Разработка и реализация индивидуального «маршрута» обучения одаренных обучающихся.


Разработка и реализация индивидуального «маршрута» обучения одаренных обучающихся.Герман Алышев пришел ко мне в 6 класс переводом из другой школы. Обладая очень хорошими музыкальными данными, он и его родители были нацелены на продолжение профессионального музыкального образования, поэтому в работе с ним я использовала углубленное изучение нового и уже известного материала. Традиционные формы работы также усложнялись.
Я добивалась того, чтобы нетрудные задания выполнялись в быстром темпе. Слуховые упражнения предлагала делать устно, запоминая их наизусть. Письменные задания проигрывала в разных регистрах и, соответственно, ученик их записывал в скрипичном и басовых ключах.
Количество ступеней и интервалов в последовательностях усваивалось гораздо больше. Вместо привычных восьми ступеней или интервалов (аккордов) предлагала пятнадцать – по два в восьми тактах, кроме последнего.
Значительно усложняла ритмические упражнения.
Так в разделе «Повторение» ученик подбирал сопровождение, пел нижний голос, играя верхний (и наоборот), определял интервалы, образующиеся на ступенях лада, выучивал упражнения наизусть, определял аккорды в сопровождении, определял движение мелодии по звукам определенного аккорда, транспонировал примеры.
В разделе «Модуляции» называл тональный план и определял все известные аккорды.
В разделе «Период» называл вид периода и разбирал его строение и т.д.
Так как ученик хорошо владел игрой на фортепиано, то для него не составляло сложности исполнять на инструменте изучаемые лады, интервалы и аккорды, что очень было полезно для более прочного усвоения теоретического материала. При этом одновременно приобретались необходимые слуховые навыки. Цели заданий были следующие:
Закрепить пройденную тему;
Проверить, как усвоена новая тема;
Повторить изученные темы.
Для примера:
Сыграть от определенного звука звукоряды всех ладов народной музыки;
Сыграть трезвучия всех тональностей первой степени родства к определенной тональности.
Сыграть и разрешить заданные интервалы в определенной тональности (все б3, все м6, все увеличенные и уменьшенные интервалы и т.д).
Сыграть последовательность интервалов в определенной тональности.
Сыграть последовательность аккордов в определенной тональности.
Сыграть секвенцию (интервальную или аккордовую).
Определить интервал или аккорд и разрешить в соответственной тональности.
Построить интервал или аккорд и разрешить в соответственной тональности.
Построить и сыграть отзвука вверх или вниз интервал или аккорд.
Сыграть все известные аккорды от определенного звука как VII ступени лада, разрешить их называя тональности.
В «Интонационных упражнениях для усвоения лада», наряду с традиционными, использовала новые (спеть вверх или вниз заданный звукоряд от любой ступени до тоники; спеть гамму, «ломая» звукоряд после любой ступени лада, спеть вверх или вниз звукоряд лада, начиная от любой ступени; спеть вверх или вниз от звука тетрахорд, спеть хроматическую гамму).Также усложняла задания в интонационных упражнениях для усвоения интервалов и аккордов, усложняла задания в слуховых упражнениях для усвоения лада, интервалов и аккордов.
При написании диктантов использовала (наряду с традиционными сборниками), «Пособие для абитуриентов музыкальных училищ» (Материалы вступительных экзаменов в ГМУ им. Гнесиных).
На городской олимпиаде по сольфеджио Г. Алышев занял IIIместо, продолжил свое профессиональное образование поступив в ХККИ.
Развивая его творческие способности, занималась подбором аккомпанемента. И, как следствие этих занятий, на выпускном вечере единственным концертмейстером был Герман Алышев.