Конспект урока ПО ОРКСЭ на тему Свобода и моральный выбор человека 4 класс

Тема урока: «Свобода и моральный выбор человека».
Модуль: «Основы светской этики. 4 класс»

Цель: формировать представление о свободе как основе нравственного выбора человека.

Задачи: - формировать понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формировать уважение к людям, к окружающему миру, к самому себе;

- учить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, и высказывать своё понимание прочитанного;

- воспитывать уважительное отношение к свободе и нравственному выбору человека.

Необходимое оборудование:УМК, мультимедийное оборудование, иллюстративный материал, учебник «Основы светской этики 4-5 класс» авт. А.Я. Данилюк


Планируемые результаты урока:

1.личностные
-адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей.
2.предметные
- высказывать своё отношение к героям произведения с помощью учителя,
опираясь на личный опыт.
-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести ,
воспитание нравственности, основанной на свободе совести.
3. метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
-организовывать своё рабочее место, соблюдать очерёдность, работая в группах
-умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
-учиться слушать собеседника и вести диалог
- понимать информацию и выделять её,
-работать над формированием логических умений, развивать внимание,
монологическую речь.












Ход урока.
I. Организационный момент. Целевая установка

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра. (слайд №2)

- Про какую дорогу говорится в песне?

- Ребята, возникал ли у вас вопрос: « Какой дорогой идти по жизни?»

- А как вы думаете, сколько дорог может быть у человека?

- А как вы думаете, человек выбирает себе дорогу в жизни? Давайте посмотрим на картину Васнецова «Витязь на распутье» (слайд №2)

- Ребята, а есть у витязя свобода выбора?

- О чем мы сегодня будем говорить? (о свободе выбора)

2.Актуализация знаний.
- Как называется тема урока?
Прочитайте слово по первым буквам картинок.(слайд №3)

СВОБОДА
-Запишите это слово в своей тетради. С какими словами ассоциируется у вас это слово? (слайд №4)
Свобода (слайд №5) - это отсутствие ограничений и стеснений в чём-либо, возможность делать всё, что не наносит вреда другому.
Свобода - это возможность проявления своей воли на основе осознания законов природы и общества.
Свобода – состояние того, кто не находится в заключении, в неволе.
(слайд животных в клетке) Скажите можно ли назвать этих животных свободными? Почему ? Чем отличается человек от животного? (Человек свободен и сам способен делать выбор)

3.Целеполагание.
Обсуждение (слайд №8)
Что значит быть свободным?
Для чего нужна свобода?
Всегда ли хорошо, когда у тебя есть свобода выбора?
4. Работа по теме урока.
4.1 Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний.
Нам часто с вами приходится выбирать. К примеру,в магазине. Давайте отправимся в магазин .(слайд№9)
- Вспомните, когда вам приходилось что- либо выбирать в магазине.
-Легко ли выбирать простые вещи: одежду, обувь, продукты?
-Выбирать простые вещи легко, но бывают такие жизненные ситуации когда человек оказывается перед очень сложным выбором и должен выбирать между своими интересами и интересами других людей. Выбор человека между нравственным и безнравственным – это всегда ответственность.
Восточная притча.(слайд№10) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Что ответил Мастер своему ученику?(слайд№11)
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: Всё в твоих руках.
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Вывод. Человек всегда может сделать выбор. Это его и отличает от животного.

Всегда ли человек задумывается над выбором? Нужно ли задумываться что выбрать и зачем ? Существует такое понятие моральный выбор . Это понятие состоит из двух слов: мораль и выбор. О слове выбор мы уже говорили, а что такое мораль? Приходилось ли вам сталкиваться в жизни с моральным выбором? Приведите примеры.

Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». (слайд№12)
4.2 Первичная проверка понимания.
Чтение статьи на странице 22-23
Найти ответы на вопросы.
Что такое моральный выбор?
-От чего зависит выбор между нравственным и безнравственным поведением?
-Как должен поступать добродетельный человек?
-Что такое моральный конфликт?(запись понятий в тетерадь)
4.3 Творческое применение знаний путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
Сейчас мы поработаем в группах. Для начала вспомним правила работы в группах (дети перечисляют). (слайд №13)
Сейчас каждая группа получит небольшой рассказ. Ваша задача прочитать его и обсудить в группах. Ответить на вопрос перед каким моральным выбором стоял герой или герои данного рассказа.
1 группа (слайд №14) :На дне рождения Сергея собрался весь класс. Ребята с интересом рассматривали картины, написанные дедом Сергея, коллекцию миниатюрных моделей автомобилей, собранную его отцом. Друзья веселились, танцевали, играли в фанты. Вечер пролетел незаметно.

А через неделю два друга, одноклассники Сергея, решили пойти в кино. Вадим зашёл за Костей и на полочке в прихожей увидел удивительно знакомый автомобильчик. Это была ярко-красная гоночная модель, которую он не так давно держал в руках на дне рождения Сергея. Вадим засомневался и решил прямо спросить у друга.

Костя признался. Автомобиль был так хорош, что он не удержался и присвоил себе. Он попросил Вадима не выдавать его.

2 группа (слайд№15):Ты нашёл на улице кошелёк с деньгами, знаешь чей он может быть. Как ты поступишь? а)пойду в магазин, куплю компьютерную игру, о которой долго мечтал; б)куплю много конфет и угощу всех товарищей; в)поступлю по- другому.
3 группа (слайд №16,№17): Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
-А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.
-Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.
Люди с давних пор задумываются о вопросах морального выбора., отражали это в своих сказках. Ответьте на вопросы(слайд№18):

- В КАКОЙ СКАЗКЕ И КТО НАРУШИЛ ПРАВО НА СВОБОДУ, ДЕРЖАЛ КУКОЛ В РАБСТВЕ?
- В КАКОЙ СКАЗКЕ «ХЛЕБОБУЛОЧНЫЙ» ГЕРОЙ НЕСКОЛЬКО РАЗ ПОДВЕРГАЛСЯ ПОПЫТКАМ ПОСЯГАТЕЛЬСТВА НА ЕГО ЖИЗНЬ, УГРОЗАМ БЫТЬ СЪЕДЕННЫМ?
- ГЕРОИНЯ КАКОЙ СКАЗКИ ВОСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ПРАВОМ СВОБОДНОГО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОРА МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА?

5.Домашнее задание.(слайд №19)
Дома я предлагаю вам прочитать сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В какой ситуации морального выбора оказался старик? Как он поступил?

6. Подведение итогов урока и рефлексия.
-С какими понятиями мы сегодня познакомились?
-Что отличает животного от человека?
-Для чего мы сегодня поднимали тему нравственного выбора человека?
-Хочется ли вам продолжить разговор по этой теме? С кем бы вы хотели продолжить этот разговор и почему?





















15