Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога психолога для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, 3 класс


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Новосибирской области «Коррекционная школа - интернат»
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога психолога
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, 3 класс
Занятие подготовили и провели:
Швечкова Л.В., педегог-психологКрасикова Т.А., учитель-логопед
Тема: Коррекция сенсорных процессов и речевых нарушений на материале лексической темы «Новый год у ворот»
Цель:развитие сенсорных процессов, коррекция речевых нарушений на материале лексической темы «Новый год у ворот»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять словарный запас по лексической теме;
- закреплять умение образовывать прилагательные от существительных;
- формировать слоговой анализ слова;
- развивать пространственно-временные представления.
- закреплять сенсорные эталоны цвета, формы.
Коррекционно-развивающие:
- развивать речевую моторику, фонематический слух;
- развивать общую и мелкую моторику;
- активизировать познавательнуюдеятельность;
- способствовать развитию активного внимания;
- развивать наблюдательность, избирательность и целостность зрительного и слухового восприятия:
- способствовать развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать интерес к нетрадиционным занятиям;
- создаватьэмоционально-положительной настрой в группе.
-формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности;
- воспитание интереса к соблюдению традиций праздника Новый год.
Ход занятия
Организационно - мотивационный этап.
Игровое упражнение «Передай по кругу» (стоя в кругу)Цель: создание эмоционально-положительного настроя в группе. Психолог: 
- Здравствуйте, ребята!
Давайте возьмемся за руки,  и пожелаем друг другу успеха пожатием руки.
Сегодня у нас необычное и увлекательное занятие, у нас много гостей и давайте их поприветствуем.
- Отгадайте загадку:Наконец зима настала,И уже похолодало.Чистый, белый как пушок,На земле лежит…(снежок).
- Ребята, я предлагаю вам передать друг другу это снежок, наполняя его зимними словами и, конечно же, своей улыбкой и хорошим настроением! Дети по кругу передают друг другу снежок, вспоминая зимнее слово.
II. Основной этап.
1. Беседа о зиме, празднике Новый год.
Цель: подведение к теме, постановка цели задач занятия.
Логопед:
- Назовите зимние месяцы?
- Какой праздник зимой? (Н.г.)
- Как принято встречать Новый год?
2. Упражнение «Новогодний аромат».
Цель:
Психолог: 
- Скажите, а как пахнет новый год? (Дети с закрытыми глазами. Педагог проходит с блюдом, на котором лежат мандарин, конфета, еловая веточка).- А какой вкус Нового года?
3. Объявление темы.
Логопед:
- Тема нашего занятия «Новый год у ворот!». Как вы понимаете это выражение?
- Правильно, скоро Новый год. Посмотрите, что стоит под ёлкой? (сундук)
- Как вы думаете, кто его оставил? (дед Мороз)
- А что может быть в сундуке? (игрушки для украшения ёлочки)
- Сундук закрыт на несколько замков. Чтобы получить ключики к замкам, надо выполнить задания Деда Мороза. И тогда мы узнаем, что там лежит.
Первое задание. Речевая разминка.
Цель: развитие артикуляции, дикции, фонематического слуха.
Логопед:
Упражнения: «Шарики», «Сосулька», «Горка»).Чистоговорки: Ма-ма-ма, наступила …..(зима).
От – от – от, скоро-скоро …….(Новый год).
Итак, мы выполнили задание, и за это Дед Мороз вам даёт 1 ключик.
Психолог: 
Второе задание. Упражнение «Разрезные картинки» (работа в паре).
Цель:развитие зрительного восприятия - целостного образа реального предмета, пространственной ориентации; формирование навыков сотрудничества, дружелюбия и взаимопомощи. Психолог: 
- Чтобы выполнить второе задание нужно объединиться по парам по принципу: три зимних месяца. Названия месяцев у вас написано на бейджиках.Для каждой пары своя картинка, которую нужно сложить.
Молодцы ребята, у всех получилась картинка.
Скажите, а на какую тему картинки?
Логопед:
- Посмотрите внимательно на картинки и составьте по ним предложение.
Молодцы, вы хорошо выполнили задание, и Дед Мороз отдаёт вам второй ключик.
Психолог: 
Гимнастика для глаз (мульт. презентация).
- А сейчас мы немного отдохнём и выполним гимнастику для глаз.
Внимательно следите за движениями на экране.
Наши глаза отдохнули и мы продолжаем.
Третье задание. Упражнение «Образование прилагательных» (мульт. презентация по теме).
Цель: образование прилагательных от существительных.
Логопед:
- Посмотрите на картинки и ответьте на вопросы «Какой? Какая? Какие?».
-День зимой –зимний день,
-Горка изо льда –ледяная горка,
-Днем мороз – морозный день,
-Игрушки на ёлке – ёлочные игрушки,
-Ветка ели – еловая ветка.
- У вас получилось выполнить и это задание. Получите третийй ключик.
Четвёртое задание. Упражнение «Наложенные картинки».
Психолог: 
- Перед тем как выполнить следующее задание деда Мороза, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «На ёлке».
Мы на елке веселились,  (Ритмичные хлопки в ладоши.)И плясали, и резвились, (Ритмичные удары кулачками.)После добрый Дед Мороз  («Шагают» по столу средним и указательнымНам подарки преподнес.  пальцами обеих рук.)Дал большущие пакеты,  («Рисуют» руками большой круг.) В них же — вкусные предметы:  (Ритмичные хлопки в ладоши.)Конфеты в бумажках синих,  (Загибают пальчики на руках, начиная с больших.)Орешки рядом с ними,Груша, яблоко, одинЗолотистый мандарин.
- Загибайте пальцы другой руки и вспоминайте вкусные предметы, которые лежали в пакетах. (Дети называют предметы).
- Итак, наши руки готовы работать. У вас на столах лежат листы с изображением наложенных предметов. Вам нужно обвести по контуру предметы в соответствии с их цветом.
- Какие предметы вы увидели? (ёлочка, снежинка, конфета, шар, снеговик).
Логопед:
Задание «Раздели слова на слоги».
- Переверните жёлтые карточки, прочитайте слова, разделите на слоги. Односложные слова расположите под елочкой из 1 треугольника, двусложные – под ёлочкой из 2 треугольников, трехсложные слова под ёлочкой из 3 треугольников.
- Молодцы, ребята! Вы выполнили последнее задание Деда Мороза и получаете четвёртый ключик.
- Теперь мы можем открыть сундучок и посмотреть, что там лежит. Это конфеты! Давайте ими украсим ёлочку!(Работа в группе).
Заключительный этап.
Логопед:
Игра «Наряжаем елочку»
Цель: развитие слухового внимания, профилактика утомления, снятие напряжения.
Вы послушайте внимательно, и ответьте обязательно. Если я скажу верно – хлопайте в ладоши, ну а если вдруг не верно – топайте.
Что весит на нашей елке?Разноцветные хлопушки?Одеяла и подушки?Раскладушки и кроватки?Мармеладки, шоколадки?Шарики стеклянные?Стулья деревянные?Плюшевые мишки?Буквари и книжки?Бусы разноцветные?А гирлянды светлые?Снег из ваты белой?Ранцы и портфели?Туфли и сапожки?Чашки, вики, ложки?Конфеты блестящие?Тигры настоящие?Шишки золотистые?Елочки лучистые?Там сияет как всегдаОчень яркая, большаяПятикрылая …(звезда).
Звучит бой курантов.
Психолог: 
- Ребята, что вы слышите?
- Когда бьют куранты?
- Где находятся главные часы нашей страны?
- Сколько раз бью куранты в Новогоднюю ночь?
- Вот так наступает Новый год!
Подведение итогов занятия.
Логопед:
- Ребята, скажите, какие задания мы выполняли?
- А чем могут быть полезны вам эти задания?
Психолог: 
Рефлексия занятия «Моя Снежинка»
Цель: формирование элементарных навыков самооценки.
- Ребята, наше занятие завершается, вам оно понравилось? Сейчас каждый из вас выберет снежинку и оценит, насколько вы были успешны на занятии.
Белая снежинка (у меня все получилось). Синяя снежинка (у меня не все задания получились). Красная снежинка (у меня ничего не получилось). 
-Ребята, в Новый год свершаются чудеса. Мы желаем вам, чтобы праздник был чудесный, а ваши желания исполнились.
-Дед Мороз угощает вас конфетами!