Презентация Эмоциональное выгорание педагогов


Подготовила педагог-психолог МБДОУ д/с №2 «Сказка» Чернышова Е.Ю.«Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Что такое эмоциональное выгорание?Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил американский психиатр Х.Дж. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории Что такое эмоциональное выгорание?Другой основоположник идеи выгорания, C. Maslach определяет это понятие как "синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам". Доктор Maslach подчеркивает, что выгорание - это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее "эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением". Эмоциональное выгорание – Это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Этот синдром возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Фазы эмоционального выгоранияФаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы и симптомы стресса(В.В.Бойко)Нервное (тревожное) напряжениеРезистенция, то есть сопротивление Истощение Фазы эмоционального выгорания в зависимости от стажа работы специалиста Стадии эмоционального выгоранияПервая стадия:Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности. Стадии эмоционального выгоранияВторая стадия:Возникновение недоразумений с коллегами;Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам. Стадии эмоционального выгоранияТретья стадия:Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к мируБезразличие ко всему. Причины возникновения СЭВ у педагоговПовышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;Загруженность в течении рабочего дня;Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения. Симптомы появления СЭВПсихофизические симптомы:чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);ощущение эмоционального и физического истощения;снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;резкая потеря или резкое увеличение веса;полная или частичная бессонница;постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания. Симптомы личностного выгоранияПоведенческие и пихологическиеРабота становится все тяжелее и тяжелее, а способность выполнять ее - все меньше и меньше. Рано приходит на работу и остается надолго. Поздно появляется на работе, и рано уходит. Берет работу домой. Испытывает неопределенное чувство, будто что-то не так (чувство неосознанного беспокойства) Чувство скуки Снижение уровня энтузиазма Чувство обиды Чувство разочарования Неуверенность Чувство вины Поведенческие признаки эмоционального выгораниячувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность; человек обращает внимание на детали;подозрительность;чувство всемогущества;ригидность;неспособность принимать решения;дистанционирование от учеников и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за учеников;растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы;злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками. Изменение в поведении или как другие могут заметить симптомы «выгорающего» в его поведенииСотрудник часто смотрит на часы.Усиливается сопротивление выходу на работу.Часто опаздывает.Утрачивает творческие подходы к решению проблем.Сами достижения в профессии становятся меньше.Сотрудник все чаще уединяется и избегает коллег.Присваивает собственность учреждения. Увеличивает употребление меняющих настроение психически-активных веществ.Утрачивает способность удовлетворять свои потребности в развлечениях и восстановлении здоровья.Становится все более подвержен несчастным случаям. Перезагруженный педагогДо работыПосле работы Изможденный педагогДо работыПосле работы Эмоции. Как наше тело выражает переполненную чашу терпения?Первым делом, наверное, красное лицо! Потому что чувства — как кашель: невозможно запретить человеку кашлять. Некоторое время он, конечно, сможет выдержать, но недолго.Головную боль — один из первых симптомов сильных невыраженных чувств.Бессонницу — она придет следом за головной болью, потому что мысли и невыраженные чувства отбирают у нас спокойный, восстанавливающий сон.Изменение кровяного давления — чувства тяжелым грузом давят на человека. Кровяное давление падает, не в силах вынести груз. Если организм все-таки будет бороться, кровяное давление возрастет.Боли в желудке, язвы — доказанный механизм проявления стресса от неосознанных, невыраженных, негативных чувств. Вы видели кого нибудь, кто бы мучался язвой от счастья? Что делать, чтобы не «сгореть»?Будьте внимательны к себе. Отмечайте, что вызывает дискомфорт и быструю усталость, а что помогает восстановиться. Определяйте краткосрочные цели и стремитесь к ним.Хватит искать в работе счастье или утешение. Работа - не убежище, наслаждайтесь самим ее процессом.Больше посвящайте времени себе. Вы имеете право и на частную жизнь!Если коллега слезно просит сделать за него работу, подумайте, может быть, он все же справится сам? Избегайте ненужной конкуренции, ведь иногда участие важнее победы.Воспринимайте внешние факторы, на которые вы не можете повлиять, как погоду. На дождь раздражаться глупо.Многие проблемы усугубляются из-за того, что современный человек слишком много живет в «голове», зацикливается на мысленном процессе. Йога, танцы или массаж – прекрасный способ «переселиться» обратно в тело и не дать себе засохнуть. Профилактика «эмоционального выгорания» Работа с дистрессовыми записями (консультации психолога, психотерапевта или другого соконсультанта).Восстановительный процесс – эмоциональная разрядка (плач, дрожь, смех, пот, крик, разговор с сочувствующим слушателем).Личный рост.Развитие произвольной саморегуляции (аутотренинг, просоночное самовнушение и т.д.).Арт-терапия (рисунок, танец, фотография).Дыхательная гимнастика.Спорт, обливания.Секс.Общение с природой, охота, рыбалка. Общение с животными и растениями.Трудотерапия, хобби, коллекционирование.Библиотерапия.Юмор.Молитва.Психогимнастика. Позитивное мышление, работа с воображением.Силовое поле любви! Что необходимо сделать на работе?Обустройство рабочего места, создание максимально возможных комфортных условий.Регулярное повышение квалификации, обучение.Обсуждение трудных рабочих ситуаций с коллегами.Соблюдение режима труда, отдыха и питания.Определение целей и возможностей дальнейшего карьерного роста.Поиск в рутинной работе положительных моментов.Отдых соразмерно нагрузкам.Отпуск Что можно сделать после работы?Художественная литература (в том числе философская).Фильмы, спектакли.Различные виды искусства.Просмотр юмористических передач.Любимый фильм.Кулинарные изыски.Танцы, йога, шейпинг.Правильное питание.Различные виды спорта, прогулки. Рекомендации педагогамдля профилактики и устранения "выгорания"стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем. САМОРЕГУЛЯЦИЯ- смех, улыбка, юмор;– размышления о хорошем, приятном;– различные движения типа потягивания, расслабления мышц;– наблюдение за пейзажем за окном;– рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей;– мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);– «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;– вдыхание свежего воздуха;– чтение стихов;– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ–УЛЫБКА!!! ВыводыЗаботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей.Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.Помните: главный принцип любой помощи заключается в том, что поделиться с другим человеком можно только тем, чем сам располагаешь! Берегите себя!!!Всего вам большого и светлого... за внимание !