Консультация на тему: «Гендерное воспитание дошкольников».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 г. СОЧИ
354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-21-85
e-mail:dou9@edu.sochi.ru









Консультация
на тему:
«Гендерное воспитание дошкольников».











Подготовила :
Воспитатель
коррекционно – диагностической
группы детей с ЗПР

Джамиева Мира Абумислимовна








Сочи 2016
Консультация на тему: «Гендерное воспитание дошкольников»
« Главная школа воспитания детей –
это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери»
В.А. Сухомлинский.
В рамках гендерного подхода основной задачей дошкольного образования становится не только изучение закономерностей формирования и развития характеристик личности ребенка как представителя определенного пола, но и конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства детей, исполнения ими гендерных ролей, тех моделей социального поведения, которые им предстоит выполнять в будущем.
Одна из главных задач гендерного воспитания – улучшение взаимоотношений между девочками и мальчиками, формирование адекватной оценки представителей противоположного пола, вовлечение детей разного пола в совместную деятельность.
В педагогической науке и практике часто смешиваются понятия «пол» и «гендер», что ведет к непониманию самого процесса гендерного воспитания. В словаре гендерных терминов отмечается, что современная наука различает понятия «пол» и «гендер». Пол (т.е. биологические особенности) человека считается фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами. Помимо биологических различий между людьми существует разделение их социальных ролей и форм деятельности, а также различия в поведении и эмоциональных характеристиках.
Понятие «гендер» означает совокупность социальных и культурных норм, которое общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счете, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.
Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями. Это означает играть те или иные предписанные отдельному индивиду гендерные роли, т.е. мужские и женские социальные роли, успешное овладение которыми обеспечит гармоничное вхождение в социум.
В основе гендерного воспитания лежит нравственное воспитание, общее цели которого одинаковы для представителей обоих полов, но личностного качества мальчиков и девочек дифференцированы. Главные задачи гендерного воспитания – формировать в детях качества мужественности и женственности и готовить их к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей; воспитывать культуру взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Если ребенок не научится великолепно рисовать, петь или танцевать – это не беда. Плохо, если он не научится культуре поведения и общения, не будет искренним в своих чувствах и поступках, не научится любить, понимать и принимать другого человека, сочувствовать людям, радоваться их успехам, с уважением и вниманием относиться к представителям своего и противоположного пола.
«Бесполость» воспитания приводит к тому, что в дальнейшем немало молодых людей, вступая в брак, не способны построить нормальные отношения. Мужчины не готовы взять на себя ответственность за семью. А воспитание детей часто перекладывают на плечи жены. У женщин же не сформированы умения устранять конфликты, поддерживать тепло семейного очага, быть хорошей хозяйкой. С каждым годом растет число мужчин и женщин, для которых семья не являются важной частью их жизни. Главным становятся карьера, материальное благополучие, а некоторые даже считают, что детей иметь «не модно».
Дошкольный возраст наиболее сензитивен для усвоения полоролевых отношений. В этот период формируется представление о себе, своём «Я».
По каким признакам ребенок начинает осознавать себя представителем определенного пола? Это, прежде всего анатомические различия, специфика одежды, различия в женских и мужских именах и др.
Многие исследователи считают, что в центре внимания девочек, находится человек его внутренний мир. Их больше, чем мальчиков, привлекает внешняя эстетика, волнует переживания человека, для них характерна склонность опекать младших и слабых, ухаживать за ними, они постоянны в своих привязанностях.
Мальчиков в большей мере интересует окружающий мир (компьютеры, автомашины, спортивные состязания и др.), у них чаще проявляется стремление к риску, к преодолению опасностей.
Разница в предпочтениях мальчиков и девочек особенно ярко проявляется в сюжетно-ролевых играх. Дошкольники очень рано и достаточно четко дифференцируют «мужские» и «женские» роли в игре и предпочитают те, которые соответствуют их полу. Мальчиков привлекают в первую очередь роли, требующие мужества, героизма (моряки, летчики, космонавты и т. п.), девочек – роли, требующие внимания, чуткости (мама воспитательница, врач, парикмахер, продавец и т.п.).
Подходы в гендерном (полоролевом) воспитании мальчиков и девочек связаны с особенностями психики и активности детей:
-ребенок относится к «активным детям с выраженной потребностью в действии и свободе» или к детям, «ранимым, послушным и чувствительным к нарушению порядка, нуждающимся в поддержке со стороны взрослого и в ощущении надежности, безопасности»;
-ребенок относится к категории «детей – исследователей, склонных к независимости, познанию и овладению любой ситуацией», или к «обаятельным детям – фантазерам и мечтателям, ориентированным на реализацию потребности в близком и дружественном общении с окружающими людьми;
Различия в интересах проявляются не только в тематике игр, рисунков, но и в выборе книг, музыкальных произведений, в отношениях к окружающей действительности и даже в мечтах детей, обращенных в будущее.
Гендерная социализация ребенка непосредственно связана с окружающими его взрослыми. Дети, посещающие дошкольные учреждения, больше времени проводят с воспитателями, нежели с родителями. Они доверяют им, стараются строить своё поведение, подражая им.
В динамике формирования гендерной идентичности можно выделить три основных периода:
-понимание половых различий;
-осознание своего пола (номинативный пол);
-гендерная идентификация.
Критические точки приходятся на 3 года (первичная половая идентичность) и 5-6лет (система гендерной идентичности).
Пол - первая категория, в которой ребенок осмысливает себя как индивидуальность. Маленькие дети воспринимают свой пол как нечто непостоянное. Так, мальчик 3 лет испугается, если его за плохое поведение пообещают превратить в девочку, а 5-летний в ответ только засмеется, потому что к 5-6 годам у ребенка формируется гендерная идентичность не на обозначающем уровне, а как единство переживаний ролевого поведения.
К этому времени дети понимают: пол-это то, что дано им природой: мальчик, когда вырастет, будет мужчиной, а девочка - женщиной, тетей, мамой. Мальчики и девочки основными признаками пола считают одежду, волосы, голос, лицо.
Гендерная идентичность- представление о самом себе как о представителе мужской группы или как о представительнице женской группы (Я мальчик- мужчина, Я девочка- женщина), усвоение и воспроизведение гендерно обусловленных ролей, позиций.
Важную роль в процессе формирования полоролевого поведения ребенка играет семья. Многие взрослые думают, что они одинаково воспитывают сыновей и дочерей. Но это не так: о дочери говорят « красивая, хрупкая, нежная», о сыне – « сильный, крепкий, смелый». Эти различия проявляются и в одежде детей: бантики, рюши, платья для девочки; удобная, неяркая для мальчиков.
Родители часто выбирают игрушки, соответствующие полу ребенка.
С мальчиками родители более строги, их чаще наказывают, от них больше требуют. К девочкам родители снисходительны, особенно папы.
В семье детей учат вести себя «как папа» и «как мама». Совместное обучение и воспитание мальчиков и девочек укрепляет связи между представителями разного пола. Необходимо, чтобы в дошкольных учреждениях проводили с детьми игры, беседы, и занятия, которые строятся на принципах гендерного равенства с учетом индивидуальных особенностей и способностей каждого ребенка, равных условий и возможностей для развития детей обоих полов.
В результате этой работы дети не только усваивают определенные знания, но и учатся применять их в жизни, совместной деятельности, играх.



Использованная литература
1.Нагель О «О гендерном образовании дошкольников» журнал «Дошкольное воспитание» 4/2008 год
2.Трубайчук Л, Евтушенко. И «Учет гендерной специфики в образовании детей дошкольного возраста» журнал «Дошкольное воспитание»7/2011год
3.Микляева Н « Возрождение идей полового воспитания, или Дорога в. Никуда?» журнал «Ребенок в детском саду»5/2009год
4.Микляева Н « Возрождение идей полового воспитания, или Дорога в. Никуда?» журнал «Ребенок в детском саду»6/ 2009год
5.Марушкина О.А. «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста» журнал «Ребенок в детском саду»1/2012 год
6.Степанова И.О, Токмакова В.К «Гендерное воспитание дошкольников» журнал «Ребенок в детском саду»5/2009год.
7.Курбатова С. «Книга – для мальчика, книга – для девочки» журнал «Дошкольное воспитание» 10/2012год.





15