Конспект урок по ОРКЭС на тему: Свобода и моральный выбор человека (4 класс)

Конспект урока по ОРКСЭ.
Тема: «Свобода и моральный выбор человека»
Урок: изучение новой темы
Класс: 4
Учитель: Семенцова Татьяна Олеговна
Цель: формировать представление о свободе как основа нравственного выбора человека
Задачи урока:
предметные:
- познакомить учащихся с понятиями «свобода», «моральный выбор», «нравственное и безнравственное поведение», «моральный конфликт».
метапредметные:
- развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас.
- учить отстаивать свою точку зрения, обосновывать свои высказывания.
- воспитывать уважительное отношение к людям, к самому себе.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны понять, что свобода – это, прежде всего способность человека определять свое поведение с учетом законов природы и общества. Моральный выбор – это выбор между добром и злом.
Формирование УУД:
Личностные действия:
- принятие и освоение социальной роли ученика;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Регулятивные действия:
- обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;
- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия;
- выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества выполненного задания;
Коммуникативные действия:
- сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение;
- умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;
Познавательные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
- осуществлять анализ как составление из частей целого;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- на основе анализа делать выводы, обобщать.
Ресурсы и оборудование: Учебник, презентация, проектор, компьютер, карточки, видеозапись притчи.
Методика проведения урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время

Вводный этап – орг. момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, настрой на урок.


1 мин.


Актуализация ранее усвоенных знаний и умений.


Слайд 1. Почитайте тему нашего урока: «Свобода и моральный выбор человека».

О чем мы сегодня с вами будем говорить?

Но прежде напишите:
- Что такое свобода? Моральный выбор человека? Моральный конфликт?

Ответы детей




Записывают свое понимание данных понятий, если ребенок затрудняется ответить он так и пишет.
5 мин

Формирование новых знаний и умений.








































































Подведение итогов:
Вот несколько высказываний, как вы их понимаете?
Слайд 2. «Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой». (Ф. М. Достоевский)

Слайд 3. «Свобода есть право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому » (Н.М. Коркунов)

Слайд 4. «Свобода – это в первую очередь не привилегии, а обязанности». (Альберт Камю)


Обратимся к словарям. У вас на партах лежит текст определений слова «Свобода», взятое из разных словарей.

Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Словарь В.И. Даля
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь С.И. Ожегова

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь

Какое слово или словосочетание можно выделить как самое главное?

Учитель выводит на словосочетание:

Слайд 5. Осуществлять выбор.

А сейчас посмотрите притчу Слайд 6 и ответьте на вопросы:
Слайд 7. В чем проявляется свобода каждого из героев притчи? Чем ограничена свобода героев?
Какие два пути выбора стояли перед человеком, лежащим у двери? Оцените их.

Подведение итогов обсуждения, вывод, выход на понятие «моральный выбор».
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный на благо другому, – это и есть «моральный выбор». Слайд 8

- Как связана свобода с моральным выбором?
- Что влияет на выбор?
- Всегда ли у человека есть выбор?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?

Бывают ли ситуации, когда сделать моральный выбор сложно?

Когда стоит острая ситуация морального выбора – происходит моральный конфликт – это когда мы стремимся к одной нравственной ценности, но при этом разрушаем другую, возможно, не менее дорогую. Слайд 9.

Работа в группах.
Попробуйте, смоделировать ситуацию, когда сложно сделать моральный выбор.



Представление группами ситуаций.


Подведем итоги нашего урока.
Запишите:
- Что такое свобода? Моральный выбор человека? Моральный конфликт?

Изменились ли ваши представления?
Слайд 10.
Высказывают свое понимание






















.










Выполняют задание









Обсуждение
















Да.




Выполняют задание, при необходимости учитель помогает группам.


Комментарии участников групп.
22 мин.

































































5 мин.

Рефлексия
Каждый человек постоянно стоит перед выбором. И этот выбор зависит от того, какое самосознание у человека, к чему он стремится. Самостоятельно закончите предложения. После этого выберите главное и расскажите, почему именно это главное в вашей жизни.
Я УМЕЮ
Я ХОЧУ
Я – ПОНИМАЮ
ВНЕШНЕ Я
МНЕ НЕЛЬЗЯ
Я ЛЮБЛЮ
Я ЧУВСТВУЮ
МНЕ МОЖНО
Я МОГУ БЫТЬ.


5 минут

Запись домашнего задания.

Стр.22-23.


2 минуты


Используемые источники:
А.Я. Данилюк основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 – 5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. На электрон. Носителе. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 63с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



















Карточка №1.
ИМЯ___________________________________________________________________
Запишите, как вы понимаете (начало урока):
Свобода – это____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Моральный выбор человека – это ___________________________________________
________________________________________________________________________
Моральный конфликт – это ________________________________________________
________________________________________________________________________

Запишите, как вы понимаете (конец урока):
Свобода – это____________________________________________________________
________________________________________________________________________
Моральный выбор человека – это ___________________________________________
________________________________________________________________________
Моральный конфликт – это ________________________________________________
________________________________________________________________________
Карточка №2.
Свобода - своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
Словарь В.И. Даля

Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
Толковый словарь С.И. Ожегова

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осуществлять выбор.
Большой Энциклопедический словарь



Карточка №3.
ИМЯ__________________________________________________________________
Я УМЕЮ______________________________________________________________
Я ХОЧУ_______________________________________________________________
Я – ПОНИМАЮ________________________________________________________
ВНЕШНЕ Я____________________________________________________________
МНЕ НЕЛЬЗЯ__________________________________________________________
Я ЛЮБЛЮ_____________________________________________________________
Я ЧУВСТВУЮ__________________________________________________________
МНЕ МОЖНО__________________________________________________________
Я МОГУ БЫТЬ__________________________________________________________


15