Правила поведения при пожарах и взрывах




















Тема урока:

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ И ВЗРЫВАХ»
( интегрированный урок ОБЖ и география с использованием ИКТ)
8 класс


























ТЕМА УРОКА: ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ И ВЗРЫВАХ.

Цель урока: формирование представлений о причинах возникновения пожаров и взрывов, правилах поведения при данных ЧС, об алгоритме действий при пожаре в здании, оказание первой медицинской помощи.
Задачи:
-обобщение полученных по теме, умение пользоваться источниками информации в зависимости от поставленной учебной задачи;
-умение производить сравнительный анализ, развивать творческие способности учащихся, развитие интеллектуальных способностей, развитие логического мышления, познавательный интерес к предмету;
-формирование ответственности за сохранность своего здоровья, умение применять СИЗ.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная установка, ЭОР (электронная библиотека, презентация «Огонь в лесу»), учебник, рабочая тетрадь, физическая карта России, видеофильм, работа на компьютере (тестирование в универсальной оболочке), ВМП, ГП-5, рисунки, фотографии, таблица, схемы, огнетушитель.

Структура урока.
1.Организационный момент – 1 мин
2. Цель урока – 1 мин
3. Фронтальный опрос:
- Что такое взрыв?
- Характерные особенности взрыва?
-Какое действие оказывает взрыв на здания, сооружения?
- Дайте определение пожара?
- С какими видами пожаров вы познакомились в курсе 7 класса?
- Вспомните из курса 7-го класса, в каких районах возникают лесные пожары и показать на карте основные районы лесных и торфяных пожаров?
- Выступление обучающихся по вопросу лесные пожары с презентацией «Огонь в лесу», использование при демонстрации интерактивной доски (см. приложение)
- Выступление обучающегося с исследованием по теме: «Природные пожары в Саратовской области» (см приложение).
- Когда и кем была открыта сущность горения? (написать формулу горения)
- Причинно- следственная связь горения (работа по группам на опережение)
- На какие группы подразделяются пожары по внешним признакам горения? (показ схем с помощью мультимедийной установки)
- Как распространяется пожар?
Проблемные вопросы:
- Причины возникновения пожаров в зданиях? Почему возникает пожар в здании?
- Причины возникновения пожаров на промышленных предприятиях?
- Причины взрывов на взрывоопасных предприятиях?
- Причины взрывов в жилых домах? Почему возникает пожар в жилых домах?
На интерактивной доске обучающиеся должны распределить:
- Основные поражающие факторы пожара?
- Основные поражающие факторы взрыва?
4. Проверка выполнения творческого домашнего задания (рисунки, эмблемы, поговорки, пословицы), а учитель показывает на интерактивной доске фотографии зданий и сооружений после пожара.
5. Постановка проблемы.
Вопросы к классу – Что нужно делать, что бы предотвратить пожар? Почему возникают пожары?
Правила действия при пожаре? Правила оказания первой медицинской помощи при пожаре?
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Далее ответы обучающихся и корректируются.
6 Рассмотрение новой темы: «Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах»
( работа с учебником, систематизация полученных знаний в виде схемы и результаты оформляются на интерактивной доске).
Основные правила поведения при пожарах и взрывах:
1
сохранить самообладание, быстро оценить обстановку и принять правильное решение.
Комментарий учителя и обучающихся.

2
быстрее покинуть здание
Комментарий учителя и обучающихся.

3
в начальной стадии развития пожара можете попытать потушить пожар
запись в тетради устройства огнетушителя, Комментарий учителя и обучающихся.

4
отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой
Комментарий учителя и обучающихся.

5
отключить напряжение или перерубить провод топором с сухой деревянной ручкой
Комментарий учителя и обучающихся.

6
при невозможности потушить пожар нужно покинуть здание
Комментарий учителя и обучающихся.

7
при задымленности лестничных клеток надо плотно закрыть двери и выйти на балкон, эвакуироваться по пожарной лестнице
показать схему эвакуации в МОУ «СОШ № 51».

8
при спасении пострадавших из горящего здания накройтесь с головой мокрым полотенцем (покрывалом)
отработка навыков надевания ВМП, ГП -5.


9
в сильно задымленном помещении продвигайтесь ползком или пригнувшись, дышите через увлажняющую ткань
Комментарий учителя и обучающихся.

10
при спасении пострадавших соблюдайте меры предосторожности

Комментарий учителя и обучающихся.


Обучающиеся (по желанию 2-3 обучающихся) выполняют алгоритм действия на компьютере (отображение на интерактивной доске) по заданной программе, при успешном выполнении на компьютере появляется надпись правильно.
Просмотр видеофильма «Эвакуация во время пожара» -2мин
Вопросы после просмотра видеофильма:
- Какие правила поведения при пожаре не были соблюдены?
- Какие не правильные действия были допущены в ходе эвакуации?
7. Работа по учебнику:
Рассмотреть алгоритм действия при пожаре в здании при высокой концентрации дыма и повышении температуре и если вы оказались в завале.
8. Закрепление изученного материала - 7 мин. Работа на компьютере (тестирование в универсальной оболочке см. приложение)
С помощью мультимедийной установки показывается видеофрагмент- 1 мин.
9. Вопросы и задания в учебнике для закрепления стр. 54-60.
10 Подведение итогов (выставление и комментирование оценок)
11. Домашнее задание учебник стр. 54-60, рабочая тетрадь – параграф 1.2.6.






















Приложения к уроку.
ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ТУШЕНИЮ ЛЕСНЫХ И ТОРФЯНЫХ ПОЖАРОВ.
Природный пожар – неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде.
Под лесным пожаром понимается неконтролируемое горение на лесной площади, окруженной не горящей территорией. В лесную площадь, по которой равномерно распределяется пожар. Входят открытые лесные пространства. В России наибольшие площади лесных пожаров отмечают на территориях Республики Саха (Якутия), Амурской, Иркутской, Читинской, Новосибирской областей и Красноярского края.
Торфяной пожар – возгорание торфяного болота, осушенного или естественного, при перегреве его поверхности лучами солнца или в результате небрежного обращения людей с огнем. Зона пожаров – это территория, в пределах которой в результате чрезвычайных ситуаций или неосторожных действий людей возникли и распространились пожары.
Организация работ по тушению лесных и торфяных пожаров.
Работы по тушению крупного пожара можно разделить на следующие этапы: разведка пожара, локализация, т.е. устранение возможностей нового
распространения пожара, ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения.
Разведка пожаров включает уточнение границ, выявление вида и силы горения на кромке и ее отдельных частях в разное время суток. По результатам разведки прогнозирует возможное положение кромки пожара, ее характер и силу горения на определенное время.
На основании прогноза развития пожара, с учетом лесопирологической характеристики участков, окружающих пожар, а также возможных опорных линий составляют план остановки пожара, определяют приемы и способы необходимых для этого действия.
Наиболее сложной и трудоемкой является локализация пожаров. Как правило, локализацию лесного пожара проводят в два этапа. На первом этапе останавливают распространение пожара непосредственным воздействием на его горящую кромку. На втором этапе прокладывают заградительные полосы и каналы, обрабатывают периферийные области пожара, чтобы исключить возможность его возобновления. Локализованным считаются только те пожары, вокруг которых проложены заградительные полосы, либо когда имеется полная уверенность, что другие применявшиеся способы локализации не менее надежно исключают возможность их возобновления. Дотушивание пожара заключается в ликвидации очагов горения, оставшихся на пройденной пожаром площади после его локализации. При тушении лесных пожаров применяют следующие способы и технические средства:
- окружение пожара или охват его с фронта или с тыла;
- устройство заградительных и минерализованных полос и канав на пути распространения огня;
- отжиг от опорной полосы;
- захлестывание огня по кромке пожара ветками;
- засыпка кромки пожара грунтом;
- тушение горящей кромки водой;
- применение химических веществ;
- искусственное вызывание осадков из облаков.
Горение может быть прекращено следующими способами:
- охлажденной водой, специальными растворами, углекислой и другими огнетушащими веществами, которые отнимают часть тепла идущего на поддержании горения;
- разбавление реагирующих в процессе горения веществ водным шаром, углекислым газом, азотом и другими газами, не поддерживающими горение;
- изоляцией зоны горения пенами, порошками, грунтом и т.п.
- химическим торможением реакции горения специальными веществами.
При тушении торфяных пожаров применяют наиболее распространенный способ – тушение горящего торфа водой. Воду подают специальными приспособлениями, заглубленными в торфяную залежь у кромки горения по всему периметру, что часто обеспечивает надежное тушение пожара.
Для локализации очагов пожаров на путях распространения огня устраивают заградительные полосы и канавы.

Материал обучающегося по теме исследования: «Природные пожары на территории Саратовской области».

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ.
На территории Саратовской области в 2007 году зарегистрировано 100 природных пожаров с общей площадью 362,12 га в 18 районах области и в черте г Саратова. В аналогичном периоде прошлого года природным пожарам подверглось 16 районов. Зарегистрирован один крупный пожар с общей площадью 39, 6 га. Материальный ущерб составил более 787 тыс.рублей. Ни один из природных пожаров не привел к возникновению чрезвычайных ситуаций. В тушении пожаров было задействовано 1006 человек и 276 единиц техники. Материальный ущерб составил 4,7 млн.рублей.
Наибольшее количество пожаров произошло в Вольском (13%), в Балтайском (11%), в Калининском (10%), в Саратовском, включая г. Саратов районах (9%).
Отчетный период характеризовался увеличением количества природных пожаров в апреле и мае. В эти месяцы произошло 25 и 47 пожаров соответственно, что превышает прошлогодние показатели. Следующее количество пожаров отмечено в июле и в сентябре. Сентябрьские пожары отмечались «масштабностью» - средняя площадь каждого пожара составила 6,7 га.
Среднее число сил задействованных на один пожар в 2007 году составляет 10,1 человек, техники – 2,8 единиц. Наибольшее количество человек и техники было задействовано в Вольском, Калининском, Балтайском, Саратовском и Краснокутском районах Причинами возникновения лесных пожаров являются взаимосвязанные факторы:
- комплекс неблагоприятных природно-климатических условий;
- отсутствие финансирования необходимых мероприятий, действенного надзора, пожаротушения, отсутствие разъяснительной работы среди населения;
- несоблюдение населением и юридическими лицами правил пожарной безопасности в лесах и другие.
Анализ природных пожаров показывает, что:
- количество природных пожаров по сравнению с 2005 годом осталось на прежнем уровне, площадь уменьшилась в 1,5 раза;
- наибольшее количество природных пожаров зарегистрировано в Вольском, в Балтайском, в Калининском, в Саратовском районах;
- около 72% всех пожаров произошло в апреле – мае.

Лесные пожары. Анализ динамики возникновения природных пожаров за рассматриваемый интервал времени показывает, что первый всплеск количества пожаров наступает в весенний период. Это обусловлено сходом снежного покрова и резким повышением среднесуточных температур воздуха, отсутствием в этот период зеленой растительности. Затем происходит спад, и со второй половины лета до начала осени количество лесных пожаров вновь резко увеличивается. Это связано с установлением повсеместно по Саратовской области высокой и чрезвычайной степени пожарной опасности лесных участков по условиям возникновения них лесных пожаров и возможности их интенсивности по условиям погоды. Сравнительный анализ доли пожаров за рассматриваемый период показывает, что наибольшее их количество происходит в Саратовском, Вольском, Калининском, Аткарском, Лысогорском районах, так как они
наиболее подвержены рекреационной нагрузке и имеют разновозрастные хвойные насаждения наиболее опасные в пожарном отношении.
В апреле 2008 года, при малом количестве осадков и низкой влажности воздуха, количество пожаров не увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Всего пожаров в этот период достигло от 35-55 случаев, а площадь их составила 150-240 га.
Засуха. На уровне 0,1 наблюдалась ЧС, обусловленные засухой в Александровогайском, Новоузенском, Дергачевском, Питерском, Ершовском и Федоровском районах области. В летние месяцы высокая температура воздуха при отсутствии осадков вызывает установление практически на всей территории области чрезвычайной пожарной опасности и в некоторых районах атмосферной засухи, которая ухудшает условия выращивания сельско-хозяйственных культур и приводит к значительному недобору урожая.

Выводы по исследованию.
Был мною проведен сравнительный анализ стихийных природных явлений на территории Саратовской области с использованием данных Центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Анализ показал, что в 2006 году данных стихийных природных явлений наблюдалось гораздо больше, чем в 2007 году (см диаграмма №1). Самыми опасными для человека и часто встречающимися являются природные пожары. На диаграмме №2 показаны основные характеристики природных пожаров на территории Саратовской области в 2006 г и в 2007 г. Соотношение такое, что в 2007 году число пожаров было меньше, чем в 2006 году. Это прежде всего связано с предупреждением пожаров, разъяснительной работой среди населения и наличием средств и сил по ликвидации пожаров.
В МОУ «СОШ №51» я вместе с руководителем провел тестирование на компьютере (программу составил заранее) среди 8-х классов. Самый высокий результат – 45, 45% учащихся знающих на оценку «отлично», 36,36 % - на «хорошо», 18,18% -«удовлетворительно». Таким образом, 81,81% учащихся освоили материал на 76%-100% (см диаграмма №3).
Необходимо знать алгоритм действий в той или иной ситуации. Знать как действовать, когда человек оказался в центе стихийного бедствия. Меня заинтересовал вопрос: «Знают ли учащиеся порядок действия в той или иной ситуации ?», «Что нужно сделать для того, чтобы сохранить свою жизнь?» Для этого провел небольшое тестирование среди учащихся 2-х (7лет) , 5-х (10 лет), 8-х (13 лет), 10-11-х классов(16-17 лет). Результаты показывают, что учащиеся знают алгоритм действия, но с возрастом их объем знаний возрастает. Хотя небольшой % учащихся не всегда правильно могут выстроить алгоритм действия. Это зависит от индивидуальных особенностей учащихся и изучения ими материала (см диаграмма №4).
Почему % знания у учащихся в начальной школе ниже, чем в у учащихся старшего звена? Для этого провел социологический опрос: «Какие природные стихийные явления вы знаете и где они возникают?» Опрос показал, что учащиеся владеют и знают материал в рамках школьной программы. А она рассчитана таким образом, что происходит накопление знаний у учащихся и расширяется их кругозор именно с возрастом.
Для того, чтобы быть готовым к действиям в ситуациях, связанных с ЧС природного характера, необходимо развиваться всесторонне. Нужно изучать такие предметы как география, ОБЖ, ОЗОЖ, биология, экология, физика, физическая культура и другие.






ПРИМЕНЕНИЕ СИЛ И СРЕДСТВ ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2007 ГОДУ



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Аткарский 9.Марксовский
Базарно – Карабулакский 10.Ртищевский
Балтайский 11.Саратовский
Вольский 12.Татищевский
Воскресенский
Духовницкий
Калининский
Краснокутский




ДОЛЯ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ ПО РАЙОНАМ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В 2007 ГОДУ







13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415









СООТНОШЕНИЕ ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ НА ТЕРРИТОРИИ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 2006-2007 Г.Г.









13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415





















СООТНОШЕНИЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА В МОУ «СОШ № 51»


13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415ВОЗРАСТ






РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ ПО ПРАВИЛАМ
ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ПОЖАРАХ И ВРЫВАХ
в 8-х классах






13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415



















Творческое задание для обучающихся.


ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

О ПОЖАРЕ

От малой искры, да большой пожар
Без поджога и дрова не горят
От малой искры – сыр - бор загорается
Дым - не стыд, глаза не выест
Нет дыма без огня
Изподволь - и сырые дрова загораются
Искру туши до пожара, напасть отводи до удара.


О ЛИЦАХ, СОВЕРШИВШИХ ПОДЖОГ

Бесстыжих глаз и чад не берет
Умеешь грешить, умей и каяться
Сколько не путай, а концы выйдут наружу.

ПРО УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ

С голода и огонь умирает
Огонь тушат - пока пока не разгорелся
Возле огня раскраснеешься, возле сажи – замораешься

О ХАЛАТНОСТИ

Сколько веревочке не виться, а концу быть
Либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет
Попал между двух огней
Что посеешь, то и пожнешь
Все до поры до времени
Сперва было рано, а потом стало уже поздно

О ВНИМАТЕЛЬНОСТИ

Держи ухо востро
Гляди в оба, зри в три
Едешь на пожар - и то надо соображать
Неровен час - всяко бывает
Из одной печи, да не одни калачи
Не шути с огнем - обожжешься
На бога надейся, а сам не плошай
Сначала думай, а потом делай

Следствие пожара

Пропал не за грош
Ни кола , ни двора
Крадет огонь и считанную овцу
На всякого мудреца довольно простоты

О смелости и решимости

Один за всех, все за одного
Успех идет навстречу смелому
Смелость - города берет
Смелого пуля боится - смелого штык не берет


О героях- пожарных

Он прошел огонь и воду, и медные трубы

На страже пожарной безопасности

Дружба - дружбой, а служба - службой
Взялся за гуж - не говори, что не дюж.
Служба - порядка требует.






















Примерные тесты для проверки знаний обучающихся.



ТЕСТЫ
Для закрепления полученных знаний на уроке
/количество тестов 10 -15, время выполнения 8-10 минут/

1.какая опасность таится для людей при пожаре?
а/ низкая температура воздуха и задымленность;
б/ высокая концентрация окиси углерода и других вредных продуктов сгорания;
в/ опасность испортить зрение;
г/ устойчивость конструкций и сооружений.

2.чем опасны для человека сплошные и массовые пожары?
а/ нехваткой кислорода;
б/ высокой температурой в промежутках зданий и сооружений;
в/плохой видимостью;
г/невысокой задымленностью в промежутках домов, на улицах и в других местах.

3.как лучше двигаться человеку через сильно задымленное помещение?
а/ прыжками;
б/ ползком;
в/ в полный рост;
г/пригнувшись.

4.что необходимо сделать человеку, если на нем загорелась одежда?
а/ следует как можно быстрее бежать, чтобы сбить пламя;
б/следует бежать;
в/ следует кричать и звать на помощь;
г/ следует лечь на землю и, перекатываясь, постараться сбить пламя.

5.каким образом необходимо тушить пожар в задымленном помещении?
а/ следует сначала дать приток свежего воздуха;
б/ не следует тушить пожар водой;
в/ следует тушить пожар полной струей, так как это способствует осаждению дыма и снижению температуры;
г/ следует тушить пожар распыленной струей, так как это способствует осаждению дыма и снижению температуры.











ОЦЕНКИ ПО ТЕСТИРОВАНИЮ

МЕНЕЕ 50% - «2»

50% - «3-»

51% - 74% - «3»

75% - «4 -»

76%-89% - «4»

90% - «5 -»

91% -100% - «5»













Основные требования к тестированию

работа ведется в группах / учащиеся в группе должны с различным уровнем знаний/;
на следующем уроке можно осуществить проверку знаний по данным тестам, но выполнять должны индивидуально;
количество тестов должно быть от 10 до 15, чтобы учащиеся смогли сделать за 10 минут;
у каждой группы тесты одни и те же, но на экране возникают в различной последовательности;
оценки выставляет компьютер, но не только оценки, а и % соотноше –
ние правильных вопросов, на которые смог ответить учащийся.



















Работа с универсальной тестовой оболочкой.



1.Открыть значок - Zhword 1
2. Загрузить тест, ОК
3.Тест загрузить
4.Имя файла: OBG.txt., ОК
5.Тест запустить
6.Ф.И. класс, буква класса, ОК
7.Начинать работу
8.Результат с оценкой



























Использованная литература.

1.Анализ происшествий, аварий и ЧС на территории Саратовской области в 2006- 2007-2008 году. Центр мониторинга и прогнозирования ЧС. Саратов,2007-2008.
2. География России .В 2 кн.Кн1:Природа, население, хозяйство.8 кл: учеб. Для 8-9 кл.образоват. учреждений /под ред.В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе - М: Дрофа, 2008.
3.ОБЖ.10 класс: методическое пособие по учебнику А.Т.Смирнова/ авт.сост. В.А. Шкенев- Волгоград: Учитель, 2006.
4.Баринов А.Н.Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них. Учебное пособие для студ. Выш. учеб. завед. -М, Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
5.География .Справочник школьника- М: Изд-во «Слово», 1999.
6.Энциклопедия «Кругосвет»-М: изд-во «Дрофа», 2005.
7.ОБЖ.8 кл: учебник для общеобразоват.учреждений/С.Н.Вангородский –М:Дрофа, 2006.









Root EntryArial Cyr ~"‚ ‚
·~
·V~"‚ ‚
·~
·VГистограмма 3_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Гистограмма 3
·
·Arial Cyr 1 кв132 кв133 кв134 кв13_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·
·Arial Cyr1"
·
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·2 кв4 кв