Конспект классный час по профилактике употребления психоактивных веществ


Классный час с элементами тренинга
«Тропинка к своему здоровью»
для старшеклассников (9-11 классы)
Цель:
профилактика наркомании, алкоголизма и употребления ПАВ среди подростков.
Задачи:
Формирование навыков уверенного поведения.
Осознание подростками возможного влияния группы людей на отдельного человека
Обучение навыкам эффективного противостояния влиянию других людей.
Формирование понимания эмоционального компонента зависимости.
Пропаганда здорового образа жизни.
Ход занятия
Приветствие: «Добрый день! Сегодня мы поговорим о важности сохранения своего здоровья.   Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Его не купить ни за какие деньги! Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализоваться в современном мире.
        Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом: «Мы за здоровый образ жизни!»
В чём же секрет здорового образа жизни, каковы его правила?
После обсуждения ученики делают вывод о том, что основными составляющими здорового образа жизни являются:
Отказ от курения.
Отказ от алкогольных напитков.
Отказ от наркотиков.
Занятия физкультурой и спортом,
Одной из причин антиздорового образа жизни среди подростков является употребление наркотиков. Как они влияют на психическое и физическое состояние человека, что происходит с человеком под влиянием наркотиков и к каким последствиям это приводит, и можно ли противостоять всему этому – и будет темой нашей встречи.
Но сегодня я предлагаю Вам не простую беседу. Я предлагаю Вам разнообразные формы общения на классном часе: это и беседа, ответы на вопросы и дискуссия, различные упражнения и игры, в результате чего, каждый из вас примет активное участие в занятии, что позволит составить каждому свое собственное мнение и сделать правильный выбор.
Давайте для начала выясним, что мы знаем о данной проблеме:
Оценка уровня информированности.
Ведущий задает несколько вопросов уточняющих уровень информированности участников проблемой наркомании.
Существует ли проблема наркомании в нашем обществе?
Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
Что вы чувствовали, когда сталкивались с этой проблемой?
Насколько опасна проблема наркомании среди молодежи?
Как проблема наркомании может повлиять на будущее Земли?
Знаете ли вы тех людей, которые погибли от наркотиков?
Игра «Спорные утверждения».
Цель: дать возможность каждому участнику выяснить свои взгляды на проблему наркомании.
Для проведения игры необходимо три листа бумаги с написанными на них утверждениями:
«Согласен».
 «Не согласен».
«Не  знаю, не уверен»
Эти листы прикрепляются по трем сторонам комнаты.
Ведущий зачитывает спорные утверждения, после чего участники должны разойтись и встать около тех листов, на которых отражена их точка зрения на данный вопрос. Выслушав мнения участников ведущий, в виде краткой лекции, излагает свое мнение. Выслушав все точки зрения, участники могут поменять свое мнение.
Примеры спорных утверждений:
Легкие наркотики безвредны.
Наркотики повышают творческий потенциал.
Наркомания - это болезнь.
У многих молодых людей возникают проблемы из-за наркотиков.
Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент.
Наркомания излечима.
7. Многие подростки начинают употребление наркотиков компанию.        
8.Зависимость от наркотиков формируется только после многократного употребления.
9.Наркоман может умереть от передозировки.
10.Продажа наркотиков  преследуется законом.
После обсуждения всех точек зрения предлагается поиграть в игру
Игра-разминка «Запретный плод»
Слова ведущего: «у каждого в жизни есть свой «запретный плод», иногда их несколько. Это то, что мы очень хотим сделать, иметь, но не решаемся, или не позволяем себе этого, или даже делаем, но при этом явственно ощущаем запретность этого. Давайте попробуем показать друг-другу, как мы обходимся со своими «запретными плодами»
В середину круга кладется любая вещь, которая обозначает «Запретный плод». Участники с помощью пантомимы показывают свое отношение к этому предмету, те чувства и эмоции, которые он вызывает. После выполнения задания проходит обсуждение, во время которого высказывается мнение о том, кто из участников, что хотел сказать.
Слова ведущего: «Наркотики разрушают душу и тело. Наступает деградация личности – интеллектуальная, моральная, социальная. Наркотики ведут к сужению мира, его распаду. Отравленный наркотиками человек – это больной человек, не осознающей всей трагедии, происходящей с ним. А ведь все может начаться просто так, «за компанию», из-за неумения сказать «нет».
Следующее наше упражнение называется «Алгоритм двух «О».
Участникам предлагается перечислить несколько ситуаций, в которых им было необходимо отказаться от тех, или иных предложений.
Ведущий сообщает участникам «алгоритм двух «О» (алгоритм оптимального отказа): «Я- сообщение» + отказ + аргумент + встречное предложение. Например: «Мне приятно, что ты меня пригласил, но я не могу пойти, так как у меня важная встреча, пойдем лучше завтра в кино».
Далее участники делятся на пары. Один из пары уговаривает другого, второй отказывается, используя данный алгоритм. За основу берутся реальные ситуации.
После обсуждения рассматривается иная ситуация, например: предложили покурить сигарету с наркотиком. Необходимо предложить свои варианты отказа, используя «алгоритм двух «О».
Игра «Марионетка»
Разбившись на условные «тройки», ученики получают задание: двое исполняют роль кукловодов, управляя практически всеми движениями третьего — куклы-марионетки. При этом человек в роли «марионетки» не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. При этом, в роли куклы должен будет на протяжении игры побывать каждый из участников. У кукловодов единственная цель — перевести куклу-марионетку из первоначальной точки в другую.
После этого учитель задаёт старшеклассникам вопросы:• Что вы ощущали, исполняя роль куклы-марионетки, которой управляют другие?• Приятно ли было вам ощущать себя в чужих руках марионеткой?• Не возникало ли при этом желание самому что-то сделать?• Приятно ли было зависеть вам от желания и воли других?• Какую жизненную ситуацию напоминает данная игра?
После обсуждения эмоций и чувств, которые участники испытали в ходе игры предлагается выполнить упражнение « Заверши высказывание», что поможет осмыслить индивидуальный стиль психологической защиты.
Участникам предлагается завершить высказывание: « Мне легко (трудно) противостоять группе, потому что…»
В заключение занятия выполняется упражнение на снятие эмоционального напряжения.
«Вверх по радуге»
 Ведущий  предлагает  упражнение, которое позволит немного отдохнуть и расслабиться. Учащихся просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вздох и представить, что вместе с этим вдохом они забираются вверх по радуге, а выдыхая, съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяется 3 раза. После этого желающие делятся впечатлениями, затем упражнение повторяется еще раз с открытыми глазами.