Занятие Идем в театр


Тема: Идем в театр.
Цели: Формирование интереса учащихся к театральному искусству.
Коррекция зрительной и слуховой памяти, абстрактного мышления, коммуникативных навыков.
Задачи:
Познакомить с основными ситуациями посещения театра;
Обогащать словарь учащихся предметной лексикой и этикетными выражениями по теме;
Развивать интерес к искусству, потребность соблюдать правила этикета.
План.
Организационный момент.
(Упражнение на внимание.)

- Посмотрите внимательно и скажите – в каком здании находится Бийский драматический театр?
Введение в тему.
Ребята, Бийск – город, богатый культурными ценностями. В нашем городе можно сходить в кино, театр, музей, художественную выставку и т.д.
 Догадайтесь, о чем идёт речь:«Вы входите в зал. Гаснет свет, открывается занавес – и начинается волшебное зрелище: на сцене оживают знакомые вам – или незнакомые – герои сказок, любимых книг…» - Конечно, это театр.
- Что же такое театр?
Слово «театр» греческого происхождения. В греческом языке оно означает место для зрелища, да и само зрелище.
- Кто из вас бывал в театре?
- С кем вы ходили в театр?
- Что вам запомнилось?
В каждом общественном месте существуют определенные правила поведения - этикет. Вот мы с вами и закрепим эти очень важные правила, когда отправимся все вместе в театр.
Основной этап.
Информацию о спектакле (название спектакля, дата и время представления) мы с вами можем получить, изучив афишу.
(Афиша – объявление о спектакле).

Затем нам нужно взять билеты. Где мы покупаем билеты? (В кассе).
- Как же нужно покупать билет в театр?
Давайте обсудим ситуации:
1. Саша пришел покупать билет в театр. Он хочет сидеть в третьем ряду. Что он скажет кассиру?
2. Оля и Маша хотят сидеть вместе в девятом ряду. Как они должны обратиться к кассиру?
- Билеты у нас в руках.
- Какая информация содержится на билете? (Ряд, место, дата и время представления).
Задание: Нарисуйте билет. Подпишите на нем номер ряда и места.
Теперь заходим в театр. У дверей стоит билетер. Нужно показать ему свои билеты и обязательно поздороваться.
- Куда далее направляются зрители? (В гардероб).
В гардеробе – большом зале с огромными зеркалами, зрители снимают верхнюю одежду, переобуваются, но причесываться здесь нежелательно. Зеркала здесь для того, чтобы было красиво и у зрителей возникало праздничное настроение. Приводить себя в порядок нужно в туалетной комнате.
- Зачем в гардеробе дают номерок? Можно ли его терять?
- Что нужно сказать гардеробщице, когда она подала номерок? (Спасибо).
Рассмотрим такую ситуацию:
Ты подошел к гардеробу, там много ребят толпится. Рядом с тобой девочка и все ее отталкивают.
- Как ты поступишь?
- Правильно ли вели себя ребята в гардеробе?
Физкультминутка.
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
- Вот мы и в театре. Входим в огромное помещение. Как называется это место? (Фойе).
- Что интересного можно увидеть в фойе? (Много людей, на стенах интересные фотографии артистов, буфет, продают мелкие игрушки, надувные шары).
Раздается звонок. В театре их бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшихся - поторопиться. Третий звонок дают с началом представления и входить в зал после третьего звонка неприлично.
Когда открываются двери в зрительный зал, пройти надо спокойно до своего ряда и сесть на место, которое указано в билете. Желательно прийти немного пораньше, чтобы настроиться на спектакль.
Ой, как много зрителей!
Просто полный зал!
Как же место мне найти,
Кто бы подсказал?

Обсуждение картинки (девочка не может найти свое место в зрительном зале).
Если не можешь найти свое место в зале, то нужно обратиться к капельдинеру.
Капельдинер осуществляет запуск зрителей в зрительный зал, отвечает на вопросы посетителей, в зрительном зале помогает отыскать нужное место.
Проанализируйте поведение героев повести И. Пивоваровой «О чем думала моя голова».
И вот мы пришли в зал и сели на свои места, а мимо нас все стали проходить. Проходят и проходят…
Мама говорит:
- Граждане, ну, сколько можно проходить?!
А они все проходят. Некоторые говорят:
- Извините, разрешите пройти…
А некоторые без извинения проходят. Бессовестные какие! А один мальчишка мне на ногу наступил! Я ему взяла и тоже наступила. Пусть знает, как наступать!
- О каких правилах этикета они забыли?
- Как нужно проходить на свое место?
Задание: Двое ребят проходят по ряду на места в середине ряда.
Мальчик идет по ряду впереди своей спутницы. Проходя на свое место, поворачивайся лицом к сидящим, а не спиной; старайся не наступать на ноги. Вежливая улыбка на твоем лице будет означать, что ты просишь прощения за беспокойство.
- Как должны вести себя сидящие?
Если проход между рядами достаточно широкий, то сидящие могут продвинуться вглубь кресла, но не вставать, если проход узкий, то нужно встать.
Не занимай оба подлокотника, помни, что один из них принадлежит соседу.
Давайте рассмотрим ситуацию:
Коля решил сесть вместе с Мишей. Но билеты у них куплены на разные места.
- Правильно ли он сделал?
- Какая ситуация может произойти?
IV. Закрепление.
 Разгадайте кроссворд:1. Место, где сидят зрители, показывают спектакль? (Зал)2. Место, где находятся зрители до или после спектакля?(Фойе)3. Место, куда можно сдать личные вещи и одежду на хранение? (Гардероб)4. Место, где приобретают театральные билеты? (Касса)
V. Итог.- Какие правила поведения в театре вы запомнили?
- Как вы думаете, можно ли применять эти правила в других общественных местах?
Тема: Я – зритель.
Цели: Формирование навыков культурного поведения в общественных местах.
Коррекция восприятия, внимания на основе упражнения в узнавании, различении.
Задачи:
Познакомить детей с правилами поведения в театре;
Формировать стремление к осознанному выполнению правил культурного поведения;
Развивать интерес и любовь к театру.
План.
Организационный момент.
(Упражнение на зрительное восприятие).
- Внимательно посмотрите, как одеты дети и определите, куда они могут пойти в таком виде.

Введение в тему.
(Упражнение на логическое мышление)
- Используя схему, прочитайте тему нашего занятия.


л е рзьт и я

Тема нашего занятия: «Я - зритель». Сегодня мы поговорим о правилах культурного поведения в театре.
Театр – это место, куда приходят насладиться завораживающей атмосферой и игрой актеров. Для большинства людей поход в театр сродни праздничному событию.
 В старину при походе в театр мужчины просто обязаны были надевать смокинг, а дамы вечерние платья, перчатки и драгоценности. Сейчас же все несколько изменилось.
 Сегодняшний темп жизни диктует свою театральную моду. Наряды стали мобильны, подходящие для разных ситуаций. И тем ни менее, театр - это праздник жизни, а на праздник, одеваться нужно красиво. Продумайте свой гардероб заранее. Для девочек подойдет любая одежда на выход. Это могут быть платья умеренной длины и с любой спокойной расцветкой. Для мальчиков  - брюки и рубашка спокойных тонов.  Джинсы, футболки, свитера и в особенности ваша уличная повседневная обувь должны остаться по ту сторону театрального гардероба.
Следует исключить сильные духи и лак для волос: их резкий запах в закрытом помещении будет невыносим для окружающих, как и запахи давно не стираной одежды, немытого тела и сигарет.
Основной этап.
Вот вы пришли в театр и сели на свои места. Поднимается занавес и раздаются аплодисменты.
- Всегда ли это нужно?
Это та часть зрителей, которой понравились декорации и оформление сцены.
Идет спектакль и вдруг раздается чей-то голос: «Бабушка, я пить хочу, дай мне водички!» или раздается скрипучий шелест фольги от шоколада или шуршание пакетов из под хрустящих чипсов.
- Ребята, как вы думаете, допустимо это во время представления?
- Рассмотрите рисунок и скажите - можно ли назвать изображенных на рисунке зрителей вежливыми?
- Собери четыре «Не» на этом рисунке.
Не разговаривай!
Не ешь!
Не играй с телефоном!
Не ходи!
Когда спектакль начался, ты должен сосредоточиться на том, что происходит на сцене. Во время спектакля нельзя есть, шептаться, шелестеть бумажками, то и дело ронять ключи или номерок. Это мешает и артистам, и зрителям. Да и сам пропускаешь что-то интересное, надо терпеть, попить и поесть можно в антракте. (Антракт – краткий перерыв между действиями спектакля).
- А, что же можно делать во время представления? (Смотреть, улыбаться, смеяться, радоваться и обязательно аплодировать).
- Зачем артистам аплодируют? (Это знак благодарности, восхищения, преклонения пред талантом).
Физкультминутка.
Игра «Кто что говорит?»
Кукушка кукует: («Ку-ку, ку-ку!»)
Петух кукарекает: («Ку-ка-ре-ку!», «Ку-ка-ре-ку!»)
Голубь воркует: («Гу-гу, гу-гу, гу-гу!»)
Сова кричит: («Угу, угу, угу!»)
Рыбы молчат, (ни слова).
Вот и закончилась первая часть представления, объявили антракт. Кто-то сразу сорвался с места и побежал занимать место в буфете. Кто-то начал громко разговаривать и кричать. Кто-то стал кататься по перилам широкой лестницы. Кто-то побежал по фойе и чуть не сбил продавца шарами. Вот так, по-разному ведут себя дети в антракте.
- А, что же можно делать в антракте? (Походить по фойе, сходить спокойно в буфет, в туалет. Если желаешь – сфотографироваться, купить какую-нибудь игрушку на память. Не спешить, не бегать.)

Задание. Подбери названия к рисункам (буфет, фойе).
Послушайте стихотворение Я. Козловского «Ни бельмеса»:
Раз в театре детском пьесуДовелось смотреть балбесу.Он сидел, ушами хлопал,Он смотрел, конфеты лопал,А в антрактах, говорят,Пил шипучий лимонад.Кто-то ради интересаЧерез день спросил балбеса:- Ты в театре был, не так ли?Что понравилось в спектакле?И сказал балбес в ответ:- Мне понравился буфет!Хороша была ли пьесаЗря расспрашивать балбеса,Что узнаешь от него:Он не понял ни бельмеса,Это значит - ничего!
- Правильно ли вел себя мальчик в театре?
- Как правильно вести себя по окончанию спектакля?
После спектакля надо поаплодировать актерам, ведь они старались для тебя. Приятно ли им будет склонившись в поклоне увидеть твою спину.
Есть множество способов выразить свое восхищение мастерством актера. Один из них — преподнести цветы по окончании спектакля. 
Воспитанный человек после представления:
- поблагодарит актеров за их искусство;- дождется, когда закроется занавес, и спокойно отправится в гардероб.
Но не следует слишком спешить в гардероб, прогуляйтесь в фойе театра, загляните в театральный музей, посмотрите фотографии актеров, обменяйтесь впечатлениями.
IV. Закрепление.
Игра „Можно - нельзя“.
- приходить в театр в спортивной одежде;
- не снимать головной убор в зале;
- увидев в зале знакомого, громко окликать его;
- приходить в театр заранее;
- мчаться в гардероб по окончанию спектакля;
- в антракте зайти в буфет;
- есть конфеты, мороженое во время спектакля;
- аплодировать любимым артистам;
- заходить в зал после третьего звонка.
V. Итог.- С какими правилами поведения в театре вы сегодня познакомились?
- Зачем нужно соблюдать эти правила?
Литература.
1. Комарова С.В. Устная речь, 3 класс. – М.: Просвещение ,2013.
2. Курочкина И. Н. Этикет для детей и взрослых. – М.: Академия, 2001.
3. Лихачева Л.С. Уроки этикета: В рассказах, картинках и задачках.– Екатиренбург: Уральское издательство, 2001.
4. Начальная школа. – 2002. - №6.
5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 2003.