Урок физики в 10 классе Законы Ньютона. Силы в природе


Донецкая Народная Республика
Открытый урок
Обобщения и систематизации знаний
в 10-м классе на тему:
Законы Ньютона, силы в природе.
537210154940

Подготовила учитель математики и физики
Горловской общеобразовательной школы №42
Хмелева Татьяна Ивановна.
2016-2017 учебный год
Тема урока: Закона Ньютона Силы в природе. Обобщающий урок.
Цели урока:
- Дидактическая: обобщить и систематизировать знания учащихся о законах динамики, усовершенствовать умения решать качественные и расчетные задачи, выполнять задания на основе известных законов и закономерностей.
- Развивающая: развивать умение применять полученные знания на практике; умение систематизировать и описывать результаты, способствовать активизации творческого мышления учащихся; стимулировать самостоятельную работу каждого и работу в группах.
- Воспитательная: воспитывать взаимоуважение, настойчивость в получении знаний, самокритичность в оценке своей деятельности и работы товарищей.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Метод урока: Репродуктивно- творческий.
Формы проведения: Индивидуальные, групповые
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я
кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось
найти более красивый камешек, чем другим:
но океан неизвестного лежит передо мной.
Исаак Ньютон (1643 – 1727гг)
Ход урока:
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Без имени Ньютона нет физики, а для Ньютона без физики и математики не было бы жизни. Наука для него - это и вода, и воздух, и пища. Его именем названы теоремы, законы, единицы измерения силы. Если бы была возможность измерять силу человеческого гения, ее тоже можно было бы назвать Ньютоном. Недаром на надгробной плите могилы Ньютона высечены слова: «…пусть смертные радуются, что существовало ое украшение рода человеческого».
Наиболее плодородными в жизни Ньютона были годы 1665 – 1667-й, когда во время эпидемии чумы он уезжал в голодную деревню Вульсторп. Эти годы можно назвать «болдинской осенью» Ньютона. Он работал сверх всякой меры! Здесь рождается интегральное исчисление, здесь он раскрывает солнечный луч, познает тайну спектра, здесь конструирует телескоп нового типа – рефлектор и микроскоп. Был и другой Ньютон. Его мы знаем очень мало. Этот Ньютон – политик, член учредительного парламента, человек, который совершенно непонятным образом научную работу сочетал с административной, со службой государственным интересам. Слава Ньютона досталась ему нелегко: она приносила и горечь разочарований, и боль обиды. В спорах со многими учеными ему не раз приходилось отстаивать свой приоритет в науке.
2. Мотивация учебной деятельности.
3861435730251.) Сообщает тему урока, цели урока.
2.) Формулирует девиз урока:
Думать - коллективно!
Решать - оперативно!
Отвечать - верно!
Бороться - активно!
45662853860803.Осмысление и систематизация знаний. Представление домашних творческих презентаций по темам:
А) По страницам биографии И.Ньютона,
Б) Законы И.Ньютона и их применение,
В) Силы в природе и их определение ,Г) Законы И.Ньютона в народных пословицах,
Д) Алгоритм решения задач на определение ускорения тела, движущегося по наклонной плоскости.
4.Закрепление и проверка знаний.
3321050205105Работа в группах.
Прослушав обобщение изученного материала ребятам в группах предлагается выполнить следующие задания - Это качественные задачи ,интересные вопросы и мини-проекты.
За правильные ответы ребята будут получать жетоны (Учитель раздает задания.- мини-проекты, интересные ситуации и вопросы)
3020695274955Задания для первой группы:
1) Проект: Трение и спорт. Зачем спортсмены-лыжники на лыжи наносят особую смазку? Зачем легкоатлеты надевают спортивную обувь? Что делают конькобежцы?
Задание для второй группы:
2) Проект: Трение в технике. Зачем в двигатель автомобиля наливают масло? Зачем подшипники колес и педалей велосипедов смазывают солидолом?
3.Задание для третьей группы:
3) Проект: Трение в быту. Дверцы шкафа в комнате стали скрипеть. В походе поскользнулся на мокрой траве, упал и понял, что….
Увидел, что мама никак не может снять перстень с пальца, и посоветовал ей …Из окна увидел, что перед дверью их дома образовалась ледяная дорожка, вышел на улицу и..Ваня собрался в поход на велосипеде. Но педали плохо крутились, и он …Когда выпал первый снег, папа Вани стал менять летнюю автомобильную резину на зимнюю.  Ваня спросил у отца, зачем меняют шины у автомобиля?
326390094615Вопросы для групп (ребята в группах отвечают, выбирая себе более понятный вопрос)
Первая группа.
1.. В чем заключается первый закон Ньютона?
2.. Какие системы отсчета называются инерциальными?
3413760501653. Что такое инерция? Где наблюдается проявление явления инерции в технике и быту?
Вторая группа.
1. Что такое сила?
2. Чем характеризуется сила? В каких единицах измеряется сила?
3. Что такое равнодействующая сил?
3515995120650Третья группа.
1.Как определяется равнодействующая сил?
2. Какова причина возникновения ускорения?
3 Какова связь между ускорением и силой?
Интересные вопросы:
1) История о том, как «Лебедь, Рак, да Щука вести с поклажей воз взялись», известна всем. Но если рассматривать эту басню с точки зрения механики, результат получается вовсе не похожий на вывод баснописца Крылова. Каким он будет?
… Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А Щука тянет в воду.
2) Задачи на законы Ньютона подсказывает сама жизнь. Все, наверное, в детстве видели мультфильм "Ну, погоди!". Там был эпизод: волк хочет догнать корабль с зайцем, садится в парусную лодку и заставляет лодку двигаться, дуя в парус.
3)Эпизод из мультфильма "Приключения Барона Мюнхгаузена". Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Обоснуйте невозможность этого.
5.Тестовая дифференцированная проверка знаний.(Учитель раздает тесты)
6.Выставление оценок, подведение итога урока
7.Заключительное слово учителя
413766050165Биографы Ньютона рассказывают, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника.
Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого.
29089354768858. Рефлексия- выберите смайлик, который характеризует ваше эмоциональное состояние от урока.
9. Д\з. Повторить главу – Основы динамики.