Презентация по истории тема Роль церкви в годы Великой Отечественной войны краеведение


ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ Исходя из вышеизложенного я поставила цели:определить патриотическую роль православной церкви в Великой Отечественной войне;Определила следующие задачи:1. Выявить основные направления патриотической деятельности православной церкви в Великой Отечественной войне;2. Узнать и проанализировать свидетельства об отношении населения к православию в исследуемый период;3. Определить вклад священника Новосибирской епархии в защиту Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Гипотеза:Во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к церкви. Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.Предмет исследования: История Русской православной церкви годы Великой Отечественной войны (1941-1955гг.).Объект исследования: Вклад Русской православной церкви и верующих в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны.Методы исследования: обращение в районный архив, анализ, систематизация, описание, интервьюирование с батюшкой Александром иереем церкви «Святого Георгия Победоносца». Хронологические рамки этой работы предусматривают период Великой Отечественной войны СССР 1941-1945 годы.Территориальные рамкиРассматриваемая территория СССР в настоящее время Российская Федерация.Работа построена по исследовательско - реферативному типу с обобщением и построением собственных выводов на её основании.В работе присутствует информация из Интернета о событиях Великой Отечественной войны, рассмотрена судьба солдата-священника, впоследствии поменявшего гимнастёрку и винтовку на одежду священнослужителя Новосибирской епархии.Практическое значение работыДанная исследовательская работа может частично использоваться на уроках истории при изучении темы: «Великая Отечественная война». А также на классных часах во время проведения месячника боевой славы. Великая Отечественная война началась 9/22 июня 1941 г. в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. Церковь включилась в общее дело борьбы с фашизмом, во всеохватывающее патриотическое движение, развернула деятельность по сбору средств на нужды обороны страны. В июле 1941 г. на двери Владимирского Успенского собора висела телеграмма: «Благодарю верующих города Владимира, собравших средства на постройку танковой колонны. Председатель Комитета Обороны Иосиф Сталин». Только за первые три военных года 200 храмов Московской епархии собрали 12 миллионов рублей на нужды фронта. А всего взносы РПЦ в фонд обороны страны с 1941 г. по 1944 г. составили более 200 миллионов рублей. На эти деньги были созданы танковые колонны «Дмитрий Донской», эскадрильи «Александр Невский». Одна танковая колонна — это 40 танков, а за годы войны было выпущено 130 тысяч танков. Весной 1942г. впервые за многие годы власти разрешили верующим проводить крестные ходы на Пасху в Москве, Ленинграде и ряде других городов. Газета «Правда» стала печатать слово «Бог» с большой буквы. Осенью 1943 г. на страницах газет прозвучали слова с просьбой «молиться за победу над злейшим врагом – германским Крестный ход во время Великой Отечественной в Ленинграде Обращалась за помощью к начальнику архива Ирине Николаевне, но сведений никаких мы не нашли. Ведь к 1941 году церкви на территории Томской области были ликвидированы. Через военкомат о призыве в армию священников сведений я не нашла. Мне объяснили, что записей о принадлежности призывников с указанием «церковный служитель» нет. Протоирей Валентин Яковлевич Бирюков. Валентин Яковлевич родился 4 июля 1922 года в селе Колывань, Павловского района, Алтайского края в крестьянской семье. Во время коллективизации Бирюковы, как и многие крестьяне, их села, были раскулачены и сосланы в Нарымский край Томской области. После окончания школы в 1941 году был призван на фронт и направлен в Ленинград. Воевать Валентину Бирюкову пришлось на Ленинградском фронте. Сибирского охотника и отличного стрелка поставили наводчиком орудия. Пережил блокаду. Он вспоминал и говорил о том времени так: «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких - для жизни. Никаких - кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму». Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 году получил пулевые и осколочные ранения. «Дорога жизни». После прорыва блокады он дошел со своими товарищами артиллеристами до Восточной Пруссии и участвовал в штурме Кенигсберга. Закончил войну Валентин Яковлевич в Польше. Он награжден медалями: 1. «За отвагу» 2. «За оборону Ленинграда» 3. «За взятие Кенигсберга» 4. «За победу над Германией». После войны Валентин Яковлевич вернулся в Нарымский край, жил в Колпашево. Был прихожанином в Воскресенской церкви посёлка Тогур. Глубокая вера, которую он пронёс, через все испытания была передана его детям. В 1960 – е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии. В 1975 году Валентин Бирюков был рукоположен диакона архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном. Во священника его рукополагал архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей. Прослужив несколько лет в Средне - Азиатской епархии, отец Валентин вернулся в Сибирь. В Новосибирской епархии он служил в Никольской церкви села Новолугового, в Александро-Невской церкви в Колывани, в Чулыме. Александро-Невская церковь в Колывани Никольская церковь с.Новолугового Сейчас отец Валентин является заштатным священником, но продолжает служить в Сретенской церкви и в Преображенском соборе Бердска. Он является духовником многих священников и мирян нашей епархии. Он часто встречается с православной молодежью, рассказывает о своей жизни и служении, о пережитом, о том, что именно вера и упование на помощь Божию сохранили ему жизнь в трудные военные годы. Три сына отца Валентина стали священниками, муж его дочери так же священник Исследуя тему, я поняла, что государство в годы войны переменило отношение к религии потому, что наша Церковь и народ – единое целое, что Церковь всегда являлась оплотом для государства и своего народа. Я узнала много хорошего о служителях Церкви. Научилась работать на компьютере, выявлять, систематизировать, анализировать, описывать факты и события.Я понимаю, что представленный мною материал – это попытка провести исследование. Не имея надлежащего опыта и доступа к архивным документам, я вынуждена была опираться на ограниченный круг опубликованной литературы. К сожалению, мне не удалось побеседовать с участниками войны, которые были служителями церкви. Мне бы хотелось больше узнать о судьбах православных верующих Томской епархии в годы войны. Надеюсь, что это будет моей следующей работой. Заключение: Вклад Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной Войне. http:|//pokrov.dp.ua/blog/pravoslavhaga_vera-vo-vremene-velikoi-otechestvennoi_voinyАрхивные документы и фотоматериалы о священниках ветеранах ВОВ Новосибирской епархии. Великая Отечественная война. Цифры и факты. Под редакцией Г.Ф.Кривошеева. М., «Просвещение», 1995 год. Стр.5-6.Г.К.Жуков. Книга «Воспоминания и размышления».История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945 гг.М., 1960.Т.1. Стр.352 -353.Минасян М.М. и др. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. Военное изд-во Министерства обороны СССР, М., 1965 год. Стр.69. «Дорога жизни». «Дорога жизни». Литература и сайты Интернета