Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «В гостях у сказки»


Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления
«В гостях у сказки»
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «В мире книг»// Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой (образовательная система «Начальная школа 21 века»)
Общая характеристика курса.
Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «В гостях у сказки» (далее - программа внеурочной деятельности) способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Главные цели программы внеурочной деятельности:
— создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
— расширение литературно-образовательного пространства обучающихсяначальных классов;
— формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Преемственность программы внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа внеурочной деятельности способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации занятий могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Содержание занятий программы внеурочной деятельности «В гостях у сказки» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.
Место курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки» в учебном плане.
Ценностные ориентиры содержания курса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений, познание как ценность.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур
Содержание программы курса «В гостях у сказки» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран.
Обучающийся - читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности.
В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа курса внеурочной деятельности — это создание условий для использования
полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой.
Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами:
рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата (совокупность материалов, дополняющих и поясняющих основной текст: титульный лист, введение, предисловие и прочее), так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В гостях у сказки»формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее- Стандарта):
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Содержание программы
4 класс (34 ч)
«Сказка – ложь, да в ней намек» (4 ч)
Вводный урок. Знакомство с жанром.
Сказки народные и авторские. Сказки народов мира.
Мифы народов мира (4 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг.
«12 подвигов Геракла».
Миф о Дедале и Икаре.
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (2 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Бажов «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы». Сказы. Фольклорные корни сказок.
Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках (проектная деятельность).
Сказки зарубежных писателей (5 ч)
Дети — герои книг Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, Ш. Перро, Дж. Родари и др. Выставка книг.
Конкурс-кроссворд.
Легенды народов Крыма (2 ч)
Сказки народов Крыма (греческие, немецкие, болгарские и крымскотатарские сказки). Легенды Крыма («Золотая колыбель»; «Кизил – шайтанова ягода» и др).
Конкурсная программа (5 ч)
Конкурс-кроссворд «Знаешь ли ты сказку?».
Зимняя сказка. Конкурсная программа.
«По дорогам сказок» (игра-путешествие).
«Мы любим сказки» ( конкурсная программа).
Викторина « Угадай сказку!».
Николай Носов «Незнайка в Солнечном городе» (3 ч)
Н.Носов - автор детских книг. «Незнайка в Солнечном городе».
Незнайка и его друзья (сказочное представление).
Мир сказок А.С.Пушкина (2 ч)
«Сказка о Золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»; поэма «Руслан и Людмила». Система образов в поэме. Роль вступления к поэме «У Лукоморья дуб зеленый…». Главные герои поэмы.
Из теории сказочной литературы (4 ч)
Сказки о животных.
Бытовые сказки. Герои бытовых сказок.
Волшебная сказка. Предметы и элементы волшебства в сказках. Герои волшебных сказок.
Иллюстрации к известным сказкам. Рассказ о художниках.
«Нас сказка добрая зовет» (3 ч)
Урок-рассуждение.
Урок-репетиция.Инсценировка русской народной сказки (итоговый урок)
Основные виды учебной деятельности:
— составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
— различать виды и типы книг;
— писать отзыв о книге, пользуясь её справочным аппаратом;
— знать структуру книги и её элементы, справочный аппарат;
— пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
— писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
— пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
— составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
— задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
— выполнять роль библиотекаря — выдавать книги и заполнять формуляры;
— собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т. д.);
— работать с детскими газетами и журналами.
Календарно-тематическое планирование по курсу « В гостях у сказки» (4 класс)
№ п\пСодержание тем Количество
часов Дата проведения
1 семестр
1 Вводный урок. «Сказка – ложь, да в ней намек». 1ч 02.09
2 Знакомство с жанром. 1ч 09.09
3 Сказки народов мира. 1ч 16.09
4 Сказки народные и авторские. 1ч 23.09
5 Мифы народов мира. 1ч 30.09
6 Мифы Древней Греции. 1ч 07.10
7 «12 подвигов Геракла» ( 2-3 на выбор). 1ч 14.10
8 Миф о Дедале и Икаре. 1ч 21.10
9 Сказы Павла Бажова. «Малахитовая шкатулка». 1ч 11.11
10 Любимые герои книг детских писателей. 1ч 18.11
11 Сказки зарубежных авторов. 1ч 25.11
12 Джанни Родари. «Джельсомино в Стране Лгунов». 1ч 02.12
13 А.Линдгрен. «Пеппи-Длинный Чулок». 1ч 09.12
14 Ш.Перро. «Синяя борода». 1ч 16.12
15 Г.Х.Андерсен. « Огниво», «Русалочка», «Снежная королева».Идейный смысл сказок Андерсена. 1ч 23.12
2 семестр
16 Сказки народов Крыма. (.Греческие, болгарские, крымскотатарские, немецкие и т. д. ) 1ч 13.01
17
Легенды народов Крыма. 1ч 20.01
18 Конкурс-кроссворд «Знаешь ли ты сказку?». 1ч 27.01
19 Зимняя сказка. Конкурсная программа. 1ч 03.02
20 Н.Носов-автор детских книг. 1ч 10.02
21 «Незнайка в Солнечном городе». 1ч 17.02
22 Незнайка и его друзья ( сказочное представление). 1ч 24.02
23 Викторина « Угадай сказку!». 1ч 02.03
24 Сказки А.С.Пушкина.(Обзор). 1ч 09.03
25 Сказочные персонажи в поэме «Руслан и Людмила». 1ч 16.03
26 «По дорогам сказок» ( игра-путешествие). 1ч 23.03
27 Сказки о животных. 1ч 06.04
28 Бытовые сказки. Герои бытовых сказок. 1ч 13.04
29 Волшебные сказки. 1ч 20.04
30 «Мы любим сказки»( конкурсная программа). 1ч 27.04
31 Иллюстрации к известным сказкам. Рассказ о художниках. 1ч 04.05
32 Мой любимый сказочный герой. Урок-рассуждение. 1ч 11.05
33 « Нас сказка добрая зовет» ( инсценировка рус. народ. сказки по выбору учащихся). Репетиция. 1ч 18.05
34 Заключительный урок –концерт. Показ инсценировки. 1ч. 25.05