«Единицы массы. Тонна. Центнер»


Класс: 4 «Б»
Тема: «Единицы массы. Тонна. Центнер»
УМК : «Перспектива»
Цели:
-организовать деятельность учащихся: по формированию представлений о массе конкретных предметов и тел;
-по знакомству учащихся с новыми единицами массы - тонна, центнер;
-по усвоению эталона соотношений между единицами массы;
-совершенствовать навыки решения задач с единицами массы;
- развивать логическое мышление.
Формировать: Личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные УУД
- воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся, выражать положительное отношение к процессу познания.
-проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
-оценивать собственную учебную деятельность, свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач, применять правила делового сотрудничества.
-сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельность.
Регулятивные УУД -
-удерживать цель деятельности до получения ее результата.
-планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).
-оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»).
-корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.
-анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Познавательные УУД
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
- составлять план простого эксперимента.
-выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»).
-выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное. Исследовать собственные нестандартные способы решения.
-преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
Коммуникативные УУД
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи.
-находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
-характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду).
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме урока, учебник (В.Н. Рудницкая ), карточки с заданиями

Технологическая карта урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика УУД
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент Добрый день, добрый час!Как я рада видеть вас.Друг на друга посмотрелиИ тихонечко все сели.
-Здравствуйте ребята! Сегодня урок математики проведу у Вас я, меня зовут Марина Александровна!
- Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
« Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
-Какова же цель нашего урока?
А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза,
чуткие уши,
ловкие руки,
сообразительные головы.
И , конечно же, хорошее настроение!
-Приветствуют учителя, садятся
Слушают учителя
Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 2. Актуализация знаний. Устный счёт -Любая работа, не обходится без устного счета. Открыли тетради. И перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
- Какое сегодня число?
- Дайте полную характеристику этого числа?
- Скажите ребята, а число 30 встречается в изученном нами табличном умножении?
- Что вы можете мне сказать о слове – ноябрь?
- Открыли тетради и выполнили грамотную и аккуратную запись.
Самостоятельная работа.
Возьмите листок с числовой таблицей и закрасьте те клеточки с числами, которые будут являться ответами к этим примерам:
25х10
64000 :100
350000 : 1000
7 х 100
10000 : 100
76 х 10
55000 : 100
10 х 100
Что у вас высветилось на карточке?
А это значит, что все примеры решены, верно. Если не «5», то значит, где-то допущена ошибка.
Работа в группе
-Предлагаю вам разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово.
(все слова вписываются по горизонтали)
1.промежуток времени в 100лет
2.отрезок длиной 100см
3.масса предмета в 1000г
4.отрезок длиной 10см
5. время в 6о минут
6.расстояние в 1000км
7.единица времени, в 60 раз меньше часа
8.самая маленькая единица массы
Какое ключевое слово получилось?
- А что такое величина?
-Какие величины вы знаете?
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус.(Учитель показывает ребус «массаж’»)– Да, слово «масса» сегодня очень нужное на нашем уроке.– Какие единицы массы вы уже знаете? – Какая существует взаимосвязь между этими единицами?  – Запишите это в тетрадь.                – Какая из этих двух величин самая маленькая? (г)– Для чего нужна такая единица массы? 
1. Задача
Одна конфета весит 2 г. Сколько весят 10 конфет, 100 конфет, 1000 конфет ?– Какую из этих величин можно перевести в большую величину?  – Запишите в тетрадь
-Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
30 ноября
-Оно двузначное,
-Да, встречается
-Это третий осенний месяц
-Записывают дату, выполняют задание
--1429135404281
-Число 5
-Проверяют правильность выполненной работы
-век
-метр
-килограмм
-дециметр
-час
-километр
-минута
-грамм
-Величина
-Величина – это то, что можно измерить и результат выразить числом
- Массы, длины, времени, площади
-Масса
-кг,г-1 кг = 1000 г
-Записывают
-Грамм
- Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов
-10к.=20г, 100к.=200г, 1000к.=2000г
-2000г=2кг
-Записывают Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
3. Постановка учебной задачи (На экране картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь?
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? 
– Ну а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? 
– Что же мы можем предположить? 
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться?  – И чтобы мы могли работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.– Давайте еще раз посмотрим на цели урока  – А где же мы можем узнать о новых единицах массы и ознакомиться с ними?  – Я предлагаю вам самостоятельно найти ответы на вопрос, который мы поставили: «Существуют ли еще какие-либо единицы массы для измерения тяжелых грузов?» (Работа с учебником, с.122)– Прочитайте информацию под знаком обрати внимание.– Какие еще существуют единицы массы?– Что тяжелее центнер или тонна? – Докажите?  – Как при числах мы будем записывать слово «тонна»?– А центнер? 
– Какова же тема нашего урока?  – Запишите в тетради новое соотношение единиц: 1 ц = 100 кг, 1т = 1000 кг.– Слово «тонна» с греческого языка означает «бочка», слово «центнер» с греческого языка означает «весящий 100»– Посмотрите внимательно на запись, которую вы сейчас сделали и ответьте на вопрос: «Во сколько раз тонна больше центнера?» 
- Значит можно отсюда определить, сколько в 1 тонне центнеров?– Запишите 1 т = 10 ц-Грамм
-Килограмм
-Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза
- Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы
-Ответы учеников
-Слушают учителя
-В учебнике
-Читают текст учебника, ищут ответ на вопрос
-Тонна, центнер
Тонна
1 ц = 100 кг, 1 т =1000 кг

-ц-«Единицы массы : Тонна. Центнер.»-Записывают
-В 10 раз
-В 1 т=10 ц, Записывают в тетрадь

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы
4. Проверка усвоенных знаний -А теперь я буду вам называть единицы массы , а вам будет необходимо записать их в порядке возрастания.  Можете совещаться с соседом по парте.Работа в паре :Масса лекарства = 2 гМасса слона = 5 тМасса арбуза = 7 кгМасса батона = 500 гМасса машины = 10 т
-А теперь кто-то один зачитает ответы, получившиеся у него, остальные сверяют. У кого всё правильно, поставьте себе + рядом с этим заданием. Молодцы! -Слушают, записывают
(2г, 500г,7кг,5т,10т)
-Сверяют, оценивают правильность выполненной работы Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
5. Первичное закрепление -Выполним № 3, на стр. 122
(Все решают в тетради самостоятельно, а кого я буду вызывать к доске , тот решает 2примера у доски)
-Выполнили. Сверяем с доской. А теперь оценим свою работу :«5» – нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3-4 ошибки
«2» - 5 ошибок
«1»- более 5 ошибок

Выполним № 4 и 5. (Первый пример выполняет 1 вариант 1 ряда, 2 пример-2 вариант 1 ряда, 3 пример-1 вариант 2 ряда, 4 пример-2 вариант 2 ряда, 5 пример-1 вариант 3 ряда, 6 пример – 2 вариант 3 ряда. Оставшиеся два примера решают все, кто справился со своим примером)-Приступают к выполнению задания
В кг: 3т=3000кг
6т=6000кг
14т=14000кг
6ц = 600кг
8ц = 800кг
15ц =1500кг
В ц: 5т = 50ц
12т =120ц
20т =200ц
1. 1 т = 10 ц, тогда: 15 т = 150 ц, значит:150 : 5 = 30 (раз) - во столько раз 15 т больше,чем 5 ц.2) 1 т = 10 ц, тогда: 15 т = 150ц, значит:150 - 5 = 145 (ц) - на столько 15 т больше, чем 5 ц.3) 1 ц = 200 кг, тогда: 2 ц = 200 кг, значит:200 - 160 = 40 (кг) - на столько 160 кг меньше, чем 2 ц. 4) 1 т = 10 ц, тогда 4 т = 40 ц, значит:40 - 4 = 36 (ц) или 3 т 6 ц - на столько 4 т больше, чем 4 ц.5) 1 кг = 1.000 г, тогда: 4 кг = 4.000 г, значит:4.000 - 500 = 3.500 (г) ил 3 кг 500 г - на столько 500 г меньше, чем 4 кг.
2. 1т больше 1ц в 10 раз , 1кг меньше 1ц в 100 раз,
4т больше 4кг на 3996 кг
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Физкультминутка Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова – это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять,
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Выполняют 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону -Откройте стр. 123 вашего учебника, и прочитайте задачу № 6. Кто прочитает вслух?
-О чём говорится в данной задаче?
-Какой вопрос задачи? Что нужно найти?
-Кто пойдёт, запишет условия задачи на доске? Остальные записываем вместе с нами в тетради. Итак, какие слова возьмём для краткой записи?
Прицеп =5т
Прицеп =5т
Всего - ?-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-Почему?
-А можем узнать?
-Решение:
1) 5+5=10 (т.) - всего.2) 1 т=1000 (кг)3) 10 т = 10000 кг
Ответ: всего 10 000 килограммов песка.
-Молодцы! А теперь решим задачу № 8. Прочитайте её, о чём в ней говорится?
-Что о нём говорится?
-А что с ним сделали потом?

-Каков вопрос задачи?
-Запишем условия данной задачи на доске, остальные в тетради:
Магазин-1265кг
Магазин -? На 375 кг больше
Осталось-?-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
-А можем ли мы узнать это?
1)1265+375=1640(кг)- отправили во второй магазин.2)1265+1640=2905(кг)-отправили в 1 и 2 магазины.3)4000-2905=1095(кг)- осталось на складе.
-Можем ли мы записать ответ? Записываем.
(Решаем задачу № 7 самостоятельно)
3*3=9т
9000:100=90ц
Ответ: 90ц картофеля привезли
-Читают задачу
-О тракторных прицепах, привезших песок
-Необходимо найти ,сколько всего кг привезли на двух тракторных прицепах
-Записывают условия задачи на доске (в тетрадях)
-Нет, не можем
-Мы не знаем сколько тонн песка привезли
-Да
-Читают задачу
-О сахаре
-Что изначально на складе было 4т сахара
-Что его отправили сначала в 1 магазин(1265кг), а затем и во 2(на 375 кг больше) магазин.
-Необходимо узнать, сколько кг сахара осталось на складе
-Записывают условия задачи
-Нет, т.к. не знаем сколько кг сахара отправили во второй магазин
Да
-Можем . Ответ: 1095г сахара осталось на складе.
-Решают Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.
6. Тест.
Закрепление полученных знаний -А сейчас по вариантам (1,2,3) выполним задание: Необходимо выразить в :1) в кг (3ц, 8 т 5ц, 4000г, 10ц)
2) в ц (1т, 200кг, 1т 5ц, 6т 800кг)
3) в т( 50ц, 8000кг, 300ц, 1000кг)
-У кого нет ошибок , поставьте себе +, вы молодцы!
-Выполняют задание. Сверяют по эталону Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

7. Домашнее задание Стр. 124 № 12, 13 Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
8. Рефлексия -Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок!
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Какую цель перед собой ставили?
-Удалось ли достичь поставленной цели?
- Мы открыли новые знания: А где же пригодятся полученные знания на уроке?
-Спасибо за внимание, урок окончен!
-Единицы измерения. Тонна. Центнер
-Получить сведения об этих величинах, научиться их переводить в другие, и т.д.
-Да
-Ответы детей Личностные: самоопределение; регулятивные: Целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.