Рабочая программа по естествознанию для 1 курса СПО















ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ


























2015г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта для специальностей среднего профессионального образования 440201 Дошкольное образование, 440202 Преподавание в начальных классах.

Организация-разработчик: ГБПОУ БМПК

Разработчики:

Лукманова И.Ф преподаватель естественных дисциплин первой категории
Мадиярова И.М. преподаватель математики и физики высшей категории



































СОДЕРЖАНИЕ


стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

условия реализации программы учебной дисциплины

15

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

16








































паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
Естествознание
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС CПО специальности 440201 Дошкольное образование, 440202 Преподавание в начальных классах.
Программа учебной дисциплины может быть использована для реализации данной программы, курсов повышения квалификации и переподготовки учителей начальных классов.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих:
- зависимость свойств вещества от структуры молекул;
- зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов;
- клеточное строение живых организмов;
- роль ДНК как носителя наследственной информации;
- эволюцию живой природы;
- превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе;
- взаимосвязь компонентов экосистемы;
- влияние деятельности человека на экосистемы;
- атомно-молекулярное строение вещества;
- существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей;
- волновые и корпускулярные свойства света;
- необратимость тепловых процессов;
- зависимость свойств вещества от структуры молекул.
.
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для:
- создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, охраны окружающей среды;
- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
Знать/ понимать смысл понятий:
- химическая реакция;
- макромолекула; белок; катализатор; фермент; клетка; ДНК; биологическая эволюция, организм, популяция, экосистема, биосфера;
- импульс, работа, мощность, энергия, колебания, волны, температура, количество теплоты, внутренняя энергия, тепловой двигатель, электрический ток, фотоэффект.
- вклад великих ученых в формировании современной естественно-научной картины мира;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 128 часов;
самостоятельной работы обучающегося 58 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
108

в том числе:


лабораторные занятия
8;6;4

контрольные работы
0;0;4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
54

в том числе:


домашнее задание
рефераты

7;11;22
3;9;7

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Естествознания (Химия с элементами экологии, биология с элементами экологии, физика)



Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)


Объем часов

Уровень освоения

1
2
3
4


Раздел 1.

Введение. Основные понятия и законы химии.

9


Тема1.1. Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира.
Содержание учебного материала. Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Химическое содержание учебной дисциплины «Естествознание» при освоении специальностей СПО гуманитарного профиля профессионального образования.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества.
1


Тема 1. 2.
Основные понятия и законы химии. Предмет химии

Содержание учебного материала. Основные понятия и законы химии. Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.
Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства.
Демонстрации
Набор моделей атомов и молекул.
Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул.
Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная
Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Количественные изменения в химии как частный случай законов перехода количественных изменений в качественные. М. В. Ломоносов «первый русский университет».
Иллюстрации закона сохранения массы вещества.

1


Тема 1.3
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1
Содержание учебного материала. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов
Д. И. Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов
Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
Д. И. Менделеев об образовании и государственной политике.

1
3








Демонстрация. Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева




Самостоятельная работа обучающихся.
1


Тема 1.4.
Строение вещества

1
Содержание учебного материала. Строение вещества. Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
2
3



Демонстрация. Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи.



Тема1.5.
Вода в природе. Физические и химические свойства воды.
1
Содержание учебного материала. Вода. Растворы.
Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свойства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое.
Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций.
Скорость реакции и факторы, от которых она зависит.

1
3



Демонстрация. Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
Химические реакции с выделением теплоты.





Самостоятельная работа обучающихся. Охрана окружающей среды от химического загрязнения.
Растворы вокруг нас. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.
1




Раздел 2. Неорганические соединения

8


Тема 2. 1.
Классификация неорганических соединений и их свойства.
Содержание учебного материала.
Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли.
Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора.

2



Практическое занятие. Определение рН раствора

1


Тема 2.2.
Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.

Содержание учебного материала. Металлы. Общие физические и химические свойства металлов.
1



Демонстрации
Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), растворами кислот и щелочей.
Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов.




Практическое занятие. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной деятельности человека.
Металлы и сплавы как художественный материал. Соединения металлов как составная часть средств изобразительного искусства.
1


Тема 2.3.
Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере
галогенов.

Содержание учебного материала. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Неметаллы и их соединения как составная часть средств изобразительного искусства.
1



Раздел 3. Органические соединения

8


Тема 3.1.
Основные положения теории строения органических соединений.
Содержание учебного материала. Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии.
1



Самостоятельная работа обучающихся. История возникновения и развития органической химии.
1


Тема 3.2.
Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды.

Содержание учебного материала. Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимеризации. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного
сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ.
Демонстрация. Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бром-
ной водой.
1


Тема 3.3.
Кислородсодержащие органические вещества.

Содержание учебного материала. Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержащих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная
кислота. Жиры как сложные эфиры. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза.
Демонстрации. Качественная реакция на глицерин.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Алкоголизм и его отражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства.. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

1


Тема 3.4.
Азотсодержащие органические соединения.
Содержание учебного материала. Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строение и биологическая функция белков.
Демонстрации
Цветные реакции белков.
1


Тема 3.5.
Пластмассы и волокна.
Содержание учебного материала. Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна.
Демонстрация
Различные виды пластмасс и волокон.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Применение полимеров в прикладном и классическом изобразительном искусстве.
1



Раздел 4. Химия и жизнь.
5


Тема 4.1.
Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека.
Содержание учебного материала. Химия и организм человека. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения:
белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы главный источник энергии организма. Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека.
Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.
2



Самостоятельная работа обучающихся. Углеводы и их роль в живой природе. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной
продовольственной программы.
1


Тема 4.2.
Химия в быту.
Содержание учебного материала. Химия в быту. Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила
безопасной работы со средствами бытовой химии.
1
3


Самостоятельная работа обучающихся. Синтетические моющие средства: достоинства и недостатки.
1





Биология с элементами экологии. Наиболее общие представления о жизни.

22



Раздел 1. Введение. Клетка – структурно-функциональная единица жизни.



Тема 1.1.
Биология совокупность наук о живой природе.
Методы научного познания в биологии
Содержание учебного материала. Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни.
Демонстрации
Уровни организации жизни. Методы познания живой природы.

2

1


Самостоятельная работа обучающихся. Постоянство внутренней среды организма

1


Тема 1.2.
Строение клетки. Основные структурные компоненты клетки эукариот.
Содержание учебного материала. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка структурно-функциональная (элементарная) единица жизни. Строение клетки. Прокариоты и эукариоты низшие и высшие клеточные организмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро.
Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Аутосомы и половые хромосомы.
Демонстрации
Строение клетки.
Строение клеток прокариот и эукариот.
2
1


Практические занятия
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание.
Сравнение строения клеток растений и животных.
2



Самостоятельная работа обучающихся. Современные методы исследования клетки.

1


Тема 1.3. Биологическое значение химических элементов, воды и биополимеров клетке.
Содержание учебного материала.
Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ.
Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
Демонстрации
Строение молекулы белка.
Строение молекулы ДНК.
Строение вируса.
2



Самостоятельная работа обучающихся. Ведущая роль ученых Республики Башкортостан по лечению и профилактике наследственных заболеваний , ранняя ДНК – диагностика. Вредное влияние мутагенов, употребление алкоголя, никотина, наркотиков на генетический аппарат клетки. Строение бактерий и вирусов. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции.
2


Раздел 2.
Организм – единое целое. Многообразие организмов
16


Тема 2.1.
Обмен веществом и энергией с окружающей средой живых систем.



Тема 2.2.
Деление клетки. Виды бесполого размножения. Половое размножение.
Содержание учебного материала. Организм единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие существования живых систем.
Демонстрации
Обмен веществ и превращения энергии в клетке.

1
3



Самостоятельная работа обучающихся. Автотрофные и гетеротрофные организмы.
1



Содержание учебного материала.




Способность к самовоспроизведению одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки основа роста, развития и размножения организмов. Бесполое размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение.
Демонстрации
Деление клетки (митоз, мейоз).
Способы бесполого размножения.
Оплодотворение у растений и животных.

2
1


Самостоятельная работа обучающихся. Этапы митотического цикла.
1


Теме 2.3.
Понятие о индивидуальном развитии и его возможные нарушения.
Содержание учебного материала.
Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения.
Демонстрации
Индивидуальное развитие организма.
1
1


Самостоятельная работа обучающихся. Влияние мутагенов на организм человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на развитие организма.
1


Тема 2.4.
Общие представления о наследственности и изменчивости. Закономерности наследования


Содержание учебного материала.
Общие представления о наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека.
Демонстрация
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
1
2


Практические занятия
Решение элементарных генетических задач.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
1


Тема 2.5. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика


Содержание учебного материала.
Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме.
Демонстрации
Наследственные болезни человека.
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность.
1
1

1
Тема 2.6.
Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости.
Содержание учебного материала.
Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека.
Демонстрации
Мутации.
Модификационная изменчивость.
1





2


Тема 2.7.
Предмет, задачи и методы селекции.



Содержание учебного материала.
Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития.
Демонстрации
Центры многообразия и происхождения культурных растений.
Искусственный отбор.
Исследования в области биотехнологии.
1



Практические занятия
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
1



Самостоятельная работа обучающихся. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. . Использование штаммов микроорганизмов для изготовления национальных кисло- молочных продуктов (кумыс, катык, буза) на основе народных биотехнологий. Селекционеры РБ (С.А. Кунакбаев, В.А. Стреляева). Биотехнология и генная инженерия технологии XXI века. Нанотехнология как приоритетное направление развития науки и производства в Российской Федерации

3


Раздел 3.
Эволюция живого. Движущие силы эволюции
10


Тема 3.1.
Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира
Содержание учебного материала.
Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ.
Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.



2
1

Тема 3.2.
Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции.



Содержание учебного материала.
Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции.
Причины вымирания видов.
Демонстрации
Критерии вида.
Популяция структурная единица вида, единица эволюции.
1
2


Практические занятия
Описание особей вида по морфологическому критерию.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Популяция как единица биологической эволюции.
Популяция как экологическая единица. Породы сельскохозяйственных животных и районированные сорта растений РБ, как местные популяции.

2



Тема 3.3.
Результаты эволюции: биологический прогресс и биологический регресс

Содержание учебного материала.
Биологический прогресс и биологический регресс.
Демонстрации
Движущие силы эволюции.
Возникновение и многообразие приспособлений у организмов.
Редкие и исчезающие виды.

1
1


Тема 3.4. Гипотезы происхождения жизни


Содержание учебного материала. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.
Практические занятия
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.
1
2

Тема 3.5. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.
Содержание учебного материала. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас.
Демонстрации
Движущие силы антропогенеза.
Происхождение человека и человеческих рас.
1
3


Практические занятия
Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.
1



Самостоятельная работа обучающихся
Происхождение человека и человеческих рас. Современные взгляды на биологическую эволюцию. Современные взгляды на происхождение человека: столкновение мнений.

2


Раздел 4.
Экосистемы
9


Тема 4.1.
Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, сообществах организмов, биосфере.
Содержание учебного материала. Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характеристика вида.
Демонстрации
Экологические факторы и их влияние на организмы.
Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз.
1
1


Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).

1


Тема 4.2.
Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни.
Содержание учебного материала.
Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема.
Демонстрации
Ярусность растительного сообщества
1
3


Практические занятия
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.
1



Экскурсии
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности профессиональной образовательной организации).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности профессиональной образовательной организации).



Тема 4.3.
Биосфера глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере.
Биосфера глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов).
Демонстрации
Круговорот углерода в биосфере.
Заповедники и заказники России.
2
2


Практические занятия
Решение экологических задач.
Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.
2



Самостоятельная работа обучающихся. Научно-технический прогресс и проблемы экологии. Последствия влияния человека на биосферу. Участие на конкурсах, олимпиадах по биологии и экологии на уровне образовательной организации, региональном, всероссийском и международных уровнях.

3



Раздел 7.
Физика. Ведение в физику.

2



Тема 7.1.
Инструктаж по ТБ.
Единицы физических величин.
Содержание учебного материала. Инструктаж по ТБ. Единицы физических величин.
1
1


Самостоятельная работа обучающихся. Виды фундаментальных взаимодействий. Базовые физические величины.
1



Раздел 8.

Механика.

22


Тема 8.1.
Принцип относительности Галилея.
Содержание учебного материала. Принцип относительности Галилея. Принцип инерции.
1
2


Демонстрация. Инертность тела.




Самостоятельная работа обучающихся. Принцип инерции.
1


Тема 8.2.
Законы Ньютона.

Содержание учебного материала. Законы динамики Ньютона.
1
2


Демонстрация. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.




Практика. Решение задач.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Применение законов Ньютона. № 1-3 с. 118.
1


Тема 8.3.
Силы в природе.
Содержание учебного материала. Закон всемирного тяготения. Гравитационная сила. Сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения.
2
3


Демонстрация. Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Зависимость силы трения от площади соприкасаемой поверхности.




Лабораторная работа. Исследование зависимости силы трения от веса тела.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Сила трения качения № 2,3 с. 112.
1


Тема 8.4.
Закон сохранения механической энергии.

Содержание учебного материала. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии.
2
2


Практика. Решение задач.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Потенциальная энергия тела при гравитационном и упругом взаимодействиях. № 1-4 с. 142.
2


Тема 8.5.
Работа силы. Мощность.
Содержание учебного материала. Работа силы. Мощность.

1
2


Демонстрация. Изменение энергии при совершении работы.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Расчет мощности машин.

1


Тема 8.6.
Динамика свободных колебаний.
Содержание учебного материала. Динамика свободных колебаний. Звуковые волны.

2
3


Демонстрация. Свободные и вынужденные колебания. Колеблющееся тело, как источник звука.





Лабораторная работа. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
1



Контрольная работа № 1.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Динамика свободных колебаний. с. 167-173.
Звуковые волны. № 3,4 с.338.
2



Раздел 9.


Молекулярная физика.
20


Тема 9.1
Молекулярная структура вещества.
Содержание учебного материала. Строение атома. Агрегатные состояния вещества.

1
3


Демонстрация. Движение броуновских частиц. Диффузия.





Лабораторная работа. Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.
1



Самостоятельная работа обучающихся. Строение атома. с. 211.

1


Тема 9.2.
Молекулярно-кинетическая теория идеального газа.
Содержание учебного материала. Температура. Основное уравнение МКТ.

2
2


Самостоятельная работа обучающихся. Виды шкал температур. Понятие абсолютного нуля.

2


Тема 9.3.
Уравнение Клапейрона – Менделеева.

Содержание учебного материала. Уравнение Клапейрона – Менделеева.
1
1


Практика. Решение задач.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Вывод расчетных формул из уравнения Клапейрона-Менделеева.
1



Тема 9.4.
Изопроцессы.
Содержание учебного материала. Изопроцессы.

1
2


Самостоятельная работа обучающихся. Графики изопроцессов.

1


Тема 9.5.
Термодинамика.

Содержание учебного материала. Внутренняя энергия. Первый и второй законы термодинамики. Тепловые двигатели.
3
2


Демонстрация. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.





Практика. Решение задач.

1



Контрольная работа № 2.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Тепловые двигатели.
Второй закон термодинамики.
2



Раздел 10.


Электромагнитные явления.
27


Тема 10.1.
Силы электромагнитного взаимодействия неподв.зарядов.
Содержание учебного материала. Электрические заряды и их взаимодействие. Закон Кулона.

2
2


Демонстрации. Электризация тел. Взаимодействие заряженных тел.





Практика. Решение задач.

1



Самостоятельная работа обучающихся. Электрические заряды и их взаимодействие. с. 347.

1


Тема 10.2.
Энергия электромагнитного взаимодействия неподв. зарядов.
Содержание учебного материала. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.

1
2


Демонстрации. Принцип работы конденсатора.




Самостоятельная работа обучающихся.