РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Введение
В этом году празднуется 70-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. В настоящее время можно услышать из средств массовой информации о вкладе Русской Православной Церкви в победу. Долгое время эта тема не обсуждалась. Только теперь у нас появляется возможность получить достоверную информацию, дать объективную оценку роли Православной Церкви в Великой Отечественной войне. А был ли значительный вклад на самом деле? Или, может быть, это только миф?
Готовя войну против СССР, идеологи и стратеги гитлеровского фашизма пытались заранее определить те социальные, духовные силы, которые могли бы стать им союзниками в предстоящей схватке. Таким союзником им казалась Русская православная церковь, религиозность значительной части русского народа. Гитлеровцы рассчитывали использовать это, представляясь покровителями христианства. В своей оккупационной политике немцы активно использовали религиозную карту, имитируя «религиозное возрождение» в захваченных республиках и областях СССР. В системе Главного управления имперской безопасности (СД) существовал специальный церковный отдел, задачей которого являлась выработка соответствующих рекомендаций и координаций действий спецслужб по их осуществлению. Пропаганда «религиозного освобождения, которое войска вермахта несли «порабощенному» большевиками русскому и другим народам, должна была способствовать ослаблению сопротивления захватчикам, облегчению установления
оккупационного режима. «Церковь - это всегда государственная объединительная идея, - заявил Гитлер. – В наших же интересах лучше всего было бы, если бы в каждой русской деревне была своя собственная секта со своим собственным представлением о Боге. Если у них там начнут возникать всякие колдовские или сатанинские культы, как у негров или индейцев, то это будет заслуживать всяческой поддержки. Чем больше моментов, разрывающих на части СССР, тем лучше».
Начало войны
Началась война. По указанию Сталина Е. Ярославский пишет статью «Почему религиозные люди против Гитлера», кардинально отличающуюся по тональности от всех его антирелигиозных статей. В это время многое переоценивается. Правительству было необходимо показать потенциальным странам-союзницам, что в России соблюдаются принципы демократии, такие, как свобода религии. Россия нуждалась в помощи иностранных государств, чтобы перестроить промышленность на военные рельсы. В качестве потенциальных союзников выступали Англия и США. Но для получения их поддержки нужно было доказать соблюдение хотя бы основных принципов демократии в России. Террор Сталина внутри страны и угнетение Церкви, то есть свободы вероисповедания, не соответствовал этим принципам. Прибывший в Москву в конце сентября 1941 года личный представитель президента США А. Гарриман выразил Сталину обеспокоенность американской общественности судьбой Церкви в России. При составлении проекта декларации «Объединившихся держав» (будущие Объединённые Нации), ближайший помощник Рузвельта Гарри Гопкинс говорил президенту о необходимости включения пункта о свободе религии. Слова «о свободе религии» в итоге всё-таки появились в тексте декларации.
Во время войны не было препятствий для массовых богослужений и церковных сборов (которые шли, в основном, на помощь фронту), снимались различные ограничения на религиозную деятельность. Органы власти на местах теперь не препятствовали открытию храмов, прекратились репрессии. Когда проводилась политика гонений на церковь, верующие вели религиозную деятельность подпольно, теперь же они получили свободу вероисповедания. Ряд телеграмм представителей православного духовенства с сообщениями о перечислении денежных средств на нужды обороны в первые же месяцы войны появились на страницах центральных газет «Правда» и «Известия», там же давалась информация о работе РПЦ, печатались биографии новоизбранных патриархов Сергия и Алексия. То есть патриотическая деятельность церкви освещалась в печати и признавалась властью. Из лагерей освободили десятки церковнослужителей, в том числе 6 архиепископов и 5 епископов. Вновь открывались православные храмы. Ещё в 1941 году были закрыты антирелигиозные периодические издания и свёрнута деятельность Союза воинствующих безбожников. В 1942 году, по предложению Л. П. Берии, 50-тысячным тиражом вышла книга «Правда о религии в России». Эту книгу можно назвать ответом советского правительства Рузвельту, предложившему организовать «информационную кампанию в США о свободе религии в СССР». В книге звучали заверения в полной свободе вероисповедания в СССР. Но адресованы они были иностранцам. Слова «Конституция решительно ни в чём не стесняет религиозной жизни верующих и жизни Церкви вообще» советских верующих не могли убедить. На Пасху 1942 года в Москве разрешили беспрепятственное движение по городу на всю ночь. В 1942 году в Ульяновске был собран первый за всю войну Собор епископов. Весной 1943 года правительство открывает доступ к иконе Иверской Божьей Матери, которую привезли из закрытого Донского монастыря на поклонение в Воскресенскую церковь Москвы.
Во время войны сложно было победить без исконно русских убеждений. Православие издавна было национальным вероисповеданием. В «период перемен» (1917-1941гг.) большевики отказывались от традиционной русской религии. Но во время войны, «времени собирать камни», нужно было вернуться к исконно русскому, традиции помогали объединению народа на основе общей истории, общего вероисповедания.
Как известно, все народы Советского Союза мужественно поднялись на защиту Родины, сражаясь с фашистскими захватчиками повсеместно. Одним из главных факторов был патриотизм русского народа, для которого Россия давно стала их общим Отечеством, единой Родиной. Важнейшую роль в войне сыграл героизм народа, его самоотверженность и боевой дух. Этот героизм вдохновлялся не только патриотизмом, жаждой мести, но и большой верой. Издавна православие в России олицетворяло гуманистические начала.
22 июня 1941 года, буквально через несколько часов после нападения немцев, Патриарший Местоблюститель (то есть исполняющий обязанности Патриарха) митрополит Сергий выступил с воззванием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Как глава церкви он призвал верующих с оружием в руках встать на защиту Родины. «Церковь Христова благославляет всех православных на защиту границ нашей Родины. Господь нам дарует победу, - говорилось в обращении, - вспомним святых вождей русского народа, например, Александра Невского, Дмитрия Донского, полагавших души свои за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов, безвестные имена которых русский народ увековечил в своей славной легенде о богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче. Это русские былинные богатыри, которые прославились своими подвигами. Православная наша церковь всегда разделяла судьбу народа и теперь благославляет она небесным благословением на предстоящий всенародный подвиг».
Митрополит Сергий не был одинок в своем призыве к православному народу. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий призвал верующих «жизнь свою положить за целость, за честь, за счастье любимой Родины». Он писал: «Не новость для нашей Родины – нападение врага, вознамерившегося покорить нас. Наполеон об этом мечтал, и, казалось, был близок к цели, поразив сердце России Москву. Но именно здесь ему суждено было найти не победу, а гибель окончательную, так как весь наш народ поднялся на врага. Так и теперь наш народ воюет, и победа ему обеспечена»
В обращении, подписанном иерархами Русской православной церкви, говорилось: «Лютый враг Гитлер не только устраивает гонение на христианство, но хочет истребить славянские народы, а оставшихся в живых сделать своими рабами Вот почему прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную борьбу»
С началом войны произошли коренные изменения в положении Церкви в России. Власть стала поощрять её деятельность. Единая православная религия способствовала объединению православного народа в борьбе с Гитлером. Патриотическую позицию Русской православной церкви оценили руководители страны. Знаменитое обращение 3 июля 1941 года Сталин начал именно со слов «братья и сестры». Так обращались к прихожанам православные священники. Этими словами Сталин поддерживает единство русских в борьбе против интервентов.
В своей речи 7 ноября 1941 года на Красной площади Иосиф Виссарионович Сталин почти дословно повторил слова Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия: «Пусть вдохновляет вас в этой борьбе мужественный образ наших далеких предков – Александра Невского и Дмитрия Донского»
«Православие осуждает войну вообще. Но православие
не только оправдывает, но и благословляет
освободительную борьбу за свою Родину»
Своеобразным символом единства Советского государства и Русской православной церкви во время Великой Отечественной войны стала танковая колонна «Дмитрий Донской». Митрополит Сергий обратился к церковному обществу и народу с предложением собрать средства на устройство танковой колонны имени Дмитрия Донского. Им руководило желание повторить пример Преподобного Сергия, который на поле брани выслал своих двух схимников. Конечно, это были слабые воины, если смотреть на них с физической стороны, но они несли на себе благословение Троицкой Лавры и Преподобного Сергия, и поэтому появление их в рядах русского воинства, несомненно подняло дух и способствовало поражению Мамая. « Так и наши танки, думал я, не Бог знает, какая это могла быть помощь нашему русскому воину и воинству, но это было наше благословение, это был знак того, что Церковь не оставляет воинов и на поле брани, что она благославляет и готова участвовать с ними в самих боях, чтобы добиться освобождения нашей Святой Руси от нашествия иноплеменников» В первый же месяц войны через подпольную группу партизанского отряда настоятелю Одрижинской Успеской церкви Ивановского района на Пинщине было передано из Москвы послание Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия, которое отец Василий Копычко прочитал своим прихожанам, несмотря на то, что фашисты расстреливали тех, у кого находили текст воззвания. После обращений церковнослужителей верующие со всех концов приступили к сбору средств на оборону страны. На специально оборудованные пункты приносили деньги, вещи, драгоценности. Более 8 миллионов рублей было собрано верующими для создания танковой колонны. Часть средств пришла даже с территорий, захваченных гитлеровцами. Так, на оккупированной территории Псковщины священник из села Бродовичи - Заполье собирал для танковой колонны золотые монеты и серебряные вещи, церковную утварь и деньги – и всю эту котомку с народными пожертвованиями, оцененными в 500 тысяч рублей, переправил через партизан на Большую землю. Созданные на средства верующих танковая колонна «Дмитрий Донской» и авиационная эскадрилья «Александр Невский» были переданы Красной Армии церковными делегациями, специально выезжавшими с этой целью на фронт.
7 марта 1944 года митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) передал колонну – 40 танков Т-34 – 38-му и 516-му отдельным танковым полкам. Митрополит Николай вручил танкистам и подарки от Русской православной церкви: офицерам - часы с гравировкой, солдатам – походные складные ножи с множеством приспособлений. Впоследствии командир 2-й танковой роты 516-го полка капитан А.Н.Бондарев вспоминал: «Недалеко от меня разорвалась мина, и маленький осколок, пробив полушубок, китель, разбив вдребезги зеркальце, застрял в механизме подаренных часов. Не будь их, вероятно, осколок пробил бы сердце».
В первые же годы войны в храмах Москвы было собрано более трёх миллионов рублей на нужды фронта и обороны. В храмах Ленинграда собрали 5,5 миллионов рублей. Церковные общины Нижнего Новгорода за 1941-1942 годы собрали в фонд обороны более четырёх миллионов рублей. Новосибирская епархия за первое полугодие 1944 года собрала на нужды военного времени около двух миллионов рублей. На средства, собранные Церковью, были созданы воздушная эскадрилья имени Александра Невского и танковая колонна имени Дмитрия Донского.
В наши дни в Иосифо – Волоколамском монастыре сооружена часовня всем павшим воинам танковой колонны «Дмитрий Донской».
Вера всегда и во всем помогала человеку. Известный маршал Жуков перед боем вместе с солдатами говорил «Ну, с Богом!». В народе сохраняется предание о том, что Жуков возил по фронтам Казанскую икону Божией Матери. Не так давно архимандрит Иоанн (Крестьянкин) подтвердил это. В Киеве есть чудотворная Гербовецкая икона Божией Матери, которую маршал Жуков отбил у фашистов. На фронте нередко перед боем солдаты осеняли себя крёстным знамением – просили Всевышнего защитить их. Большинство воспринимали православие как национальную религию.
Репрессированные в 30-е годы священники теперь работали на благо общей победы. На оккупированных территориях, в начале войны, немцы разрешали церквям их деятельность. Некоторые священники принимали фашистскую культуру, мотивируя это тем, что в России Церковь подвергается гонениям. И всё же большинство церковнослужителей проявили себя во время войны смиренно, забывая прошлые обиды. Фашисты прекратили практиковать открытие церквей, потому что священники проводили патриотические проповеди среди населения. Священников избивали и расстреливали. Религия, которую они проповедовали, учит смирению и любви к ближним.
Деятельность священнослужителей
О том, какую позицию должна была занять церковь долго задумываться не приходилось, это положение определилось само собой. Так что даже простое приличие не позволяло занимать какую-либо другую позицию кроме той, которую заняло духовенство – отрицание ко всему, что носит на себе печать фашизма, печать враждебности к нашей стране. Архипастыри сочли своим долгом не только самим встать на эту позицию, но и свою паству призвать к этому. Выпускалось много различных посланий народу. И, конечно личный пример. Настоятель Успенской церкви Ивановского района Василий Копычко с самого начала войны до ее победного завершения духовно укреплял своих прихожан, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Почти все жители окрестных деревень приходили на службу. Отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания Церкви к тем, кто оказался в оккупации.
Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента сам стал партизанским связным. Дом священника стал партизанской явкой. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 года фашистам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля они сожгли. Чудом удалось спасти семью пастыря и переправить самого отца Василия в партизанский отряд, который впоследствии соединился с действующей армией и участвовал в освобождении Белоруссии и Западной Украины. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Протоиерей Александр Романушко участвовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова партизанским священником. Однажды он пошел на смелый шаг. Летом 1943 года родственники убитого партизанами полицая попросили отца Александра отпеть покойника. На кладбище пришло много народа, была выставлена и полицейская вооруженная охрана. Все приготовились слушать отпевание. Отец Александр, надев на себя епитрахиль и ризу, отошел в сторону и глубоко задумался. А потом совершенно неожиданно начал: «Братья и сестры! Я понимаю большое горе матери и отца убитого, но не наших молитв и не «Со святыми упокой» заслужил своей жизнью в гробе предлежащий. Он – изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же «Анафема». Люди стояли как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал: «К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божьих храмах заживо сжигает верующих и священников». Эти простые слова пронзили сердца людей. Они заговорили: «Если священники взялись за оружие, так и нам Бог велит идти в партизаны». И в самом деле в тот день прямо с кладбища в партизанский отряд пришло пополнение.
В январе 1943 года началось наступление фашистских карательных отрядов в Полесье. Край был объят пламенем. В партизанском штабе обсудили перспективу предстоящего боя, но решили все же попробовать пойти на хитрость: послали к карателям церковную делегацию – якобы с жалобой на партизан и с просьбой о защите. Главой делегации был отец Иоанн, который получил задание убедить нацистов в том, что партизаны сильны, располагают большими силами. Беседа с фашистами закончилась тем, что эсэсовский офицер скомандовал своему отряду о срочном отступлении.
Еще один пример героизма проявленного во время войны. В 1942 году жители города Звенигородки Черкасской области обнаружили на расклеенных немцами знакомое лицо священника отца Георгия Писанко, а под ним цифру в десять тысяч марок, у многих от строк, в которых священнослужитель обвинялся во многих смертных грехах, пробегал по телу озноб. Сам же отец Георгий много позже вспоминал: «16 ноября 1942 года для меня памятный день гебитс-комиссар г. Звенигородки объявил вознаграждение за мою голову» Чем же была вызвана такая ярость немцев в отношении православного священника?
Отец Георгий встретил войну в сорокапятилетнем возрасте – как нестроевой по мобилизации был причислен к тыловым частям. Но никто не мог дать гарантию в том, что тыл вдруг не станет передовой линией фронта. Так и случилось с полком, в котором служил рядовой Писанко. Окопы, которые воины готовили для отходивших подразделений, пришлось занять им самим и выдержать неравный бой. Оглушенный разрывом снаряда, отец Георгий попал в плен. Выждав благоприятный момент, попытался бежать, но безуспешно. Сопровождаемый обычным для гитлеровских лагерей эскортом овчарок, он был водворен в тюрьму. После пыток и издевательств оказался в рабочей команде, на рытье окопов, откуда вновь совершил побег. Оттого – то и гнев местного фюрера, неуемное желание которого – поскорее увидеть священника на виселице. Но люди, с опасностью для собственной жизни укрыли отца Георгия, лишили фашистов такой возможности.
Как верный сын Родины и любящий отец объединил Владыка Алексий духовенство и паству в осажденном Ленинграде. Митрополит Ленинградский Алексий оставался со своей паствой в блокадном Ленинграде на протяжении всей блокады « зажигает сердца воинов тот дух единения и воодушевления, которым живет теперь весь русский народ» - гласило его обращение к верующим в вербное воскресенье.
Очень многим Владыка из личных средств оказывал материальную помощь, в ущерб себе, по-христиански делился пищей, буквально последним куском хлеба. Священнослужители г. Ленинграда вели усердную церковно – патриотическую работу в своих храмах и приходах, принимали активное участие в группах самозащиты МПВО и во время блокады города несли дежурства по обеспечению общественного порядка в своих домах. Кроме того, по поручению Владыки Алексия Ленинградского и Новгородского секретарь протоиерей Павел Тарасов участвовал в работах Городской специальной комиссии, а благочинный протоиерей Николай Ломакин – в городской и областной комиссиях по расследованию немецко – фашистских злодеяний. По данным Чрезвычайной Государственной Комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко – фашистских захватчиков и их сообщников, на временно оккупированных территориях в годы войны было сожжено или полностью уничтожено 1670 церквей, 69 часовен.
Митрополит Калининский и Кашинский Алексий до войны был священником, на войне – пулеметчиком. Когда в 1943 г. вернулся к священнослужению, на груди его была медаль «За боевые заслуги». Награжден он и грамотой Маршала Советского Союза Л.А. Говорова.
Ярким примером целителя души и тела можно назвать священника, бывшего в ссылке, В. Ф. Войно-Ясенецкого, хирурга Красноярского госпиталя №1515. В операционной у него висели иконы, а перед операцией он разрешал больным целовать крест, висевший у него на груди. До болезни в 1942 году Святой Лука делал по 4 – 5 операций в день, работая по 8-9 часов, но после болезни он был вынужден сократить свой рабочий день. В. Ф. Войно-Ясенецкий писал медицинские и философские работы, в 1946 г. был награждён сталинской премией первой степени за фундаментальный труд «Очерки гнойной хирургии».
Владыка Варфоломей, архиепископ Новосибирский и Барнаульский, призывал людей к пожертвованиям на нужды армии, совершая богослужения в храмах Новосибирска, Иркутска, Томска, Красноярска, Барнаула, Тюмени, Омска, Тобольска, Бийска и других городов. Сборы шли на приобретение тёплых вещей для бойцов, содержание госпиталей и детских домов, на восстановление районов, пострадавших во время немецкой оккупации и помощь инвалидам войны.
Государство и Церковь в военные и послевоенные годы
1943 год можно считать годом официального «потепления» отношений Сталина с православием. В октябре 1941 года вышло распоряжение Московского Городского Совета депутатов о том, что митрополит Сергий и его Патриархия должны покинуть Москву и направиться на жительство в город Чкалов (Оренбург). В один из июльских дней 1943 года Сергию и его ближайшим сотрудникам пришло сообщение о том, что им разрешено возвратиться в Москву. «Компетентные органы» предложили Сергию, митрополиту Ленинградскому Алексию и Киевскому Николаю провести встречу со Сталиным. Сталин принял трёх митрополитов в Кремле. Он говорил о том, что правительство высоко ценит патриотическую деятельность Церкви. «Что теперь мы можем сделать для вас? Просите, предлагайте», - сказал он. В ходе той встречи Сергий был избран патриархом. Его кандидатура оказалась единственной, митрополит глубоко занимался делами Церкви. Принято также решение о создании духовных академий в Москве, Киеве и Ленинграде. Сталин согласился с церковнослужителями по вопросу о необходимости выпуска церковных книг. При патриархе решено было образовать Священный Синод из трёх постоянных и трёх временных членов. Принято решение об образовании Совета по делам Русской Православной Церкви. Руководителем этого органа был назначен Г. Г. Карпов, в прошлом начальник отдела НКВД, где арестовывали и расстреливали священнослужителей и закрывали храмы. Однако, теперь Сталин поручил Карпову стать покровителем Церкви. Деятельность нового совета курировал Молотов, а «особо важные вопросы» решал Сталин. Во время встречи с церковниками Сталин пребывал в хорошем настроении, делал широкие жесты и вёл себя как радушный хозяин. Читая стенограммы той встречи, понимаешь, что для России было очень важно выглядеть на международной арене демократической страной, если партия начала с таким рвением поддерживать Церковь. Конечно, патриотическая деятельность церкви была действительно существенной. Но, зная характер Сталина, его довоенное отношение к религии, факт того, что бойцов, побывавших в плену за границей, после войны нередко расстреливали, можно предположить, что благодарность, которая последовала со стороны власти, могла обратиться во что угодно при других обстоятельствах.
Сталин дал Карпову инструкцию: «Совет должен осуществлять связь между правительством и патриархом. Совет сам решений не принимает, а докладывает обо всём правительству и от него передаёт государственные решения Церкви», и Совет чётко следил за недопущением административных гонений на Церковь местными властями. Главный упор был сделан на соблюдение законодательства о религиозных культах.
11 октября 1943 года – особая дата в истории Ленинградской епархии. В этот день по поручению Президиума Верховного Совета СССР были вручены медали «За оборону Ленинграда» Высокопреосвященному митрополиту Алексию и одиннадцати священнослужителям церквей г. Ленинграда. После войны на некоторое время сохранилось стремление власти не допускать оскорблений в адрес Церкви.
К 1 апреля 1946 года на территории СССР действовало 10544 православных храмов. Казалось бы, настал конец гонениям на Церковь. Но как объяснить принятое в сентябре 1944 года постановление ЦК ВКП (б) «Об усилении антирелигиозной деятельности через пропаганду научного мировоззрения»? Уже в том же 1944 году вышло постановление, что «в целях коренного улучшения постановки научно-просветительской пропаганды среди населения, дальнейшего подъема культурного уровня широких слоев трудящихся и преодоления пережитков бескультурья, суеверий и предрассудков» необходимо улучшать уровень научно-просветительской пропаганды, для чего был чётко установлен ряд необходимых мер. В ЦК не хотели кардинально менять отношение к Церкви. Но в 1954 году вышло Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения». В КПСС теперь призывали к недопущению оскорблений Церкви, церковников и верующих, ссылаясь на Конституцию.
Православной Церкви во время Великой Отечественной войны посвящён документальный фильм «За други своя», в котором рассказывается об отношениях Церкви с властью в этот период, вере в Бога в народе. О войне написано много художественных произведений. Религия – прежде всего, духовная культура, ставит задачей авторов обращать внимание на внутренние переживания людей, моральное ощущение мира у человека того времени. В книге «Россия перед вторым пришествием» протоиерей Василий Швец приводит воспоминания одного из солдат, участвовавших в штурме Кенигсберга. Когда силы советских воинов были уже на исходе, приехал командующий фронтом, офицеры и священники с иконой. Они отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Бойцы восприняли это скептически. Но священники шли по передовой, под огнём, и пули в них не попадали. Неожиданно стрельба с немецкой стороны прекратилась.
Выводы
Православие – традиционная всеобщая религия русского народа. Во время войны помощь православной церкви состояла из двух направлений – духовного и материального. На нужды фронта собирались немалые суммы. Православие помогало людям обрести относительное душевное успокоение, надежду на победу России и Советского Союза. В тылу многие молились за фронтовиков. На фронте часто верили в божественную силу икон и крестов (атрибутов религии). Внешняя политика требовала принятия в России свободы вероисповедания как проявления демократии. Демократические страны-союзники США и Англия хотели поддерживать страну, где люди свободны в выборе религии. Правительство изменило тактику ведения антирелигиозной деятельности, не отказываясь от неё. Антирелигиозная работа перестала широко освещаться среди населения, но указы, принятые в послевоенный период времени свидетельствуют, что власть стала воспринимать широкое научное просвещение населения как путь к атеизму.
Отвечая на вопрос темы работы, можно сказать, аргументируя это многочисленными фактами, что Православная Церковь внесла немалый вклад в борьбу против фашистов во время Великой Отечественной войны.
Православная церковь объединилась со светской властью в борьбе с фашистами. Войну объявили священной, освободительной, и Церковь благословила эту войну. Помимо материальной помощи, Церковь морально поддерживала людей, на фронте и в тылу. На фронте верили в чудотворную силу икон и крёстного знамения. Молитвы выступали в роли душевного успокоения. Тыловики в молитвах просили Бога уберечь родных от гибели.
Таким образом, русская Православная Церковь четко обозначила свою позицию во время войны. Церковь неотрывна от государства и наравне с остальными она должна трудиться на благо общей победы - таково было ее основное направление. «Малодушного – ободрить и вразумить; огорчённого – поддержать и утешить; колеблющемуся – напомнить о долге» - в этом заключалась моральная помощь Церкви в годы войны. Во время Великой Отечественной войны произошло изменение отношения власти к церкви, Церковь вела активную патриотическую деятельность, и вера в Бога морально поддерживала людей в тылу и на фронте.
Церковь не потеряла своей роли и в наше время. Поэтому тема работы актуальна, история Церкви – это история духовной культуры, и если мы хотим жить в гуманистическом обществе, эту историю нельзя забывать.


















Источники информации
1. Типографский рабочий: Отрезвляются от дурмана.-1925.-№14.
2. Церковь и государство: Прошлое и настоящее: Тезисы докладов и
сообщений научной конференцииг. Москва , 2001. – с. 52-55.
3. Фирсов В. Г. Была ли безбожная пятилетка. Internet,
http://religion.ng.ru/history/2002-10-30/7_ussr/html.
4. Житие Емельяна Ярославского. Internet,
http://www/communist.ru/lenta/?1743.
5. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: учебное пособие для
православных духовных семинарий.- Москва: Хроника, 1994 с. 117-120.
6. Якунин В. Изменение государственно-церковных отношений в годы
Великой Отечественной войны//Власть.-2002.-№12.- с. 67 - 74.
7. История религий в России: учебное пособие/под ред. Н. А. Трофимчука.-
Москва: РАГС, 2002.- с.194-196.
8. 10. Чумаченко Т. А. Советское государство и Русская православная
церковь в 1941-1961 гг.// Религиоведение.-2002.-№1.-с.14-37.
9. Документ №4 Интервью с настоятелем церкви Рождества Христова города
Красноярска отцом Иоанном (Боевым).
10. Цыпин В. История Русской Православной Церкви: учебное пособие для
православных духовных семинарий.- Москва: Хроника, 1994.- с. 109-117.
11. Гусев Г. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная
война//Наш современник.-2000.-№5.- с.212-226.
12. Якунин В. Изменение государственно-церковных отношений в годы
Великой Отечественной войны//Власть.-2002.-№12.- с. 67 - 74.
13. Шорохов Л. В. Здание, где размещался эвакогоспиталь, в котором работал
и жил хирург, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий//Памятники истории и
культуры Красноярского края Вып. 4 Книга 1./ Ред. Чагин В. В..- Красноярск:
Красноярское книжное издательство, 1997.-с.244-246.
14. День победы, день памяти. Internet,
http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]html.
15. Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души (из книги М. Г. Жуковой,
дочери полководца). Internet, http://www.zavet.ru/zhukov.htm.
16. Промысел Божий и Великая Отечественная война (пророчества о России
в годы Великой Отечественной войны). Internet,
http://www.zavet.ru/shvets.htm.















13PAGE 15


13PAGE 14115

















Заголовок 215