Формирование мотивации к учению у обучающихся при решении задач по физикеи


Формирование мотивации к учению у учащихся при решении задач Учитель физики МОУ «Алексеевская средняя общеобразовательная школа» Адамова Марина Владимировна Кормиловский район Идея к руководству: потребность возникает у человека в процессе его личной деятельности. Направление поискаОбеспечить развитие познавательных способностей каждого ученика на основе учета индивидуальных особенностей познавательной деятельности. Формировать компетентную личность, готовую к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в изменяющихся социально- экономических условиях. Способствовать физическому, нравственному, интеллектуальному развитию личности. Цель: формировать интеллектуальные умения в процессе самостоятельной деятельности учащихся, пробудить потребность к саморазвитию, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Научная идея Под развитием мышления следует понимать - систематическую, последовательную тренировку творческих, критических, сознательных актом мышления, сконструированных для того, чтобы сознание учащихся было гибким, открытым для необычного, не заглушая огонек естественного любопытства, присущего ребенку. Деятельностный подход к обучению – это реализация вывода психологической науки:знания усваиваются субъектом и проявляются только через его деятельность;процесс обучения должен строится на поступательном усложнении содержания, способов, характера деятельности учащихся.Цель деятельности учителя: учить так, чтобы каждый обучаемый мог пользоваться знаниями. I – Вопрос : «Зачем нам нужно знать?» (в ответе есть указание на деятельность).II – Выполнение деятельности в конкретной ситуации, где возникают затруднения.III – Анализ затруднений: «Не все смогли эту деятельность выполнить, нужно этому поучиться».I V – Побудить учащихся сформулировать цель деятельности Этапы формирования мотивации Способы решения проблемных ситуаций Логический (Кого мы видим глядя в зеркало?)Математический (Определите выталкивающую силу, действующую на вас?) Экспериментальный (Можно ли с помощью льда добыть огонь?) Математик и педагог Д.Пойа писал, "что решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь ... если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать". Обучение - это процесс создания новых привычек. Чтобы научить ребенка решать задачи, необходимо, прежде всего, сформировать привычку решать задачи, да еще привычку делать это с удовольствием. А этому можно научить! Дольные и кратные приставки Кило-Мега-Гига-Тера – киМеГиТеМилли-микро-нано-пико-фемтомиминапифем Переводы … Переводы… Вопросы- «Ежики» Как изменится сопротивление проводника, если напряжение увеличится в 2 раза, а сила тока при этом не изменяется?Как изменится электроемкость конденсатора, если заряд на обкладках уменьшается в 2 раза, а напряжение остается постоянным? Формулы… Формулы p=p*gh Ek = (3/2)kT Проговариваем и запоминаем С какой силой Иван тянет Петра, с такой силой Петр тянет Ивана (третий закон Ньютона)Если тело бросить в воду, оно рвется на свободу Живой эксперимент… Электромагнитное Характер поля Переменное магнитное Энергетическая характеристика Вихревое электрическое Изображение поля Магнитное Силовая характеристика Электрическое Сила поля Электростатическое Индикатор Примеры полей Источник План обобщенного характера Учусь наблюдать В первое мгновение я подумал…После опыта я увидел, что …Объяснение опыта… Выводы…Учись ставить экспериментЯ уже знаю …..Нужно установить зависимость …Для этого нужно…Провожу эксперимент…Записываю результаты…Делаю вывод. У меня возникли вопросы…. Графические задачи 1. В медном калориметре массой mм=100г находится вода массой mв=200г при температуре t1=200C. В воду опускают стальную деталь массой mс=80г и температурой t2=900C. Какая температура установится после прекращения теплообмена?Графический способ решения задач на уравнение теплового баланса приведено в книге А.А. Боброва, А.В. Усовой «Формирование ОУУН у учащихся по физике» Советы по решению задачЕ.Н. Филатов ВШМФ «Авангард» Использование информационно-коммуникативных технологий Работа с «одаренными детьми» Использование Интернет ресурсов:Участие школьников в НОУ;Участие школьников в интеллектуальных марафонах;Подготовка к олимпиадам;Подготовка к ЭГЭ, ГИА. Открытая физика Позволяет проводить исследование, анализировать физические закономерности, более детально понять сущность физических явлений и процессов, представлять информацию в графической и табличной форме. Учащиеся включаются в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую Активныке методы обучения Стремительно развивающиеся изменения в обществе и    экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к    новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов,    проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации    неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с    разными людьми и при этом оставаться нравственным. Задача школы –    подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных    знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя    в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение,    пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи.    Для    их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные    формы организации образовательного процесса, активные методы    обучения. Активные методы релаксации Если вы чувствуете, что    обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача,    сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации!    Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того,    чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить    энергию. Метод «Земля,    воздух, огонь и вода»    Цель – повысить уровень энергии в классе.   Численность – весь класс.   Время – 8-10 минут     Проведение:   Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из    состояний – воздух, землю, огонь и воду.         Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и    делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его    тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все    стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он    наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух    струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область    таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и    кончикам пальцев.      Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить    всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно,    но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота –    естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание    может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече    предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее «взбодрилась»).    Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом,    изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и    тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.    Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей.    Ученики просто представляют себе, что комната превращается в    бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем,    чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.    Вода. Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог    создать свою индивидуальную комбинацию элементов.      Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом    упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и    стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.     Примеры игровых элементов Дайте характеристику …..Пойми меняСобираем урожайЯ загадала число Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в    разных аспектах:                      формирование     положительной учебной мотивации;            повышение     познавательной активности учащихся;            активное вовлечение     обучающихся в образовательный процесс;            стимулирование     самостоятельной деятельности;            развитие     познавательных процессов - речи, памяти, мышления;               эффективное усвоение     большого объема учебной информации;        развитие творческих     способностей и нестандартности мышления;       развитие     коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;              раскрытие     личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и     определение условий для их проявления и развития;              развитие навыков     самостоятельного умственного труда;             развитие     универсальных навыков. Заключение Учитель – знаковая фигура в обществе и, несмотря на все трудности,    учитель остается важнейшим специалистом, определяющим ход и развитие    общества, экономики, страны. Соответствие форм и методов работы    учителя сегодняшним и завтрашним потребностям – задача не только    государства, но и самого учителя. От его активности, нацеленности на    поиск, овладение и внедрение в практику образовательных инноваций    зависит, как быстро будут происходить изменения в школе. Готовность    учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие    эффективного внедрения активных методов обучения в образовательный    процесс.