Конспект урока обобщения, систематизации и проверки знаний по теме: Южная Америка.

 УРОК [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ОБОБЩЕНИЯ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЗНАНИЙ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ТЕМЕ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ЮЖНАЯ –
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·15 АМЕРИКА [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Южная Америка, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся; воспитывать географическую культуру учащихся.

Задачи урока
показать своеобразие ПК материка;
развивать навыки коллективной работы, умение анализировать, делать выводы, умение работать с географической картой;
способствовать развитию познавательного интереса к географии;
содействовать воспитанию ответственности за себя, свой коллектив
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, физическая карта мира, атласы, раздаточный материал: контурные карты Южной Америки, атласы, сигнальные карточки, тексты тестовой работы, схемы путешествия «Высотная поясность», профиль рельефа Южной Америки, таблица «Климатические пояса».

Ход урока
I. Оргмомент. Подготовка к основному этапу урока.
Учитель. Вы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка, изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
Сегодня нам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
А начать я хочу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа.
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесет мне ветку с того места, где он свернул с дороги»,- говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому, с веткой крушины. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем ее величии».
Ребята, почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?
(Идет обсуждение вопроса)
Как вы поняли, сегодня на уроке присутствуют представители стран Южной Америки: Бразилии, Аргентины, Чили, Перу.
На экране слайд № 2 Схема путешествия «Высотная поясность».
Учитель: Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Перед вами один из «пятитысячников» горной системы – Анды. Высотные пояса горы - это задания, которые вам предстоит выполнить. Оценивать себя будете сами. С каждым выполненным заданием вы поднимаетесь на тысячу метров. Если выполните все, окажетесь на вершине горы, и в ваших глазах будет сиять победа. Одна из вершин географии будет преодолена. Работать будем в группах и концу урока узнаем, кто же первый покорит вершину. В ходе работы подсчитываете количество баллов за выполненное задание и записываете на схеме

Итак, в путь.

I. I. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.

Задание1. Слайд № 3
Учитель: Путь всегда начинается с карты. С карты начинаем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. Внимание на экран!
Работа выполняется на контурных картах. Вам нужно отметить цифрами географические объекты

На экране слайд № 4.
1-й вариант
1. Панамский перешеек
2. Бразильское плоскогорье.
3. Озеро Титикака.
4. Река Амазонка.
5. Река Ориноко.
6. Горы Анды.
7. Амазонская низменность.
8. Карибское море
Слайд № 5. Самопроверка.
Капитан команды, которая первая выполнила задание, показывает - все проверяют.
По количеству правильно выполненных заданий подсчитывают количество баллов и отмечают их на первой ступеньке восхождения. Поднимаются вверх на 1000 м. Делают отметку на схемах.

После выполнения задания ученики осуществляют самопроверку слайд № 5 Затем учитель предлагает учащимся, успешно справившимся с заданием, подняться на схемах на 1тыс.м. (Ученики делают отметку на схемах)

Задание 2.
Слайд № 6
Учитель: Карта – это вид сверху. Материк с высоты мы обозрели, а теперь давайте посмотрим на профиль рельефа Южной Америки по линии экватора. Какие географические области пересекает линия профиля?
Слайд № 7
Самопроверка.
Максимальное количество баллов - 3

Учитель: В данной таблице приведена часть характеристики климатических поясов Южной Америки. Вам нужно вписать название климатического пояса
Слайд № 8

Климатический
пояс

Названия воздушных
масс (ВМ)

Температурный
режим

Количество
осадков



Лето

Зима

Лето

Зима

Лето

Зима



Т
ЭВМ
(экваториальные)

Жаркое

Жаркая

Много



ЭВМ
(экваториальные)
ОРОЛН
ТВ ТВМ
( (тропич.)

Жаркое

теплая

много

мало


ТВМ
(тропические)
Жаркое
Теплая
Мало



ТВМ
(тропич.)
УВМ
(умерен.)

жаркое

Холодная
Мало

Много



УВМ
(умеренные)
Теплое и жаркое

холодная

много


Умеренный, экваториальный, тропический, субтропический, субэкваториальный



САМОПРОВЕРКА.
Слайд № 9



Климатический
пояс

Названия воздушных
масс (ВМ)

Температурный
режим

Количество
осадков



Лето

Зима

Лето

Зима

Лето

Зима


Экваториаль-
ный
Т
ЭВМ
(экваториальные)

Жаркое

Жаркая

Много


Субэкваториальн.
ЭВМ
(экваториальные)
ОРОЛН
ТВ ТВМ
( (тропич.)

Жаркое

теплая

много

мало

Тропический
ТВМ
(тропические)
Жаркое
Теплая
Мало


Субтропический
ТВМ
(тропич.)
УВМ
(умерен.)

жаркое

Холодная
Мало

Много


Умеренный
УВМ
(умеренные)
Теплое и жаркое

холодная

много




Учитель: Проверяем выполнение задания.
Кто справился с заданием, поднимается на схемах на следующий пояс. Задание оценивается по пятибалльной шкале.
Впишите количество баллов, учитывая и баллы за профиль.


Задание 3.
Слайд № 10

Южная Америка – материк многих рекордов.
Следующее задание мы назовем «Блиц - турнир».

Вопросы для команд. 7 вопросов каждой команде.
1. Самое высокогорное крупнейшее озеро в мире? ( Титикака), слайд № 11
2. Самый высокий водопад на планете? ( Анхель), слайд № 12
3. Самая длинная горная цепь на Земле? (Анды ), слайд № 13
4. Самая высокая точка Западного полушария? (Аконкагуа), слайд № 14
5. Самая полноводная река мира? (Амазонка), слайд № 15
6. Самый влажный материк? (Южная Америка), слайд № 16
7. Самая большая низменность мира? (Амазонскя), слайд № 17
8.Самый большой массив вечнозелёных лесов? (в Южной Америке),слайд№118
9. Самая крупная кувшинка мира? (Виктория – регия), слайд №19
10. Самая большая змея. (Анаконда)? слайд № 20
11. Самый крупный и могучий представитель семейства кошачьих в новом
свете? ( Ягуар ) слайд № 21
12. Самые крупные хищные птицы Земли? ( Кондор), слайд № 22
13. Хищная рыба Амазонки? (Пираньи), слайд № 23
14. Южная Америка является центром происхождения каких культурных
растений ? ( Какао, картофель, помидор, фасоль), слайд № 24
15. Что такое сельва? (экваториальные леса в Южной Америке), слайд № 25
16. Что такое пампа? (степи Южной Америки,), слайд № 26
17. Что такое патагония? (полупустыни Южной Америки), слайд №27
18. Самое легкое дерево? (Бальза), слайд № 28
19. Какое животное Южной Америки «носит доспехи»? (Броненосец) слайд №29
20. Одна из самых сухих пустынь Земли с богатейшими месторождениями селитры? (Атакама) , слайд № 30
21. Самое высокое дерево сельвы? (Сейба) слайд № 31
22. Крупное плоскогорье Южной Америки? ( Бразильское ) слайд № 32
23. Дерево «сломай топор»? (Кебрачо) слайд № 33
24. Кто такие самбо? (потомки от браков индейцев и негров), слайд № 34
25. Кто такие метисы? (потомки от браков европейцев с индейцами),
слайд № 35
26. Кто такие мулаты? ( потомки от браков европейцев и негров), слайд № 36
27. Кто такие креолы? (потомки европейских переселенцев), слайд № 37
28. Какой канал разделяет Северную и Южную Америку? (Панамский) , слайд № 38

Учитель: Сколько правильных ответов дала команда, столько баллов вы себе ставите. Подвели итог – подсчет баллов поднимаемся на схемах ещё на 1000м., отмечаем на схеме количество баллов.


Задание 4.

Учитель. Изучая природу Южной Америки, мы с вами проводили сравнение с природой Африки, находили черты сходства и различия в географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах.
Для того чтобы проверить, как вы усвоили особенности природы этих материков, я предлагаю выполнить тестовую работу.
Задание на скорость. Как только одна команда выполнит задание и поднимет руку, все прекращают работу


Тестовая работа. Слайд № 39

Укажите номера утверждений, относящихся к материку.
Африка.
Южная Америка.

1. Материк пересекает экватор.
2. Основной массив материка расположен южнее экватора.
3. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии.
4. Материк расположен в Западном полушарии.
5. В рельефе преобладают равнины.
6. В рельефе преобладают высокие равнины.
7. Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
8. Материк на севере граничит с большим массивом суши.
9. Омывается Атлантическим океаном.
10. Омывается Индийским океаном.
11. Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе стороны экватора.
12. Материк пересекает умеренный климатический пояс.
13. На материке протекает много полноводных рек.
14. Материк – самый жаркий из всех материков Земли.
15. Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
16. Пустыни на материке занимают большую площадь.

Учитель: Теперь проверим себя. Слайд № 40
Учитель: Учащиеся, справившиеся с заданием, поднимаются ещё на один высотный пояс. Записать количество баллов на схемах.

ФИЗМИНУТКА «Футбол»
Вы конечно знаете, что символом Бразилии является футбол и он поможет нам провести физминутку для глаз.

Задание 5.
Слайд № 41

Учитель. Представление о материке не было бы полным, если бы мы не познакомились с его населением. А можете ли вы определить по двум-трём фразам, о какой стране идёт речь?
Ответы на мои вопросы будете давать сигнальными карточками.
Учитель располагает на доске листы с изображением контуров стран: Аргентина, Перу, Бразилия, Чили. К ним прикреплены цветовые сигналы. У каждого учащегося на столе комплект цветовых сигналов (карточки четырёх цветов).
За каждый правильный ответ 1 балл.

Вопросы, слайды № 42, № 43
1. Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и по населению. (Бразилия.)
2. Название страны на латыни звучит «серебряная», хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина.)
3. Протяжённость страны с севера на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток. (Аргентина, Чили.)
4. Территория этого государства расположена и в Северном, и в Южном полушариях Земли одновременно. (Бразилия.)
5. Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. (Аргентина, Чили.)
6. Эту страну называют археологическим музеем Южной Америки, так как она является страной древнейших индейских цивилизаций. (Перу.)
7. Страну называют «мокрым углом» Южной Америки. (Чили.)
8. Сельских жителей этой страны называют гаучо. Основное их занятие – скотоводство. (Аргентина.)
9. Страна богата рудами цветных металлов. (Перу, Чили.)
10. На территории страны расположена одна из самых засушливых пустынь мира. (Чили. )
Группам правильно ответившим, на большую часть вопросов, предлагается подняться ещё на один высотный пояс на своих схемах. Записать количество баллов.
III. Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Учитель. Я вижу радость в ваших глазах. Все справились с заданиями, с разной скоростью, поднявшись на вершину горы.
Посчитайте общее количество баллов, и мы узнаем кто же первый покорил вершину.
Награждение дипломами победителей горной вершины. (командам) Восхождение на эту вершину географии закончено. В жизни будет много вершин и надеюсь, что каждый из вас преодолеет все преграды для достижения своей заветной цели.
Вам понравился урок? Что для вас было самым интересным при восхождении на вершину?
Учитель. Я благодарю вас за работу! Спасибо ребята!
Я знала, все у нас получится,
В заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.


15