Модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога в начальной школе для успешного обучения детей с нарушением речи


Модель взаимодействия учителя-логопеда, педагога-психолога в начальной школедля успешного обучения детей с нарушением речиТатаренкова П.А.Учитель-логопед МБОУ «Лицей №10» Задачи:создать модель профилактической и коррекционно-развивающей деятельности психолога, логопеда, социального педагога;обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов; разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда, социального педагога, психолога в условиях начальной школы, обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития, социализации личности ребенка и коррекции речевых нарушений. Задачи работыучителя-логопедаОбследование учащихся школы и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи.Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды. Задачи работыпедагога-психологаСоздание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.Совершенствование мелкой моторики.Развитие слухового внимания и фонематического слуха.Развитие зрительно-моторной координации.Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.Активизация отработанной лексики.Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия. Обеспечение психологической готовности к школьному обучению. Повышение психологической культуры родителей и педагогов. Учитель-логопед Педагог-психолог Диагностика Коррекционно-развивающая работа Создание и реализация совместной программы работы с конкретным ребенком или группой детей Проведение психолго-педагогических консилиумов Консультирование, просвещение педагогов и родителей Мониторинг результатов Решение о прекращении коррекционной работы или изменение характера коррекционнойработы Организационная работа Социальный педагог ДИАГНОСТИКА Определение уровня речевого и психического развития ребенка, социальной адаптации Выделение факторов риска, на основе полученных результатов Составление общей карты развития ребенка Оценка результативности коррекционной работы с детьми Логопед Психолог Разработка годового плана коррекционно-методической работы Посещение методических объединений, обмен опытом Изучение результатов медицинского обследования Создание индивидуальных и групповыхкоррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи, социальной и психологической дезадаптацией Соц. педагог Благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога удается своевременно и качественно помогать учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, развить у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях, осуществить преемственность в работе логопеда, психолога, социального педагога.