Календарно тематическое планирование по биологии 5 класс по программе Сонин (УМК Сфера жизни)




Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (35 ч)

№ урока
Тема урока
Кол – во часов
Тип урока
Решаемые проблемы
Понятия
Планируемые результаты (в соответствие с ФГОС)
Дата
проведения







предметные
метапредметные
личностные
план
факт

Часть1. Живой организм (8ч)

1.
Введение. Что такое живой организм.
1
Изучение нового материала
Изучение признаков отличия живого от неживого и основных признаков живого организма
Обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.
Выделение отличительных признаков живых организмов.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.
Умение доказывать единство строения растительных и животных организмов.



2.
Наука о живой природе.
1
Комбинированный
Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых
они занимаются
Естественные науки: физика, астрономия, химия, география, биология
Знание объектов изучения
естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы
Познавательный интерес к естественным наукам



3.
Методы изучения природы. Лабораторная работа
№ 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований»
1
Урок лабораторная работа
Изучение особенностей различных методов исследования и правил их использования при изучении биологических объектов и явлений
Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение
Ознакомление
с методами исследования живой природы и
приобретение элементарных
навыков их использования
Познавательные УУД: умение проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух
Понимание
значимости
научного исследования природы



4.
Увеличительные приборы. Лабораторная работа
№ 2 по теме: «Устройство светового микроскопа и ручной лупы»
1
Урок лабораторная работа
Изучение устройств увеличительных приборов
Лупа, микроскоп
Освоение
основных правил работы с микроскопом
Познавательные УУД:
Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).



5.
Живые клетки. Лабораторная работа
№ 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»



1
Урок лабораторная работа
Формирование представлений о клетке как
единице строения живого организма
Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточные.

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболочки, цитоплазмы).
Познавательные УУД:
овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками.
Представление о единстве живой природы
на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов.



6.
Химический состав клетки. Лабораторная работа
№ 4
«Определение состава семян пшеницы»
1
Урок лабораторная работа
Формирование представлений о химическом составе клеток
Неорганические и органические вещества.
Знание роли химических веществ в жизнедеятельности клетки.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы
классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Понимание единства происхождения всех живых организмов.



7.
Вещества и явления в окружающей среде.
1
Урок «отрытия» нового» знания
В каких состояниях в природе могут находиться вещества? Из каких элементарных физических частиц состоят вещества?
Вещества, явления.
Познакомиться с отличиями чистых веществ от смесей, простых веществ от сложных, иметь представление об основных физических и химических природных явлениях
Познавательные УУД: выявлять причины и следствия простых явлений
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы
Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы.

Формирование навыков, позволяющих проводить анализ и сравнивать различные явления




8.
Великие естествоиспытатели.
1
Комбинированный
Формирование представлений о значении открытий ученых разных исторически эпох для развития биологии
Аристотель,
Карл Линней, Чарльз Дарвин,
Владимир Иванович
Вернадский
Знание и оценка вклада ученых-биологов в
развитие науки
Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.
Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Понимание
роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе



Часть 2. Многообразие живых организмов (14ч)


9.
Как развивалась жизнь на Земле.
1
Изучение нового материала.
Формирование представлений о развитии жизни на Земле.
Этапы развития Земли, трилобиты, стегоцефалы, период динозавров.
Знание основных этапов развития жизни на Земле.
Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Понимание этапов формирования жизни на Земле, гипотез возникновения Земли.



10.
Разнообразие живого.
1
Комбинированный
Формирование представлений о значении классификации живых организмов для
их изучения
Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классифи-
кации: тип (отдел) – класс –отряд (поря
док) – семейство – род – вид
Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации организмов
Познавательные УУД:
умение давать определения понятиям, классифицировать объекты.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Понимание
научного значения классификации живых организмов



11.
Бактерии.
1
Изучение нового материала.
Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы
Бактерии – безъядерные одноклеточные организмы
Выделение существенных особенностей
строения и
функционирования бактериальных клеток.
Знание правил, позволяющих
избежать заражения болезнетворными бактериями
Познавательные УУД:
умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в
природе и
жизни человека и умение защищать свой организм от негативного влияния болезнетворных
бактерий.



12.
Грибы.
1
Комби-
ниро-
ванный
Формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений и животных.
Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты
Выделение существенных особенностей
представителей царства Грибы. Знание правил
оказания первой помощи при отравлении
ядовитыми грибами
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Понимание роли представителей царства Грибы в
природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной
помощи при отравлении
ядовитыми грибами



13.
Водоросли
1
Комбинированный
Формирование умений характеризовать основные группы водорослей.
Водоросли, слоевище.
Научиться проводить сравнительную характеристику представителей различных царств живой природы, выделять особенности царства Растения, иметь представление об одноклеточных и многоклеточных организмах

Познавательные УУД:
умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей
работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками
Формирование и развитие умения логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.



14.
Мхи.
1
Комбинированный
Формирование представлений об особенностях высших споровых растений.
Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.
Знание строение мхов и папоротников. Знание признаков отличий мхов и папоротников.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющимся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы.




15.
Папоротники
1
Урок – «путешествие»
В каких природных условиях растут папоротники? Каково внешнее строение папоротников.
Ризоиды, сфагнум, торф, каменный уголь.
Знание строение мхов и папоротников. Знание признаков отличий мхов и папоротников.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющимся мире; формирование умений давать характеристику, логически рассуждать, а также сравнивать и делать выводы



16.
Голосеменные
1
Комбинированный
Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

Знание особенностей строения голосеменных и покрытосеменных растений.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющимся мире.



17
Покрытосеменные
1
Комбинированный
Формирование представлений об особенностях высших семенных растений.

Знание особенностей строения голосеменных и покрытосеменных растений.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Формирование у учащихся способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, объяснять их причины, а также их относительность в изменяющимся мире.



18.
Значение растений в природе и жизни человека.
1
Комбинированный.
Формирование представлений о значении растений в природе и хозяйственной
деятельности человека
Биологическая защита урожая, сорта растений, лекарственные растения
Знание о существовании
сортов культурных растений.
Элементарные
представления
о лекарственных растениях.
Объяснение роли биологии в практической
деятельности
человека.

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей
практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание
необходимости биологических знаний
для хозяйственной деятельности человека



19.
Признаки царства животные. Простейшие.
1
Комбинированный
Формирование представлений о животных
как представителях отдельного царства живой природы
Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.
Многоклеточные животные. Типы:
Кишечнополостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Членистоногие, Хордовые
Выделение существенных особенностей
представителей царства Животные. Знание основных систематических
единиц царства
Животные
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Представление
о значении
животных в природе, осознание их хозяйственного
и эстетического значения для человека



20.
Беспозвоночные животные.
1
Комбинированный
Формирование представлений о многообразии беспозвоночных животных.
Многоклеточные, кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие, иглокожие.
Знание о типах и представителях беспозвоночных животных.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Представление о видах беспозвоночных животных.



21.
Позвоночные животные.
1
Комбинированный
Формирование представлений о многообразии позвоночных животных.
Позвоночные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Знание о типах и представителях позвоночных животных.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Представление о видах позвоночных животных.



22.
Значение животных в природе и жизни человека.

Урок - собеседование
Формирование представлений о значении животных в природе и хозяйственной
деятельности человека
Биологическая
защита урожая,
породы животных, сорта растений, лекарственные растения
Знание о существовании
различных пород животных.
Объяснение роли биологии в практической деятельности
человека
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать
выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение
Понимание необходимости биологических знаний для хозяйственной деятельности человека



Часть 3. Среда обитания живых организмов

23.
Три среды обитания.
1
Изучение нового материала
Формирование представлений об особенностях вод
ной, наземно – воздушной и почвенной среды и приспособленности организмов к обитанию в этих средах.
Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания
Знание компонентов природы. Представление о
многообразии
обитателей сред. Выявление приспособлений организмов к обитанию в средах.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Понимание
необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают



24.
Приспособленность организмов к разным средам обитания
1
Комбинированный
Формирование у учащихся логического мышления и умения рассуждать; способностей выделять признаки приспособленности к данным условиям, а также их относительность в изменяющемся мире.
Компоненты природы. Водная, наземно - воздушная, почвенная среда обитания
Научиться выделять признаки приспособленности живых организмов в зависимости от среды обитания.
Познавательные УУД: уметь строить логическое рассуждение с установлением причинно – следственных связей.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: изучить материал через
через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.
Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов, интерактивных заданий.
Понимание
необходимости и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают



25.
Жизнь на разных материках:
Евразия,
Северная Америка Африка

1
Изучение нового материала
Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.
Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия, Антарктида. Природные условия.
Растительный и животный мир материков
Знание матери-
ков планеты и
их основных
природных особенностей.
Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-
тельном и животном мире
каждого материка.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою
точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках.



26.
Жизнь на разных материках:
Южная Америка,
Австралия,
Антарктида.
П\р №1
«Определение наиболее распространённых растений и животных!

1
Урок - практическая работа
Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире материков планеты.
Материки: Африка, Евразия, Северная Америка,
Южная Америка,
Австралия, Антарктида. Природные условия.
Растительный и животный мир материков
Знание матери-
ков планеты и
их основных
природных особенностей.
Умение находить материки на карте. Общее представление о расти-
тельном и животном мире
каждого материка.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою
точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках



27.
Природные зоны.
1
Изучение нового материала
Формирование элементарных представлений о животном и растительном мире природных зон планеты.
Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, саванна, пустыня, влажный тропический лес.
Знание природных зон планеты и
их основных
природных особенностей.
Умение находить природные зоны на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждой природной зоны.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое
восприятие природы.
Регулятивные УУД: развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Представление о многообразии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных природных зонах.



28.
Жизнь в морях и океанах.
1
Изучение нового
Формирование представлений о роли Мирового океана
на планете.
Изучение
приспособлений живых организмов,
обитающих
в разных частях и на разных глубинах океана
Мировой океан.
Обитатели
поверхностных вод (планктон),
обитатели толщи воды, обитатели
морских глубин
Знание роли
Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне
Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками
Осознание роли Мирового
океана на планете. Понимание рациональности приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах



Часть 4. Человек на Земле (5ч)

29.
Как человек появился на Земле.
1
Изучение нового материала
Формирование представлений о первых людях, появившихся на Земле, их образе жизни, усложнении в строении и поведении в процессе исторического развития.
Антропогенез, эволюция, дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, человек прямоходящий, неандерталец, кроманьонец.
Знание основных этапов антропогенеза. Знание характерных особенностей предковых форм Человека разумного.
Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Представление о человеке



30.
Как человек изменил Землю.
1
Комбинированный
Формирование представлений
об экологических факторах и влиянии абиотических
факторов на
живые организмы
Экологические
факторы. Абиотические факторы: температура,
влажность, свет
Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп
Осознание
влияния факторов среды на
живые организмы



31.
Жизнь под угрозой.
1

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на
природу и
способах ее
охраны
Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Охраняемые территории
(заповедники, заказники, национальные парки)
Приведение доказательств необходимости
охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками
информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Осознание степени негативного влияния человека
на природу и необходимости ее охраны.
Принятие правил поведения
в живой природе



32.
Не станет ли Земля пустыней.
1
Комбинированный
Формирование представлений о последствиях воздействия человека на
природу и
способах ее
охраны
Опустынивание.
Приведение доказательств необходимости
охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Осознание степени негативного влияния человека
на природу и необходимости ее охраны.
Принятие правил поведения
в живой природе.



33.
Здоровье человека и безопасность жизни.
П\р №2
«Измерение своего роста и массы тела»
1
Комбинированный
Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факторе сохранения здоровья.
Здоровый образ жизни. Вредные
привычки. Первая доврачебная
помощь пострадавшему
Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды. Знание элементарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.
Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания
на практике, понимание важности сохранения здоровья.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.
Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Принятие правил здорового
образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной
доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах,
ушибах и растяжениях



Обобщение (2ч)


34.
Растительный и животный мир вашего региона
1
Обобщения
Какие животные обитают в вашем регионе?

Применение полученных знаний в практической работе.
Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, применять знания при решении биологических задач.
Личностные УУД: проявление интеллектуальных и творческих способностей.
Регулятивные УУД: составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.
Познавательный интерес к естественным наукам



35.
Биология как наука о живом организме
1
Контроль знаний
Обобщение знаний за курс 5 класса.



Познавательный интерес к естественным наукам
















15