Конспект урока музыки Три основных жанра в музыке


7 класс
Тема: «Три основных жанра в музыке»
Цель: вызвать интерес к изучению музыки разных жанров; совершенствование познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья через музыкальное практическое занятие.
Задачи:
Образовательная:
Формировать знания о народных инструментах и их звучании.
Развивающая:
Развивать память, внимание, мышление и мелкую моторику,
обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
Воспитывающая:
Способствовать изменению негативных стереотипов поведения,
через активную, индивидуальную и коллективную деятельность.
Коррекционная: корректировать эмоциональное состояние детей
с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: музыкальный центр; диски DVD, ноутбук; синтезатор

Ход урока:
I. Организационный этап
Вход учащихся под музыку Марии (из к\ф «Весёлые ребята» И. Дунаевского)
Вступительная беседа о том, какую музыку они слушали во время каникул, какие посещали театры, дискотеки и т.д.
II Изучение нового материала
Музыкальная культура выделяет 3 основных жанра:
1)серьёзная музыка:
Оперы;
Симфонии;
Пьесы;
Концерты;
Академические хоры и т.д2)легкая музыка:
Эстрадная музыка;
Джаз;
Поп-музыка;
Рок и т.д.
3)фольклор:
Народная музыка;
Народные хоры;
Песни и т.д.
- Назовите ваших любимых композиторов. (Или: Перечислите ваши любимые музыкальные произведения)- Напросто сразу вспомнить и ответить, правда? Когда однажды журналист спросил композитора Дмитрия Шестаковича о том, какие шесть любимых пластинок взял бы он с собой на необитаемый остров, Шестакович лишь смущенно пожал плечами …
- Вы, ребята, бываете смелее и решительнее в своих ответах. И тогда в «любимые» попадают сочинители модных танцев и песен, которые сегодня очень популярны и звучат по телевидению, радио, в ваших плеерах и телефонах. В этом, конечно, нет ничего страшного, интерес подростков и молодёжи к лёгкой развлекательной музыке – явление само по себе столь естественное, что делать из него проблему равносильно тому, чтобы превращать в проблему саму молодость. Проблема возникает тогда, когда лёгкая развлекательная музыка является единственным жанром, интересным для молодёжи.
Подлинное глубокое искусство не6подвластно влияниям моды, оно способно жить века, обогащая духовный мир человека и не проявляя признаков «старения», как живут великие творения И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, П.Чайковского.
А если Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский так всю вашу жизнь и не попадут в «любимые»? И Вы не узнаете, что пропустили, мимо чего прошли? Ведь так легко заблудиться в лабиринтах музыкального мира наших дней.
- Где можно услышать музыку?
- Слишком много музыки! Музыка на улице, в кафе, на вокзале, из окон машин, на дискотеке, в самолетах и т.д.
Никогда еще мир музыки не был так многолик и многозвучен. Всё звучит: фортепиано, гитара, баян, орган, джаз-рок, поп, симфонический оркестр …
Великие музыкальные классики сталкиваются на «музыкальных перекрестках» с быстро сгорающими «поп-звёздами».
Ваш «слуховой опыт», музыка, которую вы слышите в кино, по телевидению, в плеерах и телефонах и т.д., больше ваших знаний о музыке. В течение одного только дня вы могли бы услышать романсы М.Глинки, Марши времён Петра I, вальсы П.Чайковского, пьесы в исполнении джаз-оркестра Глена Миллера …
Но «могли бы»ещё не означает «услышали». А не услышали Баха или Бетховена потому, что не старались услышать и не знаете о них практически ничего.

Беседа с обучающимися: какую музыку они недавно слышали, какая им больше нравится, какие произведения они запомнили, кто автор этих произведений? Проведение конкурса (участвуют желающие)
Этап I: Кто назовет большее количество композиторов.
Этап II: Кто назовет большее количество произведений.

Музыка — поистине общечеловеческий язык.
К. БеберВсякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца.
Г. ГауптманЯ очень сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала моих слушателей: я стремился их сделать лучше.
Г- Гендель
- Попробуйте преодолеть инерцию бездумного отношения к музыке и войти в мир Большой музыки.
Начните слушать разнообразную музыку, а не только модные диски, которые – вы в этом убедились – через месяц уже не развлекают, нужны другие, ещё более необычные.
- Более подробно о жанрах мы поговорим с вами на будущих уроках.
III Прослушивание музыки
И.С.Бах «Сицилиана». Переложение Немеровского.
Сл. А.С.Пушкина, муз. А.С.Даргомыжского «Два ворона»
Сл.Пушкиной, муз. К Кельми «Замыкая круг»
(классическая, русская народная, эстрадная поп-музыка)
- Произведения какого жанра вы больше любите слушать?
- Какое из прослушанных произведений вам больше всего понравилось?
- Какие эмоции оно вызывает?
IV Итог урока
- С какими основными жанрами музыки мы познакомились?
- Каких композиторов и какие произведения вы запомнили? Назовите их.

Домашнее задание: прослушать как можно больше музыки разных жанров, записать имя автора, название произведения и рассказать о них в классе.