Статья Духовно-нравственное воспитание учащихся в контексте реализации курса ОРКСЭ

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ
В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ КУРСА ОРКСЭ.
Как и в других школах региона, с 1 апреля 2010 введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики.
Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 об утверждении и введении в действии стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России.
Апробация курса в экспериментальном порядке должна обеспечить подготовку системы образования к освоению новой структуры стандарта и отработке взаимодействия участников образовательного процесса при формировании образовательных программ.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения волнует все человечество в целом, и в частности нашу страну. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба качества образования и становления личности.
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»-- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению , основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные культурологические понятия учебного курса«культурная традиция», «духовность» и «нравственность».
Освоение школьниками учебного содержания каждого модуля, входящего в курс, должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества ;
формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Остановимся на некоторых аспектах .
1. При выборе модуля
родителей настораживает слово религия, они опасаются , что преподавание будет иметь вероучительный, миссионерский характер.

Однозначно содержание материала носит культурологический характер. Но грань между религиозной и светской культурой действительно тонкая.
Начнем с утверждения, что вся европейская культура христоцентрична по сути (без умаления иных религиозных структур). Это значит, что практически все феномены европейской художественной культуры возникают в результате осмысления и переосмысления основных христианских ценностей.
Последнее обстоятельство вовсе не свидетельствует том, что все должны исповедовать христианство. Но, принадлежа к сообществу, сформированному определенной традицией, передающейся даже на уровне языка, волей-неволей уже на генетическом уровне в центре мировоззрения лежат библейские истины. Очевидно это так же, как очевидно, что летоисчисление ведется от Рождества Христова, а воскресенье-день отдыхадаже в этимологии слова связан с сакральной жизнью наших предков. Русское слово «спасибо» -это сокращение фразы Спаси (тебя) Бог». Это наличие изначального религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
Ни у кого не возникает вопроса: Почему дети в школе так подробно изучают историю и мифологию Древней Греции. Ни у кого не возникает вопроса: Почему в Древней Греции ни в языке, ни в культуре не было понятия «совесть»? Непочитание родителей, убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, завистьестественные отношения античных божеств друг к другу и к людям. Понятия «добро» и «зло» существовали, но они были очень тесно связаны с пониманием практической пользы. Христианство сказало миру словами заповедей Ветхого Завета :
«Возлюби Господа своего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим» (т.е. возлюби идеал, к которому стремись всей душой)
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»
И так что же за слово «совесть» в русском языке? Приставка со-, корень-весть. «Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, -объяснил нам в толковом словаре Ожегова. Словом «вестник» переводится на русский язык греческое «ангел». Со-весть, со-знанме, с-ангелом.
До революции ведь не стоял вопрос, учить религиозной культуре или нет. Каждый образованный человек был сведущ в этой области. После революции религию "отменили", но человек без веры жить не может Не можешь-- на тебе, веруй. И веровали в новую религию, в светлое будущее. По сути священное писание заменил устав КПСС. Заповеди--моральный кодекс строителя коммунизма. Литургии--партсобрания. Иконы--портреты членов политбюро. На исповедь к кому ходили--к парторгу. А в 90-ые и эту религию "отменили". Не стало вообще никакого духовно-нравственного закона. Вся страна жила по понятиям, Система воспитания детей потеряла платформу, опору. и теперь, не выдумывая , решили вернуться к традициям. И это правильно.

2. Возрастной период, в который решено проводить уроки духовно-нравственного воспитания.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» ведется в конце 4-начале 5 класса. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной. Важно, чтобы отказ от ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте определенного культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте знакомство с религиозной или светской традицией в школе не ведет ребенка к их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создает собственную систему новых ценностей, но если он это делает , имея ясное представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет осознанным и позитивным.
3. Сегодня в школе процесс формирования базовых культурных ценностей всех участников образовательного процесса рассматривается в контексте толерантности.
Территориальное расположение нашей школы в районе , традиционно густозаселенном представителями различных этнических групп , естественно привело к тому, что этнический состав каждого класса также многообразен .
Этнический состав школы –это русские (77%) , киргизы, татары, казахи, изиты, украинцы, грузины, узбеки, азербайджанцы, армяне, таджики, ингуши, калмыки, корейцы
В образовательном пространстве пересекаются 3 плоскости: родители, ученики, педагоги.
Безусловным является тот факт, что толерантность учителя является необходимым качеством для формирования толерантности у учащихся. Учитель, испытывающий нетерпимость к детям других национальных культур, даже при попытке скрыть таковую, рано или поздно эту фобию проявит.
Идеальным вариантом с точки зрения поликультурного развития является достижение такого результата, когда ребенок из одной из этнической группы успешно ориентируется в культурном пространстве, в котором живет и учится, и сохраняет при этом традиции своего народа.
Приведем примеры из практики нашего учебного заведения. Ученик 6 класса четыре года назад приехал с семьей из Киргизии. В школу его привела мама, с трудом изъяснявшаяся на русском языке. В мае 2010 года ребенок занял 1 место в областном конкурсе творческих работ о русском языке «Любуясь русским словом» в номинации «Плакат». Но другая сторона медали такова. Ко Дню Победы был поставлен школьный спектакль. В одной из мизансцен по замыслу режиссера представители интернационального боевого отряда (среди которых был русский, армянин, азербайджанец, киргиз и украинец) должны были сказать несколько фраз на родном языке. К величайшему сожалению с этой задачей удалось справиться не каждому из подростков, принимавших участие в постановке.
Ценностной доминантой общества , как и школьного коллектива должно стать уважение к национальной принадлежности. А создание таких условий, позволяющих понять, что их объединяет гораздо больше факторов, нежели разъединяет, приводит к зарождению особого уровня культуры. «Все мы разные, но мы живем в одной стране, учимся в одном классе и должны учиться уважать ценности представителей всех культур».
Одна из задач курса нацелена на формирование у учащихся уважения к культурным и религиозным традициям, диалог с представителями других культур и мировоззрений.
С начала 90-х годов практически на глазах национальный состав учеников школы с каждым годом становился все разнообразнее. Порой чувства недоверия, обособленности, настороженности возникали у детей из-за недостатка опыта общения с «не такими, как мы» в кавычках. Но дети всегда найдут общий язык , они открыты к общению , в отличие от взрослых И со временем, когда такой опыт накапливается и становится очевидным, что дело не в трудновыговариваемом имени, не в цвете глаз , не в цвете волос, а в том, что образно говоря, с этим одноклассником можно и в разведку, а этот предаст и бросит и все-равно, как его зовут- Миша или Мухарбек.
Идеальным вариантом с точки зрения поликультурного развития является достижение такого результата, когда ребенок из одной из этнической группы успешно ориентируется в культурном пространстве, в котором живет и учится, и сохраняет при этом традиции своего народа.
Приведем примеры из практики нашего учебного заведения. Ученик 6 класса четыре года назад приехал с семьей из Киргизии. В школу его привела мама, с трудом изъяснявшаяся на русском языке. В мае 2010 года ребенок занял 1 место в областном конкурсе творческих работ о русском языке «Любуясь русским словом» в номинации «Плакат». Но другая сторона медали такова. Ко Дню Победы был поставлен школьный спектакль. В одной из мизансцен по замыслу режиссера представители интернационального боевого отряда (среди которых был русский, армянин, азербайджанец, киргиз и украинец) должны были сказать несколько фраз на родном языке. К величайшему сожалению с этой задачей удалось справиться не каждому из подростков, принимавших участие в постановке.


Если дети разных национальностей с начальной школы воспитываются и обучаются за одной партой, то к выпускному классу формируется общность , где точек соприкосновения гораздо больше, чем различий.
Но вопрос в другом. Стиль поведения формируется в семье и определяется взрослыми. А готовы ли они к диалогу с представителями отличных мировоззрений?
Наибольшую терпимость и понимание проявляют родители, имеющие высокий уровень образования. Чем ниже образование, тем сильнее стремление к обособленности. Видимо, в силу ограниченности мышления.

Пару лет назад со старшеклассниками мы ездили на экскурсию «Дорога к храму», предлагавшую посещение Собора Александра Невского, кафедральной мечети и костела. Естественно, с согласия родителей. Из мусульманских семей дали свое согласие лишь родители, имевшие высшее образование. Будучи в мечети , мы задавали вопрос, запрещается ли мусульманину с образовательной целью вход в христианские храмы. Ответ был : «Нет, не запрещено!»
Ученики-представители религиозных конфессий (у нас это православные и мусульмане) с готовностью включаются в диалог, но и у одних, и у других явно не хватает знаний о традиционной культуре своей семьи.

4.
Воспитание осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако, эти отношения довольно часто принимают драматический характер. Если старшее и младшее поколение принадлежат разному времени , находятся на разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных информационных, экономических условиях, то объединить их может то, что имело большое значение для всех поколений , живших до нас, имеет значение и в наше время –культурная традиция и безусловные духовно-нравственные законы. Семья должна создавать для развития ребенка материальные, социально-экономические, культурные условия.
Социальный состав семей таков: 27 % составляют рабочие, 27%-безработные, 35%-служащие и 11% предприниматели ( как правило торгующие на вещевом рынке)
Высшее образование имеют 133 родителя, остальные- среднее и специальное.
Всего обучаются 735 учеников. Из них опекаемых-21, из малообеспеченных семей 63 ребенка, находящиеся в трудной жизненной ситуации-25.

Но, даже если эти функции выполняются ( а мы знакомы с социальным паспортом школы), в дефиците остается самая важная – настоящее семейное общение , создание особой атмосферы. К сожалению , на разговоры о главном- о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле остается слишком мало времени, если оно вообще находится. Статистика утверждает, что современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец -и того меньше. Работают, устают, решают домашние вопросы. Но есть и еще одна причина . затрудняющая речевое общение детей и родителе,- недостаточно общих тем , мало содержания для прямого личностного общения . Разговор между родителями и детьми занимает считанные минуты в день, но при этом они вместе проводят у телевизора по нескольку часов (иногда, не особенно задумываясь над тем, что при этой передаче ребенку вовсе не место). Курс, о котором идет речь, при известной заинтересованности родителей позволяет расширить содержание речевого общения родителей, других взрослых с детьми. Домашние задания предполагают обсуждение широкого круга вопросов нравственного характера с взрослыми. Но достаточно часто приходится видеть, что детям откровенно неловко за слова родителей и их реакцию на подобные задания. «Попросите родителей рассказать о человеке, чьи поступки можно назвать выполнением морального долга». «Мама сказала, что не знает , что это такое, потому что в школе она такой предмет не изучала.»
«Спроси дома, какие качества в тебе в будущем хотели бы видеть твои родители» «Папа сказал, что вообще меня видеть не хочет»
А теперь представьте себе, что наш слегка трезвый папа ответил сыну на его вопрос: «Пап, как ты думаешь, что в жизни самое главное ?» Каждый ребенок получил в комплекте тоненькую «Книгу для родителей». В ней есть замечательная глава объемом в 3 листочка «Практические советы, как вы можете помочь своему ребенку в изучении курса» . На просьбу , поднять руку тем ребятам, чьи мама или папа прочитали эту брошюрку, уверенно подняли руку 3 человека. Грустно было наблюдать, как остальные мучились, им тоже хотелось сказать, что мама откликнулась, конечно, стали маму защищать: поздно приходит, устает, сказала, что потом , начала, сказала, что это для детей. Сейчас четвероклассники выбирают тему для итоговой творческой работы. Перед ними ставилась задача: дома обсудить и выбрать тему для работы. Но получилось это сделать лишь единицам.
Нельзя научить человека быть нравственным, если дать ему несколько уроков и учебник в руки, если он не будет включен в решение нравственных дилемм, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. В свое время Джон Грей говорил, что ребенок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если все всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьет в себе отвагу и оптимизм, если не придется столкнуться лицом к лицу с неприятностями.
Все усилия только в том случае дадут плоды, если разговор об истоках нравственности и ее влиянии на человеческую жизнь не закончится одновременно с окончанием курса , если приобретенный ребенком опыт станет источником дальнейшего личностного развития ребенка.