Презентация по русскому языку Бессоюзные сложные предложения (урок обобщения, систематизации и проверки знаний)


Бессоюзные сложные предложения(урок обобщения, систематизации и проверки знаний) Синтаксис сложного предложения Цели работы: Синтаксис сложного предложения Повторить, систематизировать и показать:виды сложных предложений в русском языке;характер смысловых отношений между частями БСП;навыки постановки знаков препинания в БСП;умение строить схемы БСП;умение заменять сложные союзные предложения синтаксическими синонимами. ССП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи _______________________, которые находятся ______________ ______________________. сложное союзное нескольких независящих друг от друга сочинительной сочинительных союзов простыми предложениями [ ], или [ ]. ССП Синтаксис сложного предложения между СПП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ________________ связью, при помощи ________________________ ______________, которые находятся ____________________________. [ ], (чтобы). СПП Синтаксис сложного предложения сложное союзное главного и придаточных зависимых подчинительной союзных слов подчинительных союзов и внутри придаточных предложений БСП – ________________________ предложение. Состоит из _______________________________ простых предложений, связанных ___________________ и разделенных _______________________________ __________________________. [ ] : [ ], [ ]. БСП Синтаксис сложного предложения сложное бессоюзное нескольких независящих друг от друга по смыслу и интонацией с запятой, двоеточием или тире знаками препинания: запятой, точкой Кто быстрее? Синтаксис сложного предложения Первая команда: 1. [ ], (чтобы)2. [ ] : [причина].3. [туда], (откуда).4. [ ] – [быстрая смена событий].5. [ ], [ ], [ ].6. (Если), [ ]. Вторая команда:1. [ ], однако [ ].2. [ ] : [ ], [ ].3. (Когда), [ ].4. Либо [ ], либо [ ]. 5. [время] - [ ].6. [условие] - [ ]. Взаимосвязь интонации и смысловых отношений между частями БСП виды интонации и смысловыеотношения междучастями БСП: перечислительнаяинтонация присоединительных отношениях пояснительнаяинтонация при причинно-пояснительныхотношениях результативно-следственнаяинтонация при противопоставлении,времени, условииили следствии Синтаксис сложного предложения запятая точка с запятой двоеточие тире Запятая между частями БСП: части БСП обозначают одновременность или последовательность событий; тесно связаны между собой по смыслу; обычно кратки; произносятся тоном перечисления; ! между частями БСП мысленно можно поставить союз И. Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет .[ ], [ ], [ ]. БСП Синтаксис сложного предложения Точка с запятой между частями БСП: части БСП менее связаны по смыслу; более распространены; содержат собственные знаки; к концу предложения голос понижается, возникает пауза. Сел да поехал; ах, хорошо! [ да ]; [межд.,]! БСПКрой да песни пой; шить станешь – наплачешься. [ да ], [ ]. БСП Синтаксис сложного предложения Двоеточие между частями БСП: [ ] : [причина]. БСП (= потому что; так как) Богатому не спится: богатый вора боится. [ ] : [пояснение]. БСП (= а именно; то есть) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. [ ] : [дополнение]. БСП (= что; и увидел, что…; и понял, что...)Пора понять: ты за себя в ответе. Синтаксис сложного предложения Тире между частями БСП: (противопоставление)1. [ ] – [ ]. БСП Труд человека кормит – лень портит. (= а, но) Тьма света не любит – злой доброго не терпит. 2. [ Время, условие ] – [ ]. БСП (= если…; когда…) Любишь кататься – люби и саночки возить. Проголодаешься – хлеба достать догадаешься. 3. [ ] – [вывод, следствие]. БСП (= так что; поэтому) Раз солгал – на век лгуном стал. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. (быстрая смена событий)4. [ ] – [ ]! БСП Я за свечку – свечка в печку! Вот солнышко пригрело – трель зазвенела.[ ] – [сравнение]. БСП (= словно; как; будто; точно; что) По улице идёт – лебёдушка плывёт. Синтаксис сложного предложения Алгоритм анализа БСП: найти грамматические основы;определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП;поставить необходимый знак препинания;построить схему БСП. Синтаксис сложного предложения Нормы оценки: «5» - нет ошибок, «4» - допущена 1 ошибка, «3» - допущены 2 ошибки, «2» - допущены 3 ошибки. Ключи ответов по вариантам Схватка с медведем Как только я вылез из лодки, на меня набросился огромный медведь. .........Он хотел растерзать меня в одно мгновение, но я сильно сжал его передние лапы! …….. Медведь заревел от боли. Я знал, что он немедленно растерзает меня, если я отпущу его. ………. Я держал его за лапы три дня и три ночи, пока он не умер от голода. ……… Да, он умер от голода, так как медведи утоляют свой голод лишь тем, что они сосут свои лапы. ………. А этот медведь никак этого не мог, поэтому он погиб голодной смертью. С тех пор ни один медведь не решается напасть на меня. Синтаксис сложного предложения Как только СПП но ССП СПП СПП СПП СПП что если пока так как что поэтому Литературная справка Интересно, что в основу фантастических «Приключений барона Мюнхгаузена» положены рассказы действительно живущего в 18 веке в Германии барона Мюнхгаузена. Он был военным, некоторое время служил в Росси, воевал с турками. Вернувшись в свое поместье в Германии, Мюнхгаузен вскоре стал известен как остроумный рассказчик, выдумывавший самые невероятные приключения. Осталось тайной, сам ли барон записал свои рассказы или это сделал кто-то другой, но в 1785 году немецкий писатель Рудольф Эрих Распе обработал эти рассказы и издал их. Впоследствии к ним были присоединены фантастические рассказы других писателей о приключениях Мюнхгаузена. Но автором книги принято считать Рудольфа Эриха Распе. Синтаксис сложного предложения Схватка с медведем(новая версия) А этот медведь никак этого не мог – он погиб голодной смертью. (Следствие) Синтаксис сложного предложения Я вылез из лодки – на меня набросился огромный медведь. (Быстрая смена событий) Он хотел растерзать меня в одно мгновение – я сильно сжал его передние лапы. (Противопоставление) Я знал: он немедленно растерзает меня, (дополнение)если я отпущу его. Да, он умер от голода: медведи утоляют свой голодлишь тем, что они сосут свои лапы. (Причина) СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ