Проект Как изменился образ Бабы — Яги в современной детской литературе


Школьный конкурс проектно-исследовательских работ
младших школьников «Первые шаги в науку»
Тема: Как изменился образ Бабы - Яги в современной детской литературе?
Авторы:
Голубь Андрей
Саргсян Рубо
г. Бородино
МБОУ СОШ № 3, 2класс
Руководитель:
Зуева Н.В.
учитель МБОУ СОШ № 3

г. Бородино 2016г.
Оглавление
Введение …………………………………………………. 3 стр.
Основное содержание…………………………………… 4 – 7 стр.
Результаты и их обсуждение …………………………… 8 стр.
Выводы ………………………………………………….. 9 стр.
Литература ………………………………………………. 10 стр.
Приложения …………………………………………….. 11- 12 стр.
Введение.
В этот Новый год я посетил несколько новогодних утренников. И на каждом из них одним из главных героев была Баба – Яга. Но ведь Баба Яга отрицательный персонаж в сказках. Зачем же она нужна на весёлом празднике? Пугать детей? А может быть дети перестали бояться Бабу Ягу? Или сказки стали другими и образ Бабы – Яги в современной детской литературе уже не тот? Для ответа на эти вопросы и появился наш проект.
Из этой ситуации вытекает проблема: возможно школьная программа
по литературному чтению, в которой много русских народных сказок, но нет сказок современных писателей, где главной героиней является Баба - Яга не даёт нам возможности узнать её новый образ.
Поэтому целью нашего проекта стало сравнение образа Бабы – Яги в русских народных сказках и сказках современных авторов, чтобы доказать, что Баба Яга изменилась.
Для достижения этой цели нам нужно решить следующие задачи:
Провести опрос по теме работы среди обучающихся начальной школы.
Узнать историю происхождения Бабы – Яги.
Прочитать русские народные сказки и современные детские произведения с
участием Бабы-Яги.
Выбрать критерии для сравнения.
Сравнить образы древней и современной Бабы – Яги.
Сделать выводы.
Объектом своего исследования мы взяли русские народные сказки и сказки современных авторов, в которых одно из действующих лиц это Баба-Яга.
Предметом исследования стал образ Бабы-Яги.
Наша гипотеза: мы предположили, что Баба Яга может быть разной, многоликой и со временем её образ в детской литературе изменился.
Во время работы над проектом мы будем пользоваться такими методами исследования как: анкетирование, изучение и обработка информации.
Основное содержание.
Чтобы начать исследование мы решили выяснить мнение учащихся начальной школы о том, какая Баба – Яга. Для этого мы составили анкету и провели опрос. В таблице ниже можете увидеть вопросы нашей анкеты и результаты проведённого анкетирования.
№ Вопрос Ответы
да нет не знаю
Боялись ли вы в детстве Бабу – Ягу? 5человек
18,5 % 18 человек
66,6 % 4 человека
14,8 %
Баба – Яга старая? 23 человека
85 % 4 человека
14,8 % 3 человека
11 %
Она хорошая? 0 человек
24 человека
89 % 3 человека
11 %
Для чего в сказках нужна Баба – Яга? Кол-во ответивших:
для волшебства 15 человек – 55 %
пугать непослушных детей и героев 2 человека – 7%
чтобы было с кем воевать 3 человека – 11%
чтобы помогать герою 5 человек – 18,5%
помогает попасть в сказочный мир 3 человека – 3,7 %
с ней интересно 1 человек – 3.7%

В нашем опросе приняло участие 27 человек. Обработав результаты анкеты, мы пришли к выводу, что мнения учащихся школы разошлись. На данном этапе мы не можем сказать какое мнение верное. Поэтому мы продолжили свою работу.
Чтобы узнать значение имени Бабы Яги, мы работали с интернетом и
энциклопедическими, толковыми словарями. В интернете мы прочитали, что Баба – Яга это уродливая старуха, владеющая волшебными предметами и наделённая магической силой. Баба-яга, самый древний и всеми любимый сказочный образ. Но этой информации нам было недостаточно и мы стали работать со словарями.
В толковом словаре И. Ожегова мы прочитали толкование слова « Баба-Яга» - это замужняя женщина или бабушка, а также в русских народных сказках - старуха колдунья. Она  живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. 
В иллюстрированном словаре Даля дается толкование «яга, ягавая, ягая» - род ведьмы, злой дух, безобразная старуха.
Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой говорит, что «Яга» - это шуба мехом наружу.
В.А. Иванов, предполагает, что «Баба-яга» - положительный персонаж древней славянской мифологии.
У ученых нет единого мнения об этимологии имени Бабы Яги.
Истоки происхождения образа Бабы Яги.В книге В. П. Аникина «К мудрости ступенька» (стр. 41-45) мы прочитали, что
Ба́ба - Яга́ — персонаж славянской мифологии и фольклора славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. Она живет в глухом лесу в избушке на курьих ножках, летает в ступе, погоняя ее пестом и заметая след метлой. Любит полакомиться человечиной - маленькими детьми и добрыми молодцами. По одной из версий, Баба-Яга - это проводник в потусторонний мир. Живет на границе миров живых и мертвых, где-то в "тридевятом царстве". А знаменитая избушка на курьих ножках — как бы проходная в этот мир; потому и нельзя в нее войти, пока она не повернется к лесу задом. В пользу этой гипотезы говорят такие детали.
В древности умерших хоронили в домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Умерших хоронили ногами к выходу, и если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги - отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная нога».
По другой версии, прототип Бабы-Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Часто это были нелюдимые женщины, жившие вдали от поселений, в лесу. Страсть Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате напоминает обряд "перепекания", или "припекания", младенцев, больных рахитом или атрофией: ребенка заворачивали в "пеленку" из теста, клали на деревянную хлебную лопату, и трижды всовывали в горячую печь. Затем его разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам.
Сторонники третьей версии видят в Бабе-Яге Великую Мать - могущественную богиню или мудрую жрицу. Во времена охотничьих племен такая жрица-ведунья распоряжалась обрядом «посвящения в полноправные члены общины». Обряд заключался в том, что мальчиков-подростков уводили в глубину леса, где они проходили обучение, чтобы стать настоящим охотником. Он сопровождался телесными истязаниями и повреждениями. Поэтому этого обряда боялись, особенно мальчики и их матери. Что делает сказочная Баба-Яга? Она похищает детей и уносит их в лес, жарит их (символически пожирает), а также дает полезные советы выжившим, то есть прошедшим испытание. По мере развития земледелия этот обряд исчез. Но страх перед ним остался. Так образ ведуньи, проводившей важные обряды, перешёл в образ косматой, страшной, кровожадной ведьмы, которая похищает детей и съедает их.
Есть и другие версии, согласно которым баба-Яга пришла в русские сказки из Индии ("баба-яга" - "наставник йоги"), из Центральной Африки (рассказы русских моряков об африканском племени людоедов - ягга, которыми руководила женщина-королева). Последнее время о Бабе Яге много пишут, но сколько разночтений! Даже такой простой атрибут Бабы Яги - ступа, одни видят в ней аллегорическое изображение межзвёздного корабля, преодолевшего космическое пространство, а в самой Бабе Яге - посланца других миров
Таким образом, мы видим, что Баба-Яга - это многоликий сказочный персонаж, вобравший в себя множество символов и мифов прошлого.
Пришло время работы со сказками. Мы прочитали русские народные сказки: Гуси – Лебеди, Морозко, Василиса Премудрая, Царевна – Лягушка, Баба – Яга, Иван царевич и Серый волк.
Сказки современных авторов: «Домовёнок Кузька» Т. Алесандрова, «Вниз по волшебной реке» Э. Успенский, «Тайный сыск царя Гороха» А. Белянин.
Для сравнения мы определили критерии: атрибуты, фразы, внешний вид, волшебные помощники. После прочтения сказок мы заполняли таблицу ( Приложение) и потом сделали такие выводы. Во всех русских народных сказках, мне кажется, Баба Яга выглядит одинаково. Это всегда старуха с костяной ногой. В некоторых сказках она безобразная, живёт Баба Яга очень далеко в дремучем лесу, в самой чаще, куда непросто попасть. Кто же встречается в сказках с Бабой Ягой? По какой причине герой сказки попадает в такое неприятное место? В некоторых сказках у Бабы Яги оказываются дети. Баба Яга хочет их съесть и предлагает сесть на лопату, чтобы она могла посадить их в печь. Детей или похищает сама Баба Яга, или по ее приказу крадут детей гуси, а бывает, их заманивают туда помощники Бабы Яги. Дети оказались у Бабы Яги потому, что не послушали своих родителей. Всем им удалось от нее сбежать, но для этого им пришлось обмануть Ягу, проявить смелость, смекалку или попросить помощь у других героев, которые помогали детям за их хорошее отношение к ним.
Взрослые попадают к Бабе Яге почти всегда по своей воле, они специально ищут ее. Кто же, кроме неё, может помочь добрым молодцам спасти своих красавиц? И всех она сначала напоит, накормит и спать уложит. Баба Яга много знает, особенно про волшебный мир, который отличается от мира людей. У нее есть волшебные предметы, которыми она дает героям сказок.
Получается, что в данных ситуациях Баба Яга добрая, мудрая – она помогает тем, кто обратился к ней за помощью. Даёт советы, как вести себя герою, но она проверяет их, заставляет выполнить какие-либо задания.
Сразу при встрече она их пытается напугать, И если герои не испугались, говорили ласково, то Баба Яга им и предметы волшебные даёт, и дорогу подскажет.


Результаты и их обсуждение.
В русских народных сказках одолеть Бабу Ягу или заслужить ее сочувствие и помощь могут не все. Остаются невредимыми только те, кто проявил выдержку, смелость, не испугался её; был с Ягой вежливым; помогал слабым, был умным, смог перехитрить Бабу Ягу; сумел выполнить задание Яги.
В авторских сказках мы увидели, что Баба-Яга совсем другая. Здесь характер её стал мягче: она уже почти не делает гадостей и совсем не ест людей. С особой симпатией Баба-Яга относится к детям. И больше она похожа на добрую деревенскую бабушку, чем на злую колдунью.
Сравнив образы Бабы – Яги в русских народных сказках и в современных авторских сказках мы сделали такие выводы:
в русских народных сказках внешний вид, атрибуты, помощники, фразы одни и те же;
в современной авторской сказке каждый автор представляет свой образ Бабы – Яги, - внешний вид, фразы, поступки не соответствует образу из русских народных сказок (она уже почти не делает гадостей) и сильно различается между собой, говорит современным, понятным языком;
образ Бабы – Яги меняется со временем, с изменением быта людей, с изменением представлений об окружающем мире.
Выводы.
Наша гипотеза подтвердилась – действительно Баба – Яга в современных сказках уже не такая злая и кровожадная. Это опрятная, добрая, готовая прийти на выручку старушка.
Значит, цели и задачи, поставленные в работе, выполнены.
За время работы над проектом мы научились:
работать с разными источниками информации
(книги, словари, интернет);
проводить анкетирование;
проводить отбор, сравнение, обобщение информации;
проводить исследование литературного героя.
У нас улучшилась техника чтения.
Наша работа может быть использована на уроках литературного чтения при изучении тем, связанных с устным народным творчеством.
Литература.
1. Аникин В. П. «Детская литература, М. 1982г. – 45с. К мудрости ступенька»
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль М.: Русский язык, 1978г. – 508с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов - М.: ОНИКС Мир и Образование, 2008г.-366с.
4. http://www.slideshare.net/Mephestofel/ss-392312375.http://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2015/08/10/issledovatelskaya-rabota-mnogolikaya-baba-yagaПриложение
Сравнительная таблица
Критерии Русские народные сказки Современная литература
атрибуты Метла, лопата, печь, ступа, избушка на курьих ножках, черепа с глазными порезами, сани самоходные, волшебный тулупчик «Тайный сыск царя Гороха» – сковорода, веник.
«Вниз по волшебной реке» – яблочко по блюдечку
фразы Чую, чую – человечьим духом
пахнет!
Покатаюся, поваляюся, человечьего
мясца поевши.
Много будешь знать – скоро состаришься! «Тайный сыск царя Гороха» – Вставай, касатик, завтрак уже на столе.
«Домовёнок Кузька» - Незваные гости глодают кости. А у меня и от гостей одни косточки остаются. Ну, чего пожаловал? Где была, там меня уже нету.
Это кто ж ко мне пришёл? — медовым голосом пропела она. — Гостеньки разлюбезные пожаловали погостить-навестить! Красавцы писаные, драгоцунчики мои! И куда ж мне вас, гостенёчки, поместить-посадить? И чем же вас, гостюшечки, угостить-усладить?
внешний вид Старая, горб на спине, нос до подбородка. Одета в лохмотья, грязные, запутанные седые волосы.
Злой, хитрый взгляд.
Скрипучий, противный голос.
Одна нога как у скелета. «Домовёнок Кузька» - На голове кокошник золотом горит, самоцветными камнями переливается. На ногах сапожки — зелёные, сафьяновые, с красными каблуками. Сарафан алый, как утренняя заря. Кайма на подоле, как вечерняя заря. По сарафану в два ряда серебряные пуговки. А из-под кокошника прямо на Кузьку, глаза в глаза, глядит Баба-Яга.
«Вниз по волшебной реке» - В доме было чисто и прохладно. Баба-Яга, с большим носом, нарядная и причёсанная, сидела за столом.«Тайный сыск царя Гороха» - Внешне вполне соответствует своему имени – горбата, нос крючком, зубы острые, желтые, на ногу прихрамывает, один глаз голубой, другой фиолетовый.  Старуха давно скучала одна, замужем не была сроду, ни детей, ни плетей – вот и изливала на мою скромную особу весь запас нерастраченной материнской нежности. 
волшебные
помощники Клубок, Гуси – Лебеди, три всадника, три пары рук, вороны, змеи, коты, сова, Кикимора, свинка. «Вниз по волшебной реке»- кикимора болотная.
«Тайный сыск царя Гороха» - Михаил, младший лейтенант милиции.
«Домовёнок Кузька» – Кикиморы, Водяной.