Урок по русскому языку для 7 класса «Деепричастный оборот»


МОДУЛЬНЫЙ УРОК. ТЕМА «ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ». 7 класс
УЭ, время форма и содержание урока рекомендации учителя
УЭ-0
2-3 мин. Цель: познакомить учащихся с деепричастным оборотом и знаками препинания при нем; формировать умение различать деепричастный оборот и деепричастия, которые перешли в другие части речи и фразеологические сочетания;
способствовать формированию навыка культурной речи; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся. Сегодня работаем самостоятельно в рабочих тетрадях.
УЭ – 1
10 – мин.
5 – мин.
5 - мин.
УЭ – 2
10 – мин.
Цель: познакомить учащихся с деепричастным оборотом и знаками препинания при нем.
1.Запишите в тетрадь дату, тему «Деепричастный оборот».
2.Словарный диктант. Не зная ничего; не чувствуя опасности; не думая ни о чем; идти не спеша; остановиться не дойдя до места; ничего не жалея; не говоря лишних слов; не мог не знать; смотреть не отрывая глаз; недоумевая по поводу случившегося; набирая силу.
Взаимопроверка по карточкам с правильным вариантом ответов.
Критерии оценки
Количество ошибок Оценка
0 - 1
2 – 3
4 – 5
Более5 5
4
3
2
3.Вопрос:
- Почему некоторые словосочетания можно назвать деепричастными оборотами?
Обсуждение в группах по 4 человека.
Делается общий вывод.
4.Рассмотреть на доске предложения , обсудив в парах тему « Знаки препинания при деепричастном обороте», основываясь на уже полученных знаниях о причастном обороте.
Преследуя зверя, охотники вышли к реке.
Охотник, покинувший ночлег, пробирался к деревне.
Ветер яростно выл в трубе, поднимая пыль на дороге.
Сегодня на собрании мы решили работать засучив рукава.
Засучив рукава, хирург мыл руки.
Вывод.
Цель: формировать умение различать деепричастный оборот и деепричастия, которые перешли в другие части речи и фразеологические сочетания;
1. Открыть учебник на стр. 95 и прочитать правило.
Правило: «Некоторые деепричастия потеряли свои глагольные значения и перешли в другие части речи, например, в наречия: идти не спеша, читать лежа, работать молча, разговаривать нехотя и др.
В разряд наречий перешли и некоторые фразеологические сочетания: бежать сломя голову, трудиться не покладая рук и т.д. Фразеологические сочетания, представляющие собой деепричастный оборот, запятыми не выделяются.» Применение. Формирование умений и навыков.
Заполните таблицу, отметив номера предложений.
1 столбик. Предложения, в которых деепричастный оборот выделяется запятыми.
2 столбик. Предложения, в которых деепричастные обороты представляют собой фразеологические сочетания.
3 столбик. Предложения, где деепричастия перешли в разряд наречий.
1. Кто-то не спеша шел по аллее.(Ч.) 2. Они долго говорили о разном и так устали, что заснули сидя.(Тих.) 3. Доведя Оленьку до калитки, он простился.(Ч.) 4.Пара лебедей плывет за нами, издали белея в темной воде.(Купр.) 5. Я занимался спустя рукава и думал памятью и живым воображением заменить труд.(Герц.) 6. Не замечая моего приближения, она продолжала рассказывать на английском языке своей соседке.(Купр.) 7. Оказавшись перед угрозой окружения, эмир дал сигнал к отступлению.(Есенб.) 8. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.((Гриб.) Ленивый сидя спит, ежа работает.(Посл.) 9. Татьяна любит не шутя.(П.) 10. Кунанбай стиснул зубы и продолжал сидеть молча. (М.А.)
ТАБЛИЦА (ключ).
1 2 3
3.
1.
2.
Оценку поставьте в оценочный лист.
Каждая группа по очереди дает ответ на поставленный вопрос.
Записать вывод в тетрадь для правил. «Деепричастный оборот – это...»
Обсудить вывод в классе и записать в тетрадь для правил.