Урок по теме Законы сохранения в механике


Урок по теме «Законы сохранения в механике»
Цели урока.
Образовательная: 
формирование знаний учащихся о законе сохранения энергии и превращении одного вида энергии в другой; закрепление знаний о видах механической энергии: кинетической, потенциальной.  
2. Развивающая: 
развитие логического мышления, навыков решения задач, познавательной активности; совершенствование общеучебных умений, коммуникативных качеств учащихся.
3. Воспитывающая:
 воспитание добросовестности, дисциплинированности, толерантности, здорового образа жизни
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, воздушные шарики
Физика! Какая емкость слова! Физика для нас – не просто звук! Физика – опора и основа всех, без исключения, наук!
Ход урока
Организационный момент. Слово учителя о целях и задачах урока.
Сообщения учащихся по теме урока (с мини-презентациями)
Роль закона сохранения импульса в жизни человека
Закон сохранения энергии.
К.Э. Циолковский и его вклад в развитие космонавтики
Применение закона сохранения импульса в открытом космосе
Реактивное движение
Тестирование учащихся по теме урока
Решение задач
Задача 1. Река Замбези в Центральной Африке приносит к водопаду Виктория ежеминутно 90 миллионов литров воды (высота падения воды около 100 метров). Найти мощность водопада Виктория.
Задача 2. Найдите скорость входа в воду прыгуна с 5-метрового трамплина, если начальная скорость отталкивания спортсмена 5м/с.
Задача 3.Граната массой 1 кг, летящая со скоростью 20 м/с на запад, разрывается на 2 осколка. Один, массой 0,2 кг, начинает двигаться со скоростью 500м/с в направлении полета гранаты. В каком направлении и с какой скоростью полетит другой осколок?
Задача 4. Человек массой 70 кг переходит с кормы лодки на нос. Масса лодки 130 кг, ее длина 4 м. На какое расстояние и в какую сторону отплывет лодка?
Задача 5.Два пластилиновых шарика, отношение масс которых m2/m1 = 4, после соударения слиплись и стали двигаться по гладкой горизонтальной поверхности со скоростью u. Определите скорость легкого шарика, если он двигался в 3 раза быстрее тяжелого V1 = 3V2, а направления движения шариков были взаимно перпендикулярны.
Решение качественных и шуточных задач
Задача 1. Объясните, какие превращения энергии и почему происходят в следующих случаях:
а) при движении мяча, брошенного вверх;
б) при скатывании шара с наклонной плоскости;
в) при падении потока воды в водопаде;
г) при падении пластилинового шарика на пол;
д) при движении математического маятника.
Задача 2. В фильме «Флаббер» ученый-физик исследовал прыгучесть созданного им метастабильного вещества. Каждое соударение метастабильного шарика с полом или потолком вызывает возрастание скорости. В чем вы видите несоответствие с реальным миром?
Задача 3. В мультфильме «Каникулы в Простоквашино» пес Шарик падает с телеги после выстрела из ружья. Какое явление в этом виновно?
Итоги урока. На дом: решить задачу «Спор мастера и рабочего». На строительной площадке произошел спор мастера и рабочего о том, как поднять груз 625000 Дж на высоту 20 метров. Рабочий предложил отнести вручную, мастер предложил поднять краном. Кто из них прав?
(Вычисли массу груза, выразив массу из формулы потенциальной энергии)
Ответ: Е = mgh, m = = = 3125 кг