Урок математики в 3 классе «Деление многозначных чисел на однозначное число»

Мурасулова Г.Б.;
учитель начальных классов
школа-лицей№27
г.Астана
Предмет: Математика.
Тема: Деление многозначных чисел на однозначное число.
Цели:
Обучающие
1. Отработка ЗУНов по теме.
2. Закрепить приемы устного и письменного деления многозначных чисел на однозначное число.
3. Совершенствовать умение решать задачи на нахождение целого по его доле.
Развивающие
1. Способствовать формированию внимания, активности мыслительно-познавательной деятельности - активность учащихся в осуществлении поиска, в открытии нового.
2. Развивать интерес, положительную мотивацию к предмету.
3. Развивать навыки работы по алгоритму деления чисел.
Воспитательные
1. Знакомство с местоположением и исторической значимостью четырех столиц РК.
2.Воспитание любви к Родине, уважение к знаменитым людям.
3.Воспитывать коммуникативные навыки при работе в паре, в группах.
Опорные знания
1. Понятие о математических действиях и их порядке выполнения в выражении.
2. Действие по заданной программе- алгоритму.
3. Соотношение частей и целого.
4. Нахождение корня в простых уравнениях.
Формы контроля
1. Самоконтроль.
2. Взаимоконтроль.
3. Контроль по готовому образцу.
Оборудование и материалы:
Учебный раздаточный материал на партах у каждого учащегося,
карта Казахстана, схема алгоритма действия, портрет С.Сейфуллина,
фотовыставка достопримечательностей столицы, слайды.
Ход урока.
I. Введение. Постановка учебной задачи.
Одним из символов государственности Казахстана издавна считается наличие крупных городов и центров управления страной. Огромную роль такие города играли в экономической, военной, торговый сферах, а главное – в управлении страной.
Толковый словарь С.И.Ожегова: « Столица-главный город государства, как правило, место пребывания правительства и правительственных учреждений».
В разные времена столицами нашего государства становились несколько городов.
Цель нашего урока: познакомиться с историческими столицами Казахстана через отработку навыков по теме « Деление многозначных чисел». Мы будем путешествовать по карте. Красным цветом отмечены города-столицы, названия, мы должны расшифровать на уроке.
II. Работа с учебным материалом.
1. Устный счет.
- В годы Советской Власти, а точнее в 1920 году, Казахстан был провозглашен автономной республикой в составе России, одна из крепостей стала ключом содружества между Казахстаном и Россией. И стала считаться первой столицей Казахстана.
- Давайте расшифруем название этой столицы (примеры на доске)
60:12= 5-Е
48:24= 2-О
36:3= 12-Б - Расположите ответы в порядке
100:4= 25-У возрастания.
490:70= 7-Н
3580:10= 358-Г
6300:90= 70-Р
320:80= 4-Р
- Получилось слово «Оренбург». Одна из точек на карте стоит на территории России. ( Учащиеся отмечают на карте название столицы).
В то время Оренбург считался неотъемлемой частью казахских земель.
В Оренбурге работали и выпускали свои труды Байтурсынов, Дулатов, Сейфуллин. (Папка-раскладушка к 100-летию С.Сейфуллина)
2. Решение задачи.
- Столица в Оренбурге пробыла 5 лет. И уже в марте 1925 года была перенесена в один из городов Сырдарьи.
-Сейчас решим задачу. ( Чтение, обсуждение решения задачи в группах)
Текст задачи: Мы отправились в путешествие. Из Оренбурга до Аральского моря, по реке Сырдарья проехали 1/3 всего пути, или 600 км. Сколько всего километров от Оренбурга до следующей столицы?
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях, один ученик у доски,
проверка решения (ход-рассуждения, решение, ответ)
- Мы прибыли в Кызылорду. (Отмечаем на карте)
В Кызылорде со всей казахской земли собирались образованные люди, акыны, певцы. Здесь трудились Сейфуллин, Байтурсынов, Бокейханов, Жансугуров. Сегодня Кызылорда – центр нефтяной и газовой промышленности. (слайды)
3. Решение примеров - деление многозначного числа на однозначное число.
- А теперь давайте отгадаем третью столицу Казахстана. В этом городе столица находилась дольше всего 68 лет.
Решение примеров:
54440:8 -А
345:5 -Ы - Расположить ответы в порядке убывания.
1536:3 -А - Вычисление в столбик.
1632:4 -Т
4780:2 -Л
5700:6 -М
Шесть учащихся выполняют решение у доски с комментированием по алгоритму (схема- опора на доске).
- Мы разгадали слово « Алматы». ( Отмечаем на карте).
Город Алматы, расположенный у подножья заснеженного Алатау, редкий по красоте своей природы, был вполне достоин, называться столицей Казахстана. Дополнительная информация учащихся о достопримечательностях города.
4. Решение уравнений.
- В связи с политическими, экономическими и международными обстоятельствами столица республики была перенесена в сердце казахстанских степей. В какой город? Астана. Несмотря на трудное экономическое положение, молодой Казахстан принял это непростое решение. За короткое время провинциальный город изменился до неузнаваемости. (Слайды)
- Давайте узнаем, в каком году столицей Казахстана стал город Акмола (нынешняя Астана), решив уравнения и приставив корни уравнений, друг к другу.
Решение уравнений по вариантам:
40. х=760 х.50=4850
х=19 х=97 В 1997 году столицей стал город Акмола.

-Но расцвет столицы еще впереди. В будущем Астана будет одним из известных городов Евразийского континента.
III. Итог урока.
От вас зависит будущее процветание нашей столицы, нашей Родины.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живим мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относиться нежней.
- Сегодня на уроке вы показали высокие результаты. За урок получили «5» следующие жители столицы.
Домашнее задание творческого характера: зашифровать в примерах один из городов Казахстана.


































15