народов нашей страны». 1 26.04 Как появились улицы, названия улиц, о чём они могут рассказать современным горожанам; названия улиц, на которых расположены школа и дом. Об устройстве древнерусского города. Использовать краеведческий материал для рассказа о своём городе. высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций Тест по теме «Традиции народов нашей страны
60 Комплексная итоговая работа. 1 30.04 Рассказать, что изображено на гербе своего народа и почему осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;
ставить вопросы друг другу. Комплексная итоговая работа.
61 Памятные места городов.
Герб – символ города. 1 3.05 Символы города; о сохранении и охране исторических памятников,
как зовут мэра города, где находится. Что такое герб. Рассказать и объяснить, какие памятники являются символами своего города осуществлять описание объектов природы; ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 62 Экскурсия «Улицы
и памятные места родного города». 1 7.05 Городская дума, телефоны важнейших служб города. Рассказывать о своём городе понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; 63 Современный город.
Хранители порядка. Проверочная работа по теме «О городе». 1 10.05 О столице страны; столица – политический центр страны Рассказать об исторических памятниках в столице; объяснить, почему Москва крупный научный и культурный центр. планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Проверочная работа по теме «О городе»
64 Москва – столица России.
1 14.05 сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам 65 Что такое государство.
Что такое общество. 1 17.05 «Государство», об основных признаках государства; устройство нашего государства Рассказать об основных направлениях деятельности президента, правительства, парламента. 66 Конституция – основной закон нашей страны. 1 21.05 Конституция – основной закон нашей страны Объяснить основные права и обязанности. 67 Права ребёнка 1 24.05 Права ребёнка. Рассказать об основных правах ребёнка 68 Промежуточная аттестация. 1 12.05 тест
69 Причины ДТП. Экскурсия «Где можно и где нельзя играть» 1 28.05 Символы своей страны; какие цвета у Российского флага их значение. Слова гимна, об истории государственного гимна.
Государственные награды Права ребёнка. Рассказать об основных правах ребёнка, Рассказать историю государственного гимна 70 Причины ДТП. Экскурсия «Правила перехода улиц и дорог» 1 31.05