Урок русского языка по теме Три типа склонения имен существительных 4 класс


Урок – исследование.
Русский язык
4 класс
Тема урока: Три типа склонения имен существительных.
Цели урока:
дать учащимся понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;
познакомить с приемом распознавания типа склонения по роду и окончанию;
развивать общеучебные умения и навыки учащихся.
Тип урока: Усвоение новых знаний.
Вид урока: Урок - исследование.
Оборудование:
Опорная таблица.
Слова - опоры.
Карточки с заданиями.
Загадки.
I Актуализация опорных знаний.
1. Массаж пальцев по стихотворению Ю. Тувима «Овощи».
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала. (Хлопки в ладоши)
Картошку, (Массаж большого пальца)
Морковку, (Массаж указательного пальца)
Горох, (Массаж среднего пальца)
Капусту, (Массаж безымянного пальца)
Петрушку и свёклу. (Массаж мизинца)
Ох!
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
(Постучать в кулачки)
Картошка,
Морковка,
Горох,
Капуста,
Петрушка и свёкла.
Ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Хлопки в ладоши)
2. Чистописание
Мм мм
3. Запись предложения под диктовку(Один ряд получает индивидуальные задания).
Мимо маленькой Марины (Р.п) пробежал медведь (И.п) с малиной (Т.п) .
4. Работа над словами из словаря. (Дети диктуют по цепочке слова из словаря на букву «к», объясняя написание слов.)
Календарь ( ударение падает на – дарь, безударные гласные -а, -е); капуста, карандаш, картина, картофель, квартира, килограмм, километр, класс, коллектив, командир, комбайн, комната, корабль, корова, космонавт, костёр)
Индивидуальные задания учащимся:
№1
Определить падеж имён существительных:
Учился в школе, узнал от друга, подъехал к оврагу, убежал за братом, подарил игрушку.
№2
Определить падеж имён существительных:
Обожгло холодом, отъехали от деревни, побывал в деревне, плыли по реке, въехал в дом.
№3
Определить падеж имён существительных:
Кружились в воздухе, жил у бабушки, покрылись инеем, шёл по площади, посмотрел на школу.
№4
Определить падеж имён существительных:
Висит на стене, прибил к потолку, проснулся от шума, положил на стол, отдыхать под деревом.
№5
Определить падеж имён существительных:
Оседает на шапке, ходить по тропинке, вышел из леса, покрасить карандашом, положил в сумку.
№6
Определить падеж имён существительных:
Кружились в воздухе, покрылись инеем, растёт у дороги, подошёл к беседке, награда за учёбу.
№7
Определить падеж имён существительных:
Каталась на лошади, выглянул на брата, спешат к обеду, недалеко от дома, вымыть с мылом.
№8
Определить падеж имён существительных:
Закричал от радости, изменилось в природе, похож на отца, играть с сестрой, подкрался к кровати.
II Усвоение новых знаний.
1. Постановка проблемы.
- Сейчас мы с вами будем исследователями. Мы будем исследовать существительные. А существительное – это часть речи.
Наука, изучающая части речи, называется морфологией.
2. Работа над предложением:
Автобус идёт по улице Ленина к Комсомольской площади.
- В каком падеже стоят выделенные существительные? (в Д.п.)
- А почему в данных словах разные окончания, хотя они стоят в одном и том же падеже, употреблены с одним и тем же предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.
3. Работа над словами, написанными на доске.
конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол.
- Прочитайте слова, определите, что между ними общего. ( Все слова – существительные в ед. числе.)
- Давайте разделим эти имена существительные на группы, ориентируясь на указания.
1.- Назовите сущ. ж.р. с оконч. -а, -я
- Назовите сущ. м.р. с оконч. -а, -я

Сущ. ж.р.вода, земля
I склонение
Сущ. ж.р.Юра, дядя
- Прочитайте оставшиеся существительные м.р.
- Назовите существительные ср.р.
Сущ. м.р. конь , стол
II склонение
Сущ. ср.р. окно , море
- Определите род у оставшихся существительных.

Сущ. ж.р. дочь , степь III склонение
- По каким признакам мы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию.)
- С помощью рода и окончания можно определить склонение.
Существительные бывают I, II и III склонения.
( Завершение записи, выделение окончаний.)
ВЫВОД:
-к I склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.
- ко II склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.
- к III склонению относятся существительные женского рода с ь на конце
4. Работа по учебнику.
а) Чтение вывода на с.76. Выборочное чтение. (Читают дети.)
б) Закрепление вывода по таблице.
5.Знакомство с памяткой на с. 77
Памятка.
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
Определить род.
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
По роду и по окончанию определить склонение.
Образец рассуждения: «Тетрадь— она, моя —
существительное женского рода; в именительном падеже нулевое окончание, значит, существительное тетрадь третьего склонения».
.6. - Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока:
1)-Почему в словах по улице, по площади - разные окончания?
(Существительные улица, площадь разного склонения:
улица - I скл., площадь - III скл.)
2) - С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).
III Формирование умений и навыков.
1. Упражнение «Определите склонение».
-Определите склонение следующих существительных:
Яблоко, лимон, слива, вишня, помидор, мандарин, огурец, тыква, морковь, капуста, горох, фасоль.
- Запишите в три строчки по склонениям.
I склонение. Слива, вишня, тыква, капуста.
II склонение. Яблоко, лимон, помидор, мандарин, огурец, горох. слайд
III склонение. Морковь, фасоль.
Физкультминутка. Игра «Доскажите словечко».
(I склонение - 1 хлопок, II склонение -2 хлопка, III склонение - 3хлопка).
1) Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян,
Я звонкий, круглый… (барабан).
2) Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.
Ну, конечно, это… (белка).
3) На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков…. (горох).
4) Шубка - иголки,
Свернется он - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это? … (Ёж).
5) Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, …(карандаш).
6) По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я? … (Кровать)
7) Вперевалку шёл со льдин
К нам на утренник … (пингвин)
8) Лесники её котят
Взять домой не захотят.
Ей не скажешь : «Кошка, брысь».
Потому что это … (рысь)
9) Трещала с самого утра:
Пор-р-ра! Пор-р-ра!
А что - пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит … (сорока)
2. Выполнение упр. 166 по учебнику.
-Записать существительные в 3 столбика по склонениям.
3. Игра «Третье лишнее»
-Определить склонение существительных в каждом ряду, убрать лишнее слово.
Весна, река, стекло - I скл.
Стена, сверло, озеро - II скл.
Скворец, гора, звонок - II скл
Вьюга, ласточка, рысь - I скл.
Дочь, конь, ночь - III скл
IV Подача домашнего задания.
Упр. 169.
V Подведение итогов урока.
1)- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных? ( Чтобы правильно писать окончания существительных).
2)-Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа?
-Расставьте слова в нужном порядке: склонение окончание род
Род окончание склонение