РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Биология» 9 класс (школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН России по РХ)


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Хакасия
«Черногорский механико-технологический техникум»
(школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН России по РХ)
Утверждаю
директор ГБПОУ РХ ЧМТТ _____________Н.И.Поликарпова
приказ от 30.08.2016 №253
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Биология»
9 класс

Рабочая программа дисциплины «Биология» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004г. № 1089), примерных программ по биологии (Письмо департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263.), с учетом тематического планирования и учебного плана ГБПОУ РХ ЧМТТ (школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН по России по РХ)Разработчик Сальманович Л.В.., преподаватель ГБПОУ РХ ЧМТТ

Согласовано
методист ГБПОУ РХ ЧМТТ (школа при ФКУ ИК – 28 УФСИН по России по РХ)
_____________________ И.А. Даудиш«___»______________________2016г Пояснительная записка
В основу данной рабочей программы заложена примерная программа по биологии, составленная на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
К данной программе имеются соответствующие учебники. Материал изложен в доступной для понимания учащимися форме, подкреплён большим количеством иллюстраций, схем, лабораторных и практических работ.
Количество часов по учебному плану 34 часа.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на уровне основного общего образования. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе.
Цели обучения:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения:
Формирование целостной научной картины мира;
Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире;
Овладение научным подходом к решению различных задач;
Овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты.
Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
В 9 классе учащиеся получают знания об основных законах жизни на всех уровнях её организации, знакомятся с современными достижениями в области биологии, осознают место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. В курсе также проходятся основы цитологии, генетики, селекции, теория эволюции.
Результаты изучения предмета в основной школе разделены на предметные, метапредметные и личностные, и указаны в конце тем, разделов и курсов соответственно.
Требования к уровню подготовки учащихся к окончанию 9 класса
В результате освоения курса биологии 9 класса учащиеся должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:
развитие интеллектуальных и творческих способностей;
воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания;
признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей;
развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук.
ответственного отношения к учению, труду;
целостного мировоззрения;
осознанности и уважительного отношения к коллегам, другим людям;
коммуникативной компетенции в общении с коллегами;
основ экологической культуры
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);
В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
Понимать смысл биологических терминов;
Знать особенности жизни как формы существования материи;
Понимать роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
Знать фундаментальные понятия биологии;
Понимать сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
Знать основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза
Знать основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
Уметь пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
Уметь работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
Решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
- признаки биологических объектов: особенности строен и функций клеток, тканей и организмов растений, животных, грибов и бактерий, структуры и свойств популяций, экосистемы, биосферы; - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круг ворот веществ и превращения энергии в экосистемах; - особенности организма человека: его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения, сохранения здоровья.
Учащиеся должны уметь: - изучать биологические объекты и процессы. Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
-распознавать и описывать: на таблицах — основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах—органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных данного региона, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных; -выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы; -определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);
-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
-проводить самостоятельный поиск биологической информации: умение находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и источниках — значения биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; для оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; для рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Содержание программы
Введение
Задачи раздела. Основные закономерности возникновения, развития и поддержания жизни на Земле. Живые системы объект изучения биологии. Свойства живых систем: дискретность, упорядоченность, обмен веществ и энергии, рост, развитие, саморегуляция, самовоспроизведение. Методы изучения живых систем. Уровни организации живого.
Раздел I ЖИВЫЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Химический состав живого
Неорганические и органические вещества. Строение и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ.
Строение и функции клетки - элементарной живой системы
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Строение и функции прокариотической и эукариотической клеток. Клетки растений, грибов, животных. Строение бактериальной клетки. Обмен веществ и превращение энергии в клетках автотроф и гетеротрофов, деление клетки - основа размножения, роста и развития организма. Типы деления клеток.
Организм - целостная система
Вирусы - неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Деление клеток простейших организмов. Спорообразование. Почкование. Вегетативное размножение. Значение бесполого размножения в природе. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение. Особенности полового размножения у растений и животных. Осеменение и оплодотворение. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение полового размножения в природе и эволюционном развитии живого. Индивидуальное развитие организмов. Этапы и стадии онтогенеза животных и растений. Влияние факторов окружающей среды на рост и развитие организмов. Понятие об экологических факторах. Абиотические, биотические и антропогенные факторы.
Раздел II НАСЛЕДСТВЕННОСТЪ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ
Основные закономерности наследственности и изменчивости
Основные понятия генетики: гены, аллели, генотип, фенотип. Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Независимое расщепление признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Аутосомы и половые хромосомы. Хромосомное определение пола организмов.
Основные формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутационная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение наследственной изменчивости.
Генетика и практическая деятельность человека
Генетика и медицина. Наследственные заболевания, их предупреждение. Селекция - наука о методах создания новых сортов растений, пород животных. Порода. Сорт. Этапы развития селекционной науки. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор и гибридизация. Использование знаний о наследственности и изменчивости при выведении новых пород и сортов, достижения селекционеров в создании продуктивных пород животных высокоурожайных сортов культурных растений. Значение селекции.
Раздел III НАДОРГАНИЗМЕННЫЕ СИСТЕМЫ: ПОПУЛЯЦИИ, СООБЩЕСТВА, ЭКОСИСТЕМЫ
Популяции
Основные свойства популяции как надорганизменной системы. Половая и возрастная структура популяций. Изменение
численности популяций. Сохранение и динамика численности популяций редких и исчезающих видов.
Биологические сообщества
Биоценоз как биосистема, его структура и устойчивость. Взаимосвязь и взаимозависимость популяций в биоценозе. Тип взаимодействия организмов в биоценозе (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Структура пищевых связей и их роль в сообществе.
Экосистемы
Понятие об экосистеме. Структура экосистемы. Круговорот веществ и перенос энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах. Правило экологической пирамиды. Формирование, смена экосистем. Разнообразие и ценность природных экосистем. Агроценозы. Устойчивость и охрана экосистем. Особо охраняемые территории. Развитие экосистем. Последствия деятельности человека в экосистемах. Понятие о рациональном природопользовании. Биосфера - глобальная экосистема. В. И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Компоненты биосферы. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Раздел IV ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Эволюционное учение
Додарвиновская научная картина мира. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции. Эволюционная теория Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов — результат действия эволюции. Вид как макробиологическая система. Критерии вида, доказательства эволюции (данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии, биогеографии).
Возникновение и развитие жизни на Земле
Единство химического состава живой материи. Геохронология жизни на Земле. Понятие опалеонтологии как науке о древней жизни. Усложнение строения растений в процессе эволюции (водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные). Главные отличительные признаки основных отделов растений. Многообразие видов растений — условие устойчивости биосферы и результат биологической эволюции. Охрана растительного мира. Многообразие видов животных как результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные. Хордовые животные. Усложнение строения животных организмов в процессе эволюции (на примере позвоночных). Охрана редких и исчезающих видов животных.
Происхождение и эволюция человека
Развитие представлений о происхождении человека. Свидетельства происхождения человека от животных. Доказательство родства человека и человекообразных обезьян. Различия между человеком и человекообразными обезьянами. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере. Экологические проблемы, пути их решения.
Тематический план
№ п/п Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов
Введение 1 Живые системы – объект изучения биологии. 1
2 Уровни организации жизни. 1
Раздел 1 Живые системы: клетка, организм
3 Неорганические вещества- компоненты живого. 1
4 Клеточная теория. 1
5 Растительная и животная клетки 1
6 Прокариоты и эукариоты. 1
7 Клеточный цикл. Митоз. 1
8 Мейоз. 1
9 Бесполое размножение организмов. 1
10 Половое размножение организмов. 1
11 Онтогенез. 1
12 Организм и среда его обитания. 1
Раздел 2 Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства организмов 13 Генетика - наука о наследственности и изменчивости. 1
14 Моногибридное скрещивание. 1
15 Закон расщепления. 1
16 Дигибридное скрещивание. 1
17 Генетика пола. 1
18 Решение задач 1
19 Генетика и медицина. 1
20 Генетика и селекция. 1
Раздел 3 Популяции, сообщества, экосистемы 21 Свойства и структура, численность популяций. 1
22 Биоценоз, его структура и устойчивость. 1
23 Организация и развитие экосистем. 1
24 Биосфера - глобальная экосистема. 1
Раздел 4 Эволюция органического мира 25 Доказательства эволюции. Учение Ч. Дарвина. 1
26 Борьба за существование. 1
27 Приспособленность – результат эволюции. 1
28 Естественный и искусственный отбор. 1
29 Вид и его критерии. Видообразование. 1
30 Возникновение жизни на Земле. 1
31 Охрана растительного и животного мира 1
32 Сходство человека и животных. 1
33 Основные этапы эволюции человека. 1
34 Роль деятельности человека в биосфере. 1
ИТОГО 34
Темы для самостоятельного изучения
Углеводы и липиды.
Строение белков.
Свойства и функции белков в живых системах.
Нуклеиновые кислоты. ДНК.
Нуклеиновые кислоты. РНК. АТФ
Обмен веществ и превращение энергии в живых системах. Фотосинтез.
Обеспечение биологических систем энергией.
Реакции матричного синтеза. Генетический код.
Механизм сборки белковых молекул.
Двойное оплодотворение у цветковых растений.
Исходный материал для селекции. Искусственный отбор.
Круговороты веществ в биосфере.
Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Литература:
Биология. 9кл. Сапин М.Р., Сонин Н.И.