Конспект урока по литературному чтению на тему: русская народная сказка Сестрица Аленушка и братец Иванушка (2 класс)


Конспект урока по литературному чтению, 2 класс.
УМК «Перспектива».
Автор: Осипова Елена Ивановна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 9 города Тамбова.
Тема урока: русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Цель: познакомить детей с русской народной сказкой «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной сказкой); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие особенности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать жанры народного творчества, характеризовать героев сказки, соотносить пословицу и сказочный текст, определять последовательность событий, составлять план, рассказывать сказку по иллюстрациям, по плану.
Оборудование: видео или аудиозаписи сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», картина В.М.Васнецова «Аленушка».
Задачи:
- формировать у детей представление о традиционных зачинах и   концовках как неотъемлемой части художественного построения волшебной сказки;
.- развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности;
- продолжать знакомить детей с устным народным творчеством;
- учить находить нужный отрывок в тексте по вопросу;
- развивать память, внимание, речь учащихся;
- формировать навыки беглого, осознанного чтения;
- воспитывать любовь к устному народному творчеству;
- прививать любовь к живописи.
Тип урока : Комбинированный
музыкальный фрагмент « Сказки бродят по  свету », картинки со сказочными героями , портрет В. Васнецова, репродукция « Алёнушка».
                                                            Ход урока
1.Организационный момент.
 Прозвенел уже звонок
И мы с радостью начнём урок
Я желаю всем удачи ,За работу , в добрый час !
- С каким настроением вы пришли на урок ? Давайте  в начале урока улыбнёмся друг другу .С улыбки всегда приятно начинать любое дело .
 
- Думаю , что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и наше хорошее настроение нас не покинет.
- Чтобы урок  у нас был полезным, плодотворным, достиг цели , мы должны всегда помнить правила школьника.
 
                                      На уроке будь старательным
                                      Будь спокойным и …………….( внимательным)
                                     Работай не отставая ,                                     Слушай ….( не перебивая)
                                     Говори всё чётко , внятно ,
                                     Чтобы было всё ……..( понятно)
                                     Если хочешь отвечать
                                     Надо руку ……( поднимать),
                                     Если друг стал отвечать ,                                     Не спеши …………( перебивать),
                                     А помочь захочешь другу,
                                      Подними спокойно ……( руку ).
2. Стадия вызова.
- Предлагаю произнести волшебные слова с которых мы начинаем наши уроки. «Чтоб в жизни быть умелым ,                Любым заняться делом
                 Придётся непременно …………..»
На уроках чтения « Мало уметь читать , надо уметь……….»
- Что мы сейчас с вами произнесли?( пословицу )
- К какому виду творчества относятся пословицы?
-Как вы думаете,  почему я вас об этом спрашиваю?
- С какими произведениями устного народного творчества мы уже знакомы?
- Вспомним песню , которую учили наизусть.( дети хором рассказывают песню «Спляшем».
3. Актуализация знаний учащихся.
- Как вы понимаете слово « фольклор»?
- Почему творчество , с которым мы сейчас знакомимся, называют « устным народным творчеством»?
4 . Работа в парах « Собери пословицу»
5. Сообщение темы и цели урока.
- Послушайте песню и скажите ,о чём пойдёт речь сегодня на уроке.
 - Мы начинаем знакомство с народными сказками  .- Дома вы рисовали свою любимую народную сказку , давайте послушаем тех . кто выполнил эти работы.
6. Презентация « Поиграем со сказками».                                                                                                                                                                       
-Сегодня мы работаем со сказкой  « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
- Дома вы её читали , понравилась вам сказка?
- Какие виды русских народных сказок мы  знаем ?-К какому виду относится сказка « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»?
- Докажите.
           7.Работа над сказкой «Сестрица   Алёнушка и братец Иванушка».
           - Ребята , попробуйте задать друг другу вопросы по содержанию сказки.
- А теперь ответьте на мои вопросы :Анализ произведения.
- Как случилось, что Иванушка стал козлёночком?
- Что ему говорила сестра?
- Что предложил Алёнушке купец?
- Согласилась ли Алёнушка выйти за него замуж?
- Что произошло, пока купца не было дома?
- Что злая ведьма хотела сделать с козлёночком.
- Удалось ли осуществить задуманное? Кто ей помешал?
- Стал ли козлёнок снова мальчиком? Как?
-  Как поступили с ведьмой?
-Чему учит нас эта сказка?
- В какой момент вы особенно переживали?
- В сказке нет описания Алёнушки ,а какой вы себе её представляете? -Художник Васнецов поможет нам сегодня  увидеть Аленушку.
 
 8. Беседа по репродукции картины В.М.Васнецова "Алёнушка"
А почему всё-таки Виктор Васнецов изобразил Алёнушку у воды: кто самый догадливый?
(именно с водой связаны все грустные события сказки)
Какие грустные моменты в сказке связаны с водой?
(найдите эти строчки и прочитайте)
Иванушка обернулся козлёночком как раз потому, что очень хотел воды испить и не мог дождаться, пока они с Алёнушкой дойдут до колодца.
Именно в воду бросила ведьма Алёнушку.
Именно с водой связан поэтический диалог козлёночка-Иванушки и лежащей на дне реки Алёнушки ( Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца: .Напился и стал козлёночком. Привела ведьма Алёнушку на реку : и бросила её в воду. .Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал: : .).
Таким образом, - вода главный источник несчастий в этой сказке: с ней связаны основные опасности.
Вода - волшебный мир в этой сказке и волшебный предмет (вода из копытца определённого животного способна превратить человека именно в это животное;
Ключевая вода оживляет Алёнушку).-Как вы думаете, почему она грустит?
-А при помощи каких средств художник показал. Что девочка сирота.
9. Физкультминутка.
10. Чтение сказки . 11. Первичное восприятие текста.
- О ком сказка, кто главные герои?
- Какие чувства вызвала у вас эта сказка?()
- Почему так названа эта сказка?
12. Чтение сказки выборочно.
13. Работа по содержанию сказки. ( работа в парах).
- Назовите персонажей сказки.
- Трудная ли была судьба у Иванушки и Аленушки?
- Как они относились друг к другу?
- А как относится к ним рассказчик?
-Как вы думаете, почему Иванушка превратился в козленочка.
- Что ему говорила сестра?
- Что предложил Аленушке купец?
- Что произошло, пока купца не было дома? Найди отрывок в сказке.
- Стал ли козленочек снова мальчиком? Как?
- Как поступили с ведьмой?
14. Рефлексия.
- Выберите и продолжите любое предложение.
1. На сегоднешнем уроке я узнал…
2. На этом уроке я похвалил бы себя за…
3. После урока мне захотелось…
4. Сегодня я сумел…
15. Подведение итогов.
- С какой сказкой вы познакомились?
- К какому виду сказок она относится?
- Докажите, что она волшебная.
- Чему учит эта сказка?
16. Домашнее задание. Выполнить задание 4 на стр. 78 учебника.