Конспект урока по русскому языку:Три типа склонения имен существительных.

Тема: Три типа склонения имен существительных.
Цели:
Учебно-познавательные: Дать понятие о трех склонениях имен существительных в единственном числе. Научить распознавать три типа склонения по окончанию и роду.
Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность, любовь к природе.

Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: проблемный урок
Оборудование: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык 4 класс», компьютер, проектор, презентация, тренажер, электронная таблица, музыка

ХОД УРОКА.
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята! Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и посмотрите на экран. Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл.
Беззаботна та мышь, которая только одну лазейку знает. Слайд 2. (презентация - приложение 1)
(ответы детей).
- У нас с вами в жизни много забот и сегодня мы должны найти лазейку, т.е. выход или решение наших проблем.

2. Постановка учебной задачи.
На доске записано предложение, в двух словах выделены окончания.
Автобус едет по улице Кирова и по площади Свободы.
- В каком падеже существительные по улице и по площади? (В дательном падеже)
- Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
- Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.

Изучение нового материала.
Слайд 3 (презентация –приложение 1). Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, дядя, стол, окно, степь
- Прочитайте слова. Что у них общего? (все слова-существительные в единственном числе)
- Разделите имена существительные на группы.
- По каким признакам вы сгруппировали существительные? (по роду и окончанию. Слайд 4 (презентация-приложение1).
- С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его СКЛОНЕНИЕ. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения. Слайд 4 (презентация –приложение1).
- Сделайте вывод: какие существительные относятся 1-му склонению, ко 2-му и 3-му? (к 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием –а, -я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о,-е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.) Электронная таблица (приложение3).
- Прочитайте правило на стр.76. Правильно ли сделали вывод? (читают правило)

Первичное закрепление.
а) Выполнение тренажера. ( приложение 2)
б) Фронтальная работа.
- Найдите упражнение 166. Прочитайте задание.
Определи склонение каждого существительного. Напиши существительные в три столбика – по склонениям.
(Дети выходят к доске по цепочке, определяют склонение, записывают).

Динамическая пауза.
- Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать. Если это существительное 1 скл., вы должны присесть, руки вперед. Если это существительное 2 скл.-правую ногу к груди.
А) Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (баран)
Б) Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз? (белка)
В) Заверчу, закружу,
В небеса улечу (вертолет)
Г) Ящик на коленях пляшет –
То поет, то горько плачет (гармонь)
Д) Никого не обижает,
А её все толкают (дверь)
Е) Закутан ребенок в сто пеленок (капуста)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А сейчас посмотрите на экран. Выберите себе то задание, которое вам подходит. Прочитайте задание. Слайд 5. (презентация – приложение 1)
Работа проходит на три уровня.
Спишите предложения, у существительных определите склонение.
Обозначьте границы предложений. Спишите, у существительных определите склонение.
Составьте предложения по схемам. Запишите. У существительных определите склонение.

Мы шли сосновым лесом. Вид местности был усталым от жары. Тропинка вывела нас к роще. Мы отдыхали под большим деревом.
Через поляну вьется лесная тропинка мы любим гулять по этой тропке поздней осенью мы здесь наблюдаем за отлетом птиц.





Проверка.
- Как вы определили склонение у существительных? ( поставили существительные в единственном числе, в именительном падеже)

Межпредметная связь. ( Включается фонограмма с голосами птиц)
Слайд 6 (презентация – приложение 1)
- Вы только что прогулялись по лесу. Сравните ваш рассказ, которую вы только что написали и картину. Чем они отличаются? Как надо вести себя в лесу, на поляне?

Рефлексия деятельности.
- Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах ПО УЛИЦЕ и ПО ПЛОЩАДИ разные окончания? (существительное УЛИЦА – 1скл., существительное ПЛОЩАДЬ - 3 скл.).
- С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных? (чтобы правильно писать окончание существительного).

Домашнее задание.
1 уровень – упр.167. Списать существительные, указать склонение.
2 уровень - упр.168. Написать пять существительных 1-го склонения, пять – 2-го склонения, пять -3 склонения.
3 уровень – написать 5-6 предложений о природе. Определить склонение существительных.

Итог урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как узнать склонение существительных?



15