Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.(Урок по ФГОС)

конспект урока русского
языка в 7 классе

«Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте»



Выполнила учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
учреждения лицея № 76 Самарской области г. о. Тольятти
Соболева Ирина Михайловна


Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте
Цель: формирование навыка различения деепричастия и личных форм глаголов и причастий, умения производить синонимическую замену личных форм глагола деепричастиями; формирование навыка выделения знаками препинания деепричастного оборота. Научить конструировать предложения с синонимической заменой, составлять монологические высказывания на лингвистическую тему.
Структурный компонент урока
Характеристика учебных действий
Учебные действия

I. Орг. момент
Задача: Мотивация к действию на уроке
Учитель организует проблемную ситуацию, в центре которой оказывается основная проблема изучаемого материала.
Регулятивные учебные действия
Целеполагание как постановка учебных задач

II. Проверка домашнего задания
Задача: Проверить знания и умения по пройденной теме
На материале домашнего задания (упражнение 172) актуализируются знания по теме урока
Познавательные действия
Выделение необходимой информации


III. Подготовка к изучению новой темы
Задача: Создать мотив к учебным исследованиям
В беседе по теме урока проговариваются известные обобщения, понятия (деепричастие, деепричастный оборот)
Регулятивные действия
Соотношение известной и новой информации

IV. Наблюдения над фактами языка
Задача: Наблюдения над фактами при помощи сопоставления и сравнения выделить основные существенные признаки
Пишется предложение, графически оформляются признаки изучаемых понятий (деепричастный и причастный оборот) и сравниваются предложения.
Регулятивные действия
Планирование (последовательность действий)

Познавательные учебные действия
Поиск и выделение необходимой информации


V. Обобщение структурных и семантических признаков изучаемого понятия
Задача: Научить обобщать признаки

Формулируется вывод из наблюдения. Читается правило из учебника, сравнивается с правилом выведенным детьми. Пунктуация при деепричастном обороте.)
Познавательные учебные действия
Опознают и правильно интонируют предложения с обособленными пр

VI. Применить новые понятия на новом языковом материале
Задача: Закрепить новые понятия
Выполняется упражнение 163, 166, проверочная работа на умение выделять глаголы вместе с относящимися к ним деепричастными оборотами, умение отличать причастные и деепричастные обороты, строить схемы предложений,

Регулятивные действия
Навыки саморегуляции и внутренней мотивации
Познавательные учебные действия
Знаковые символические действия – составление схем предложений.

VII. Итог урока
Задача: Сформировать новые знания
Восстанавливаются действия по ходу урока, делается синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом, акцентируется внимание на то, какие средства выразительности использует автор, с какой целью.
Коммуникативные учебные действия
Умение слушать и вступать в диалог

VIII. Домашнее задание
Задача: Дать установку на тренировку определенных умений
Дается упражнение 165 на закрепление изученного, дети называют умения, которые помогут сформулировать правило.
Коммуникативные учебные действия
Умение задавать вопрос и выражать мысли





Ход урока.
1.Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, звучит нежная мелодия, на экране высвечивается тема урока, учителем озвучиваются тема и цели урока)
2.Проверка домашнего задания (упражнение 172)
1) выписать на доске слова из упражнения, в которых требовалось объяснить написание «не»;
2) морфологический разбор причастия согнувшейся (старушки);
3) найти в упражнении предложения с одиночными деепричастиями и объяснить знаки препинания;
4)устный опрос
- Что такое деепричастие?
- Какова роль деепричастия в речи?
- Для какого типа речи характерно употребление деепричастий?
- Каковы признаки глагола у деепричастия?
- Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? (Является обстоятельством, как и наречие.)
- Какой ещё признак наречия имеет деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот? Где он может стоять в предложении? Расскажите о знаках препинании при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.
.

- Как пишется не с деепричастиями? Привести примеры.
5. Словарная работа (Написание не с различными частями речи)
Не задумываясь, не спорьте, невежда; отнюдь не интересный фильм, негодуя по поводу случившегося; ненавидел неправду; не сговариваясь ни с кем; не разочаровавшись в друге; нерешённая задача; вещи не собраны, не жалея сил; не прикасаясь к дереву; собака не залаяла; не примирив друзей; не обнажив головы.
3. Подготовка к новой теме.
1). Под руководством учителя делается морфологический разбор деепричастия «согнувшись». Сравнив морфологические деепричастия и причастия, делаем вывод о том, какие общие признаки есть у причастия и деепричастия, какие различия (обе части речи образуются от глаголов, имеют вид, но причастие изменяется, деепричастие не изменяется).
2). Устная проверочная работа (раздаточный материал)
а) Найдите предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное к основному действие.
1. Космонавт слушает и улыбается.
2. Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.
3. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
4. Птицы хлопают крыльями и поднимаются вверх.
5. Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.
6.Сопоставительный анализ предложений (выработать умение различать причастия и деепричастия).
Стремясь выполнить задание к сроку, строители работали без устали.
(работали как?)
Строители, стремившиеся выполнить задание к сроку, работали без устали.
( строители какие?)
- Определите, в чём разница между причастными и деепричастными оборотами? (Различна их синтаксическая роль в предложении – деепричастие относится к глаголу и характеризует действие, причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие; поэтому в первом предложении выделено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, во втором – определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Постановка запятых в первом предложении не зависит от места оборота (это можно показать, устно перестроив предложение)
6. Закрепление.
А) Объяснительный диктант (определение границ причастного и деепричастного оборота, разбор выделенных слов по составу).
1). Вот тёмный лес свалился, чуть шурша 2). Часы, шипя, двенадцать раз пробили3). Они шли по тропинке, извивающейся между кустами орешника. 4). По ночам холодный ветер дул с гор, присыпанных снегом. 5). В небе, раскинув розовые крылья, парила одинокая чайка. 6). Он вылез из машины и, хлопнув дверью, направился к дому.
Б) Проверочная работа (Умение различать причастные и деепричастные обороты)
1)Найдите предложения с причастным оборотом.
а). Девочка слушала объяснение учителя, посматривая по сторонам.
В) Синтаксический разбор предложений.
1).Спит река, во сне перебирая мягкую подводную траву. 2). Травы гнутся под тяжестью росной, позабыв о вчерашнем тепле.
- Какие средства выразительности использует автор? С какой целью?
7. Итоги урока.
- О чём сегодня говорили на уроке?
- В чём разница между причастными и деепричастными оборотами? Выставление оценок.
8. Домашнее задание.
1).Упражнение 165 (письменно);
2). Подготовить связный рассказ о деепричастии;
3).Записать в словарик и запомнить написание слов в рамочках в разделе « Деепричастие»






15