Конспект урока по ОРКСЭ Свобода и моральный выбор человека



Конспект урока по ОРКСЭ.
Модуль Основы светской этики.
Урок № 9. Тема «Свобода и моральный выбор человека».
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: ОСЭ, литература.
Цель урока: создание условий для формирования у учеников представления о свободе, как основе нравственного выбора человека.
Задачи:
Личностные: сформировать понимание значения свободы, морально ответственного выбора в поведении человека; воспитание уважения к людям, к окружающему миру, к самому себе;
Метапредметные: осознание связи свободы и морального выбора человека;
Предметные: учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать своё понимание прочитанного; способствовать развитию мышления и грамотной речи учащихся.
Виды деятельности: беседа, работа в группах, фрагментное выразительное чтение, работа с учебником – выборочное чтение,
Основные термины и понятия: - свобода
-моральный выбор
- моральный конфликт.
Ход урока.
Орг. момент. Объявление темы урока. – слайд №1-2-(3) -4
Сегодня мы работаем группами. Возьмитесь за руки друзья!
Индуктор (включение чувств)
- С чем связано у вас ощущение свободы? (с полётом и д.р.)
Поэтому у вас на столах птички.
Голубь – это такая птица, которая символизирует любовь и мир, счастье и свободу.
Каждый из вас возьмите птичку и напишите на ней своё имя цветом вашего настроения. (И, как напутствие к уроку для вас звучит песня «Дорога добра»)слайд №5
- Какое у вас настроение, покажите?
- Про какую дорогу говорится в песне? (про жизненный путь человека)
- А возникал ли у вас вопрос, какой дорогой идти по жизни?
- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?(добра и зла)
Проверка домашнего задания по теме «Добродетель и порок» урок № 8, стр. уч-ка 20-21.
- Назовите тему предыдущего урока.
- Кто продолжит фразу –слайд №6
«Аристотель считал, что добродетель – это…»
(способность во всём поступать наилучшим образом).
И такая добродетель находится в середине между двумя пороками: избытком и недостатком.
- Ребята, соотнесём понятия добродетель и порок с указателем дорог. ( На доске изображен указатель двух дорог):- по какой дороге отправиться добродет.
« Добро» « зло»
Добродетель порок
(1)Поиграем? Я буду называть пороки (избыток и недостаток), а вы мне соответственно добродетель. Слайд №7
расточительность и скупость (щедрость)
вредность и угодничество (дружелюбие)
безрассудная отвага и трусость (мужество)
застенчивость и бесстыдство (скромность)
- Какие ещё добродетели вам известны? (трудолюбие, вежливость)
- А какие 3 добродетели украшают душу? (красота, мудрость, любовь)
(2)Ещё поиграем? Теперь группами сменного состава.
- У вас на столах карточки, на которых записаны отрывки из знакомых вам басен Толстого. По моему сигналу, каждый из вас возьмёт только одну карточку с текстом. Взял, прочитал, вспомнил название и начал искать другие части к этой басне.
Во время работы детей тихо звучит (минусовка) песни «ДОРОГА ДОБРА»
Время работы ограничено. После сигнала (звонок) начинается отчёт представителей от каждой команды: назвать басню, выразительно прочитать, соотнести с понятиями добродетель и порок просигналив табличками (на парте), ответить на вопрос к басне.
«Лгун» и «Осёл и лошадь» - порок
«Муравей и голубка» и «Лев и мышь» - добродетель
Вопросы: слайд № 8
- Назовите добродетели героев в басне «Лев и мышь»снисходит. милость
- По чьей вине пострадали овцы? «Лгун»
- Кто виноват в несчастьях лошади? «Осёл и лошадь»
- Какие жизненные ценности подарили друг другу муравей и голубка?
(жизнь и свободу) слайд № 9
Работа по теме урока.
1)Создание ассоциативного ряда к слову свобода (проверка): сл. №10
Дети поднимают вверх голубки, если такое слово написано
- Свобода даёт человеку право выбора
- С какими понятиями мы сегодня работаем на уроке? (моральный выбор – свобода – моральный конфликт)
- Что может нам помочь справиться с этими затруднениями? (учебник)
- откройте учебник, найдите в нём определение свободы.
2)Работа с учебником стр. 22
Определения свободы слайд - №11
-Какое из приведённых определений вам представляется более точным?
- Ребята, а вот животные, в отличие от человека, не свободны в своих действиях, ими руководит инстинкт. Но они, как и люди могут быть счастливы или несчастны. Слайд №12
- Свобода – это счастье для всех живущих на земле, но только у человека понятие свободы тесно связано с понятием морального выбора.
- Найдите, что написано про моральный выбор человека в учебнике с.22
3)Работа с притчей «Всё в твоих руках» слайды №13-14-15-16
- Таких ситуаций морального выбора может быть очень много в жизни. Рассмотрим некоторые из них. Слайд № 17 (проблемные вопросы)
Слайды № -18-19-20 (читает подготовленный ученик)
Стихотворение С. Михалкова «Находка»
- По какой дороге пошёл мальчик? А если бы не отдал?
- вспомните песню. Какие слова из песни звучат напутствием для мальчика?(2 и 3 куплет) Ф И З М И Н У Т К А
4)Вывод. Слайд № 21
-Выбор человека между нравственным и безнравственным – это всегда ответственность. (понятия – ценностей)Слайд № 22
- Какие ещё, значимые для человека ценности, вам известны? (здоровье)
-Погода прекрасная! Солнце светит! А для здоровья самое время прогуляться , например в магазин за покупками.
- Вспомните, когда вам приходилось что- либо выбирать в магазине.
-Легко ли выбирать простые вещи: одежду, обувь, продукты?
-Выбирать простые вещи легко, но бывают такие жизненные ситуации когда человек оказывается перед очень сложным выбором и должен выбирать между своими интересами и интересами других людей.
5)Слайд № 23
-При разрешении морального конфликта очень важно сделать не просто правильный, а добродетельный выбор, пусть даже в ущерб себе.
-предлагаю посмотреть фильм про одного человека, который по воле несчастного случая оказался в ситуации острого морального конфликта.
Просмотр фильма «Сложный выбор».
- П А У З А -
- Это всего лишь фильм, который нас чему- то учит. Он снят режиссером, там участвуют артисты и на самом деле, во время съёмок никто не пострадал.
- Чему обрадовался герой фильма в финале кинокартины? (Он увидел, что его выбор оправдан рождением множества новых жизней).
- Можно ли назвать его поступок добродетельным?
(Найдите, как об этом говорится в учебнике – последний абз. С.23)
Дом задание слайд № 25
Подведение итогов.
(3) Игра. Каждая команда получает своё солнышко «СВОБОДЫ».
На каждом лучике написаны слова, которые, мы в начале урока подобрали к понятию свободы (это наши ассоциации).
- Прочитайте их внимательно ещё раз. Слайд № 24
- И так, свобода – это…
- Какие слова не пригодились?(вседозволенность и своеволие).
- Древнегреческий историк Тацит утверждал, что лишь глупцы называют своеволие свободой. А что скажет по этому поводу умный?
«Свобода заключается вправе делать всё, что не вредит другим»
(Клаудиус)
- Какое слово, как вам кажется, ключевое. (ответственность)
- что помогает контролировать нашу ответственность, поступки?
(Что главный контролёр? – совесть) –это наш внутренний судья.
- Какого человека можно назвать свободным? (ответственного)
- Почему?
«Потому, что сохранить свободу можно лишь там, где есть
ответственность за неё».
- пусть ваш голубок поднимется высоко если вам было интересно.
Релаксация. Слайд № 26 (звучит музыка к песне «Дорога добра)
(солнышки прикрепляются на доску)
-