Открытый урок по химии Решение расчетных задач на нахождение массовой доли растворенного вещества 1 курс спо


Департамент образования, науки и молодёжной политики Воронежской области
ГБПОУ ВО «ВГПГК»
Открытый урок по химии

в группе КМ-162б
на тему:
«Решение расчетных задач на нахождение массовой доли растворенного вещества»
Подготовила и провела
преподаватель химии
Коломойцева Л.В.

Богучар 22.11.2016г.
Дидактическая цель: создать комфортные условия для совершенствования навыка вычисления массы растворенного вещества, содержащегося в растворе с известной массой и массовой долей; продолжить развитие навыков самостоятельного познания студентов по указанной теме.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Задачи
Предметные:
- совершенствовать навыки решения задач данного типа;
- акцентировать внимание на правильном оформлении ответа и
рациональном использовании времени.
Метапредметные:
- способствовать формированию умений анализировать, сопоставлять,
обобщать знания;
- продолжить развивать умение работать в группах;
- воспитывать уважение к мнению каждого члена коллектива;
- формировать чувство ответственности за свою работу.
Личностные:
- формировать осознанную потребность в знаниях;
- развивать умение управлять своей учебной деятельностью;
Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный,  словесно – наглядно – практический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: групповая, коллективная, индивидуальная (самостоятельная работа в группе).
Средства обучения: проектор и компьютер, презентация Power Point, учебник Габриеляна О.С. « Химия. Учебник ( базовый уровень) 11 класс», раздаточные материалы.
Деятельность учителя:
Планирует работу учащихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Ход урока:
1. Оргмомент2. Актуализация новых знаний
Беседа
Слайд 2
Организовывает погружение в проблему:
1.Что, на вас взгляд, объединяет данные объекты ? Где они применяются?
2.В каких случаях мы можем столкнутся с необходимостью приготовить раствор?
(Строят высказывания:на слайде представлены изображения растворов.
Растворы широко применяются в медицине, промышленности, в различных лабораториях, в быту.
Приготовление растворов для консервирования продуктов (маринады, сиропы), растворов для ингаляций и т.д.)Учитель:
Растворы имеют чрезвычайно большое практическое значение. Значимость растворов диктует необходимость умения их приготавливать. С этим постоянно сталкиваются фармацевты, лаборанты химических лабораторий и люди других специальностей. Приготовление растворов определённой концентрации требует произвести необходимые расчёты. Именно поэтому умение производить расчеты, предшествующие приготовлению проверяется в ЕГЭ (задания В 9).
Слайд № 4-5
Цели и задачи занятия:


2.Постановка учебных задач
Повторение прошлого материала:
2. Из каких компонентов состоит жидкий  раствор ?3.  Раствор  отличается от смеси:
а) цветом;б) постоянством состава;в) оптической однородностью;г) агрегатным состоянием.
4. Что показывает коэффициент растворимости?
5. От каких факторов зависит растворимость веществ?
По какой формуле можно рассчитать массовую долю растворенного вещества?
а) m = V•p;
б) c = n/V;
в) m(в-ва) = m(р-ра) – m(H2O);
г) w = m(в-ва)/m(р-ра).
4. Массовую долю растворенного вещества называют:
а) молярной
б) эквивалентной
в) процентной
слайд 8

Существуют  различные способы выражения концентрации растворённого вещества в растворе, мы познакомимся с массовой долей растворённого вещества (процентной концентрацией).
I. Массовая доля растворённого вещества wрастворённого вещества - это безразмерная величина, равная отношению массы растворённого вещества mрастворённого вещества  к общей массе раствора mраствора :
mраствора =  mрастворённого вещества + mрастворителя
Массовую долю растворённого вещества (процентная концентрация)  обычно выражают в долях единицы или в процентах. Например, массовая доля растворённого вещества – CaCl2 в воде равна 0,06 или 6%. Это означает, что в растворе хлорида кальция массой 100 г содержится хлорид кальция массой 6 г и вода массой 94 г.
Решим следующие задачи (слайд 10)
Сколько грамм соли и воды нужно для приготовления 300 г 5% раствора?
Сахар массой 12,5г растворили в 112,5г воды. Определите массовую долю сахара в полученном растворе.
Смешали два раствора соли: 120г 5%-ного раствора и 130г 15%-ного раствора. Вычислите массовую долю соли в образовавшемся растворе.
Рассмотрим пример решения задачи №1

Слайд №12

Слайд № 13
Самостоятельная работа ( Слайд 14)


Слайд №17