Патриотическая песня в годы Великой Отечественной войны


Патриотическая песня в годы Великой Отечественной войны
Великая Отечественная война имеет огромное историческое и социально-политическое значение в жизни советских народов-братьев. Свершенное и пережитое в эту войну - бесценный опыт нашего общества, он и сегодня оказывает огромное влияние на умы и сердца всех честных людей земли. В те героические годы советские писатели, композиторы, поэты, как известно, непосредственно участвовали в борьбе народа с врагом. Они правдиво запечатлели мысли и чувства гражданина, отстаивающего завоевания социализма, тем самым выполнив свое историческое предназначение - укреплять в советских людях высокое чувство патриотизма и интернационализма, создать художественную летопись Отечественной войны. Песни можно назвать лирической летописью времени. В них отражаются все вехи истории страны, боль и радость отдельных людей и всего народа. Прошло почти 75 лет со дня начала Великой Отечественной войны и почти 71 год со дня Победы, но песни далеких и грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.
В годы Великой Отечественной войны песни играли очень важную роль. Они складывались обо всем, что происходило на фронте и в тылу, и это согревало души солдат, призывало их к подвигу. В них говорилось о патриотизме, о солдатской дружбе, о любви. Песня поддерживала в трудные минуты, приносила утешение, она была необходима человеку как воздух, с ней человеческое сердце не черствело. Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали ждать все годы разлуки.
Песни военного времени можно классифицировать на народные и авторские. Именно этим объясняется большое количество текстовых фольклорных и музыкальных вариантов «Синего платочка», «Катюши» (насчитывается несколько сотен текстовых вариантов) и «Огонька», чья история началась со стихотворения поэта Исаковского, опубликованного в газете «Правда» весной 1943 года. Многие композиторы — профессиональные и самодеятельные — предлагали свои варианты напева. Однако в жизни закрепился лишь один. Кто был его автором — об этом велось много споров — установить так и не удалось.
Патриотические песни в годы Великой Отечественной войны выполняли разные задачи:
1)Придавали солдатам уверенность, поддерживали боевой дух солдат, они призывали народ объединиться на борьбу с врагом.
Примером может послужить песня А. Александрова “Священная война”. Эта песня была написана первой во время войны.
«Вставай, страна огромная,Вставай на смертный бой!»
Стихи В. И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, призывным набатом прогремели на всю страну и отозвались в сердцах миллионов советских людей гневом и ненавистью к фашизму, решимостью и готовностью защитить с оружием в руках любимую Отчизну.
Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года их прочитал по радио знаменитый актер Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». Эта песня стала своеобразным гимном защиты Отечества. Музыка песни сочетает грозную поступь марша и широкую мелодичную распевность.
2) Песня сближала расстояние между домом и фронтом.
Например, песня, которую исполнял знаменитый советский певец Марк Бернес «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. 
В 1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо близким. Не теряя времени, Леонид Луков обратился к композитору Никите Богословскому и поэту Владимиру Агатову. Всего за несколько часов были написаны легендарные стихи, которые потом пели и на фронте и в глубоком тылу. Чуть позже была готова и музыка.
Всенародно любимой военная песня «Темная ночь» стала после ее исполнения Бернесом, который в роли Аркадия Дзюбина – главного героя картины - поет ее ночью под гитару, в землянке с протекающей крышей, в окружении фронтовых товарищей.
Но история песни «Темная ночь» на этом не заканчивается. При записи песни на грампластинки первая партия пластинок оказалась бракованной – был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами техника, которая не могла сдержаться  при прослушивании песни.
Также примером может послужить лирическая песня «В землянке» К.Листова.
У многих может возникнуть вопрос: лирические песни на фронте, разве они могли поднять боевой дух солдат?
И мы с уверенностью можем ответить «Да». Ведь солдаты должны были знать, за что они воюют. За свою мать, жену, детей, за Родину. Встреча с родными и любимыми приближали победу и придавали сил бойцам.
3) Песни поднимали настроение “на зло врагам”.
Это довоенные песни, написанные в 1939-1940 годах, к которым мы можем причислить «Смуглянку» А.Новикова из к/ф «В бой идут одни старики» и «Катюша» М.Блантера, также пользовались уважением и любовью. Легко запоминающиеся, лирические, веселые песни поднимали настроение бойцов и показывали, что советскому солдату ничто человеческое не чуждо.
4)Песни напоминали( и напоминают до сих пор) о героях, событиях и жертвах войны.
Это песни, написанные по окончанию войны. К ним можно причислить песню «Журавли» Я. Френкеля. Такие песни нужны, чтобы мы знали историю Отечественной войны и уважали тех, кто защищал нашу Родину.
Таким образом, мы видим, что содержание песен менялось вместе с исторической ситуацией в стране. В них отражены все события, происходящие в отечестве: ожидание войны, начало войны, поражение, победа и т.д.  В песнях довоенного периода чаще звучит призыв к объединению перед лицом опасности и уверенность в победе, в них говорится о прославлении нашей Отчизны и гордости за нашу армию, наш народ. Люди еще живут мирной жизнью и не испытывают страха перед войной, зато сильна уверенность в непобедимости. 
А песни, написанные в годы войны в свою очередь подбадривают солдат в непростой жизненной ситуации, дают стимул к жизни и борьбе. А в тылу – помогают женам, детям и родным солдат пережить все трудности и верить в то, что их отец, муж, брат или сын вернется с фронта. Основное отличие песен, созданных в послевоенные годы, состоит в том, что в них больше позитивных эмоций: радость победы, возвращение домой, встречи с близкими людьми, да и просто счастье, что жив. К этому необходимо добавить грусть от расставания с боевыми друзьями, со многими из которых прожито немало тяжелых дней.
В заключении хочется сказать строками Евгения Евтушенко о песне «Священная война», исполненной сибирскими школьниками на концерте перед раненными солдатами в тыловом госпитале:
Солдаты пели, словно школьники, и как солдаты, пели мы.Все пели праведно и доблестно —и няня в стареньком платке,и в сапогах кирзовых докторша,забывши градусник в руке……Разрывы слышались нам дальние,и было свято и светло…Вот это всё и было — Армия,Всё это Родину спасло.