Лекторий для родителей на тему Воспитание в семье


Родительский лекторий на тему: «Воспитание в семье»
Цель:
Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на
положительных моментах воспитания ребенка.
Задачи:
- изучение воспитательных возможностей семей, повышение их воспитательного потенциала;
- формирование активной обоснованной педагогической позиции родителей,
- предупреждение родителей ошибок в воспитании детей;
Добрый день, уважаемые родители!
Воспитание ребенка начинается в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания, благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя или к добру, или к злу.
Воспитание собственного сына, дочери – важнейшая деятельность гражданина, его гражданский долг (Конституционная обязанность).
Часто слышу от родителей: «…Так заняты, так заняты – некогда заняться детьми». Грош цена такому родителю, которому некогда воспитывать своего ребёнка. Значит, ему самому некогда быть человеком. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей, детей и находят для них время. Ребенка таких родителей видно сразу. У такого ребёнка мир и покой в душе, стойкое душевное здоровье, вера в до6ро, в учителя, в чуткость к людям.
Что значит любить ребёнка? Одни считают, что любить ребёнка - это значит заранее подготовить его к самостоятельной жизни, имея ясное представление, какого человека они хотят вырастить. Эти родители стремятся сочетать свои чувства к ребенку с разумной требовательностью, добротой и строгостью, уважением к нему и верой в его возможности...
Другие уверены, что любить ребенка - это значит холить и нежить его, опекать и страховать от всяческих усилий – и физических и моральных. Эти родители, к сожалению, не хотят понять, что любовь к ребёнку хотя и очень многое в его воспитании, но не самое главное. («Любить ребёнка – это и курица умеет» - говорил А.М.Горький).
Предлагаем вашему вниманию тест «Какой вы родитель?», проверьте себя. Результаты не показывайте никому, просто потом проанализируйте свои промахи и сделайте вывод.
Тест «Какой вы родитель?»
Инструкция: отметьте те фразы, которые вы часто употребляете при общении с детьми (фразы показаны на экране, дается несколько секунд на обдумывание каждой фразы; если ее часто употребляют, то говорится, сколько баллов нужно записать):
Баллы
Сколько раз тебе повторять?.............2
посоветуй мне, пожалуйста………….0
не знаю, что бы я без тебя делала…1
и у кого ты такой уродился?...............2
какие у тебя хорошие друзья!.............1
ну на кого ты похож?............................2
Я в твое время………………………..2
ты моя опора и помощник…………..1
Ну что у тебя за друзья?……………2
О чем ты только думаешь?..............2
Какая ты у меня умница!..................1
А как ты считаешь сынок (доченька)?.....0
у всех дети как дети, а ты…………..2
Какой ты у меня сообразительный!......1
Посчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра – это лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, никто не знает лучше вас самих).Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствует становлению личности!
Сумма баллов 7 – 9 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самом ребенке.
10-14 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
А теперь каждый на своем листочке нарисуйте большой круг. Внутри большого круга нарисуйте членов вашей семьи, в виде маленьких кружочков. Проставьте номера в той последовательности в какой рисовали. Нарисовали? Далее, я буду зачитывать интерпретацию, а вы внимательно смотрите на свои рисунки, сопоставляйте, анализируйте и делайте выводы.
Интерпретация:
Размеры кружков для членов семьи (кто самый большой, тот самый значимый; маленький кружок – тревожность).
Состав: кто включен в состав семьи.
Расстояние между кружками – степень эмоциональной близости.
Как нарисованы круги – если есть зачеркивания, жирные линии, обведенные – все это подчеркивает тревогу.
Кто первым нарисован, тот значим.
Уровень смещения:
вверх – неудовлетворенность статусом
вниз – недостаточная ценность
в центр – норма
в левая часть – негативное отношения
Если вам интересно узнать, как ребенок видит свою семью, попросите его нарисовать семью и потом наглядно будет видно, как ваш ребенок себя чувствует в семье. Какая эмоциональная близость царит в семье.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Наше поведение и наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Чтобы гармонизировать отношения с ребенком, взрослому человеку необходимо сначала решить собственные проблемы. В будущем это гарантирует психическое здоровье ребенка и позволит избежать конфликтов в подростковом возрасте.
Никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на ошибки, но многих из них можно было бы избежать.
Спасибо за ваше сотрудничество. А в заключении для вас некоторые советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье.
ПОМНИТЕ!!!
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Психологи рекомендуют Вам чаще хвалить, чем осуждать, подбадривать, а не подчеркивать неудачи, вселять надежду, а не твердить, что изменение ситуации невозможно. Но для того, чтобы ребенок поверил в свой успех, в возможность преодоления проблем, в это должны поверить мы, взрослые. Родитель! Люби свое дитя! Но не слепо. Не потакая его капризам, а требовательно и нежно, воспитывая ЛИЧНОСТЬ.