Классный час Этикет. Правила хорошего тона


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
МКОУ «Гниловская основная общеобразовательная школа»
Классный час в 6 классе
«Этикет. Правила хорошего тона»
Классный руководитель
Суслова Наталья Георгиевна
2016 г.
Классный час « Этикет. Правила хорошего тона»
Цель:
Усвоить основные этические требования в поведении и в общении с людьми
Овладеть навыками культурного поведения
Развитие коммуникативных способностей обучающихся
Оборудование: Памятки вежливого человека (2 шт.), компьютер с мультимедийным проектором., презентация.
Ход классного часа:
Классный час начинается с прослушивания песни «Вежливость»
Учитель. Предлагает учащимся ответить на вопросы:
Хотели бы вы чувствовать себя свободно в любом обществе?
Хотели бы вы нравиться себе и окружающим?
Хотели бы иметь много интересных знакомых?
Дети дают ответы.
- Что для этого надо знать?
Выслушиваются предложения детей.
Вы правы, называя правила поведения. Всё вместе это называется – этикет.
- Сегодня, ребята, мы поговорим об этикете. Все ли знают, что это такое?
Первая страница нашего устного журнала посвящена истории этикета.
Первая страница «История этикета».
Учитель.
Этикет - это французское слово, которое переводится так... Слайд 1
ЭТИКЕТ – порядок поведения где-либо.
Саму историю этикета принято отсчитывать где-то века с XVI. Тогда этикет означал свод правил при дворе монарха, своего рода церемониал.
В России первый свод правил гражданина был изложен в XVII веке в книге «Домострой». Домострой учил «не красть, не лгать, не завидовать, не осуждать, не помнить зла»… Находим мы в Домострое и такое «золотое» правило: «Чего сам не любишь, то и другим не делай». Слайд 2
При Петре I для молодых дворян была издана переводная книга «Юности честное зерцало». В этой книге давались советы молодым дворянам, как держать себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и в свете. Так, например, в книге рекомендовалось: «в платок громко не сморкаться и не чихать», «перстом носа не чистить», «не жри, как свинья, и не дуй в суп, чтобы везде брызгало» и т.д. Книга пришлась по вкусу русскому дворянству XVIII века и выдержала три издания. Слайд 3
Мы с вами живём в XXI веке. Некоторые правила этикета кажутся нам смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без правил этикета? Посмотрим, что из этого получится.
Вторая страница «Гостевой этикет»
Правила гостевого этикета
Приходи в гости по приглашению или предварительно позвони хозяевам
Визиты не принято совершать до полудня и поздно вечером.
Приходить в гости следует в назначенное время
Когда за ужином встречаются четыре-шесть человек, нужно подождать, пока хозяева укажут каждому его место
Некрасиво все время посматривать в ближайшее зеркало, оценивать квартиру
Нехорошо отказываться от угощения, нужно принимать предлагаемое блюдо без колебаний.
Третья страница «Столовый этикет»
Поговорим о правилах поведения за столом
Правила поведения за столом (из истории). Что из них мы можем взять в сегодняшний день?
Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси. Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, протчее отдай другому. Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами везде не мотай, не утирай губ рукою и не пий, пока пищи не проглотил.
Не облизывай перстов и не грызи костей, но обрежь ножом.
Хлеба, приложа к груди, не режь; ешь, что перед тобой лежит, а инде не хватай.
Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.
Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и протчего.
Неприлично руками по столу везде колобродить, но смирно ести. А вилками и ножом по талеркам, по скатерти или по блюду не чертить, не колоть и не стуча, но должно тихо и смирно, прямо, а, не избоченясь сидеть". Слайд 4
Несколько правил наших дней
1. Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.
2 Не разговаривай с полным ртом.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.
4. Мясо отрезай небольшими кусочками.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать будет уже трудно, можно взять пальцами косточку и обглодать.
6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой и пальцами. Но пальцы при этом не облизывают, а вытирают салфеткой.
7. Гарнир - овощи, картошку, макароны – набирай на вилку с помощью корочки хлеба.
8. Не ешь ложкой то, что отлично можно есть вилкой.
9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и легко можно порезать рот. Слайд 5

10. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в левой. Не перекладывай их из руки в руку, пока не съешь все блюдо.
11. Косточки от компота не выплевывай прямо на блюдце. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточку и положи на блюдце.
12. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а вежливо попроси передать.
13. Из общего блюда бери крайний кусок, не выбирая. Ведь взяв кусок получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
14. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в стакане - он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
15. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.
Слайд 6
Четвёртая страница «Речевой этикет».
 Учитель. А теперь поговорим о том, как мы говорим. Слайд 7
Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим – одна из важнейших норм этикета. Но не все придерживаются этих норм этикета. Подслушает телефонный разговор двух подружек. Правда, при этом потребуется синхронный перевод.
Сценка «Разговор по телефону».
Два человека
-Алло, можно Эллу?
-Привет, мочалка! Это я.
-Ты выйдешь гулять?
-Не могу: шнурки в стакане.
-Ты фейерверк видела? Ну, как?
-Ну, кайф! Классно! Потряска!
-Знаешь, Мадонна приезжает.
-Да, я от нее торчу.
-Будешь смотреть ее концерт?
-Без базара, я же не лох какой-нибудь.
-До свидания, Элла.
-Чао, бамбино!
Переводчик
-Здравствуй, дорогая подруга.
-Я не смогу пойти, так как родители дома.
-Да! Очень красиво. Зрелище потрясает!
-Да, я восхищена ее пением.
-Конечно, я же современная девушка.
-Пока, подружка!
Учитель. – Правильно ли общались подружки? Что в их разговоре было не так?
Ответы детей.
- А ведь нам, ребята, дан во владение могучий русский язык. Язык Пушкина, Лермонтова, Толстого. Так стоит ли засорять его некрасивыми словами?
Чтение стихотворения.
1 ученица. Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут … а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
2 ученица. «Спасибо», «здравствуйте»,
«простите» —
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык
1 ученица. Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день».
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.
2 ученица. А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего».
1 ученица. Не скажет он друзьям по школе
«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».
Своих друзей зовет он только
«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».
Пятая страница «Ежели вы вежливы».
Учитель. Вежливое, доброжелательное отношение к ровесникам, младшим и старшим — одна из важнейших норм этикета. Слайд 8
Вот что по этому поводу сказал поэт С. Маршак:
1 ученица. Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
 Вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
 В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
2 ученица. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
 И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.
             И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
 Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых становится теплее и радостнее на душе. Давай же вместе вспомним эти волшебные слова.
(Ребята называют слова хором: здравствуйте, спасибо, будете любезны и другое).
Учитель. Ребята, по каким качествам можно судить о вежливости человека?
У вас на партах листы и ручки. Подумайте и напишите – какого человека называют вежливым. Прочитайте, что вы написали. А теперь давайте посмотрим, правы ли вы.

Слайд 9
1 ученица. Какое прекрасное слово: «Здравствуйте». (Читает стихотворение).
   Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов,
   Потому что «здравствуй» — значит будь здоров.
   Правило запомни, знаешь — повтори.
   Старшим это слово первым говори.
   Вечером расстались, встретились с утра,
   Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
2 ученица. Будьте добры иль будете любезны —
   Эти слова в разговоре полезны.
   С ними легко на прогулке и дома,
   Будет приятно их слышать другому.
 
 
Учитель: Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.
ВОПРОСЫ викторины
1.      Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).
2.      Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).
3. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).
4. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: “Здравствуйте”).
5. Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит? (Надо пропустить того, кто выходит из магазина).
6. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).
7. Вы пришли к товарищу, он в ванной. Вас привели в комнату, где нет никого, и предложили подождать его. Ваши действия? (Гость ждёт стоя. Не принято ходить из одного угла в другой, разглядывая вещи, лучше взять книгу и полистать её, или смотреть, что происходит за окном).
8. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).
9.  Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).
10. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).
11. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).
12. Кто уступает место (сидячее) в транспорте старикам, женщинам с детьми – мужчина или женщина? (Оба).
13. Какой стороны следует придерживаться при передвижении по тротуару? (Правой).
14. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить – лицом или спиной к сидящим? (Лицом).
15. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: “Извините” или “Извиняюсь”? (Извините).
16. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие –нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).
17. Как правильно говорить: “звони’те” или “Зво’ните”? (Звони’те).
 
Подведём итоги.
 
Учитель. Ребята! Сегодня мы поговорили с вами лишь о некоторых нормах современного этикета. Но эта тема неисчерпаема. Человек должен знать, как вести себя в гостях, в театре и других общественных местах, как следует знакомиться, говорить по телефону и о многом другом.
Сейчас каждый из вас получит Памятку вежливого человека.
Мы думаем, невозможно даже взрослому человеку запомнить все правила этикета. Но выглядеть культурным, воспитанным человеком поможет всегда выдержка, терпимость и добродушие.
Спасибо за внимание. Слайд 10
\s