Тест с кодификатором и спецификацией на тему Человек и его права к учебнику Кравченко

Проектирование и экспертиза теста по II разделу «Человек и его права» по УМК Кравченко А.И. 9 класс. Выполнила учитель обществознания Логинова Т.С.
Проектирование кодификатора теста.
Код элемента содержания


Требования примерной программы к содержанию и уровню подготовки
Распределение заданий по вариантам теста


знания
учебные действия
I вариант
II вариант

1.
Человек и его права (10 часов)

1.1
Право и социальные нормы
Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания.
Знать, что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие. Разъяснять сущность права, а также различные его значения; уметь правильно употреблять понятие «право» в вариативных контекстах.
1
1,2

1.1.1
Право, его роль в жизни общества и государства





1.1.2
Признаки права





1.2
Право. Отрасли права
Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.
Разъяснять сущность таких понятий, как «правосознание» и «правовая культура» личности. Уметь пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей российского права. Уметь определить, нормами каких отраслей права регулируется определенная жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.
2
3

1.2.1
Норма права. Нормативный правовой акт





1.2.2
Отрасли права





1.3
Власть и закон
Равенство перед законом. Республиканские и местные органы власти.
Давать разъяснения по вопросу о соотношении власти и закон на в жизни общества. Разъяснять особенности законодательной власти в современной России. Знать, что представляет собой исполнительная власть. Уметь грамотно объяснить организацию местной власти, а также анализировать местное самоуправление того региона, где ученик живет.
3
4

1.3.1
Ветви власти





1.4
Органы власти
Структура Федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов России.
Знать, что представляет собой судебная система РФ и уметь объяснить, в какой суд и как следует обратиться, если нарушено конкретное право человека. Знать, что представляют собой правоохранительные органы РФ, каково их функциональное назначение. Уметь объяснять, чем занимаются адвокаты, нотариусы, прокуроры, юрисконсульты и в каких случаях к ним нужно обращаться.
4
5

1.4.1
Органы государственной власти Российской Федерации





1.4.2
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан





1.5
Конституция РФ
Конституция как основной закон государства и ее структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.
Знать особенности и структуру Основного закона страны. Разъяснять сущность правового статуса личности. Знать реализацию своих прав и исполнения обязанностей в конкретных жизненных ситуациях.
5
6

1.5.1
Конституция Российской Федерации.





1.5.2
Основы конституционного строя Российской Федерации





1.5.3
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина





1.6
Право и имущественные отношения
Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Знать, что представляют собой имущественные правоотношения и каким должно быть поведение их участников. Разъяснять сущность института права собственности. Знать основные виды договоров, уметь разъяснить правила поведения участников договорных отношений. Уметь защитить свои имущественные права и знать, в каких случаях это можно сделать в судебном порядке
6
7

1.6.1
Имущественные отношения.





1.6.2
Права собственности.





1.7
Потребитель и его права
Потребитель, изготовитель, услуги, исполнитель. Закон о защите прав потребителей. Соответствие товара, работы, услуги стандарту и САНПинам. Маркировка товара. Правила обмена товара. Федеральная антимонопольная служба. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Срок годности товара. Гарантийный срок.
Знать, кто такой потребитель и в чем заключаются его основные права. Знать, каким образом можно защитить свои права в случае их нарушений.
7
8

1.7.1
Потребитель, исполнитель, изготовитель. Понятие.





1.7.2
Права потребителей





1. 8
Труд и право
Трудовое право, трудовой договор (контракт), расторжение трудового договора, сверхурочная работа. Востребованные и невостребованные профессии. Выбор профессиональной деятельности.
Знать, чем отличаются трудовые правоотношения от других видов общественных отношений, предполагающих трудовую деятельность людей. Знать правовые модели поведения сторон при заключении или расторжении трудового контракта. Знать, как регулируется законом продолжительность рабочего времени и времени отдыха, какие льготы существуют у работающей молодежи. Уметь подсказать человеку, потерявшему работу, дальнейшие шаги действий
8
9

1.8.1
Право на труд и трудовые правоотношения.





1.8.2
Трудоустройство несовершеннолетних





1.9
Право, семья, ребенок
Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Условия расторжения брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.
Знать, что регулирует семейное право. Уметь разъяснять сущность правовых взаимоотношений супругов, их права и обязанности. Уметь составить брачный контракт. Знать правовые аспекты взаимоотношений родителей и детей. Знать основные права детей, уметь их реализовывать и защищать
9
10

1.9.1
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних


10
11

1.9.2
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей





1.10
Преступление
Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применения взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушения трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.
Знать, что представляют собой проступки и преступления, совершаемые людьми. Уметь анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением. Знать, что такое юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют. Знать, что представляет собой принцип «презумпция невиновности». Знать наказания, которым могут подвергаться лица, совершившие преступления
11, 12
12

1.10.1
Административные правоотношения, правонарушения и наказания





1.10.2
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних






Спецификация
Тема теста – «Человек и его права». Возможно использовать как обобщающий урок при прохождении II главы по УМК Кравченко А.И. Назначение теста – оценить уровень подготовки по обществознанию учеников IX классов общеобразовательных организаций в целях промежуточной аттестации.
Документы, определяющие содержание теста. Содержание тестовой работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Характеристика структуры и содержания теста. Тест содержит 2 варианта по 12 заданий. Тестовые задания различного типа. На выполнение теста отводится 30 минут. К каждому заданию