НОД по исследовательской деятельности на тему: Свойства магнита.


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 г.Маркса Саратовской области
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной деятельности
по опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе
Тема: «Свойства магнита»
Воспитатель: Елена Евгеньевна Пайвина
8-927-120-62-37
Программное содержание
Учить детей основам ведения исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в ходе экспериментальной деятельности; делать выводы и обобщения.
Закреплять знания о правилах безопасного поведения, определять и называть материалы, из которых изготовлены предметы, умение вести обратный счет.
Развивать диалогическую речь, познавательную активность ребенка, любознательность, стремление к самостоятельному познанию, логическое мышление, умение работать по алгоритму.
Развивать коммуникативные навыки - умение работать в паре, договариваться, общаться с взрослыми и со сверстниками.
Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
Оборудование:
железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, магниты разного вида, магнитные цифры, музыкальная шкатулка, тарелки для раздаточного материала, алгоритмы проведения опытов, таблица-схема для занесения результатов эксперимента, шапочки волшебников, банки с водой стаканы, скрепки.
Техническое оснащение: ноутбук, видеодиск «Лунтик» 158 серия.
Предварительная работа:
игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования, знакомство с правилами безопасного поведения во время экспериментирования и придумывание соответствующих им карточек.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: ребята вы любите смотреть мультфильмы?
Дети: Любим!
Воспитатель: Тогда у меня есть для вас сюрприз! Я принесла диск с мультфильмом про Лунтика. Давайте вместе посмотрим его.
Просмотр м/ф « Лунтик и магнит».
Воспитатель: Понравился вам м/ф?
Дети: Да
Воспитатель: Мне тоже было интересно. Только я не поняла, почему это к магниту прилипли разные вещи.
Дети: магнит их притянул.
Воспитатель: А что магнит может любую вещь притянуть?
Дети: Нет не все.
Воспитатель: А хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? И проверить действительно ли он обладает способностью притягивать к себе различные предметы.
Дети: Хотим!
Воспитатель: А как же мы сможем это сделать?
Дети: нужно взять магнит и поднести его к разным вещам и посмотреть притянул ли их магнит.
Воспитатель: Да, было бы интересно провести такой эксперимент. А я знаю, как это организовать! Я приглашаю вас в школу волшебных наук, кто хочет попасть туда вместе со мной?
Дети: Я, я, я……
Воспитатель: Здорово, значит, отправляемся все вместе! Что бы легче было в пути и веселее, что бы было с кем посоветоваться и быстрее справиться с заданием, давайте разобьемся на пары. Я помогу вам в этом. У меня есть предметы, они сделаны из разных материалов, я раздам вам их, а вы подберете себе пару - того у кого будет предмет сделанный из такого же материала, как и у вас.
Дидактическая игра «Найди пару». Дети разбирают предметы и находят свою пару.
Воспитатель: Ну вот, вы и разделились на пары. Возьмите за руку своего напарника, мы отправляемся в волшебную страну.
Воспитатель: Вот мы и прибыли в волшебную страну! Открывайте глаза. А теперь, чтобы стать похожими на волшебников, преобразимся в них. Наденьте головные уборы, которые носят волшебники.
Дети одевают колпачки.
Воспитатель: А сейчас, слушайте и повторяйте волшебные слова:
Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников скорее превратись!
Дети повторяют слова и выполняют соответствующие действия.
Воспитатель: Вот теперь вы настоящие волшебники, маленькие ученики школы волшебных наук. У меня тоже есть колпачок, как вы думаете, кем я могу быть в волшебной школе?
Дети: Учителем!
Воспитатель: Здорово! Я согласна быть старшим волшебником и учителем! Надевает свой колпак. Ой, я чуть было не забыла познакомить вас с правилами поведения на волшебных уроках. Вспомнить эти правила вам помогут волшебные картинки - что они обозначают? Подойдите к волшебной доске, встаньте так, чтобы всем было видно картинки.
Воспитатель вывешивает на магнитную доску картинки (поочередно) и дети рассказывают о правилах безопасности, которые нужно соблюдать на этом занятии.
1.Нельзя ничего брать в рот;
2. Будь осторожен со стеклянными предметами;
3.Будь осторожен с колючими предметами, не играй с ними!
Звенит звонок.
Воспитатель: Вы слышите звонок? Знаете, для чего он нужен в школе?
Дети: Звонок звенит, чтобы все знали, что начинается или заканчивается урок. Воспитатель: значит теперь можно начинать наш волшебный урок, занимайте места за столами.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Ну что ж мои маленькие волшебники, сегодня нам предстоит открыть тайны Великого магнита, сделать это вы сможете с помощью экспериментов с ним.
Итак, тайна первая, все ли может притянуть магнит? Как же нам это узнать? Какие будут ваши предложения?
Дети: Нужно взять разные предметы и поднести их к магниту, если они к нему приклеятся, значит, магнит притягивает этот предмет.
Воспитатель: А другие предложения есть? Если других предложений нет последует, то воспитатель может сам предложить провести магнитом над предметами и посмотреть какие из них притянутся к магниту. Ну что ж мне и ваше предложение нравится. Решайте сами как вам поступить.

У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом: в контейнер положите предметы, которые реагируют на магнит.
Самостоятельная работа.
Воспитатель: Расскажите, что вы делали? И что получилось?
Дети: Мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул?
Дети: пластмассовую пуговицу, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш, ластик.
Воспитатель: У меня есть волшебная шкатулка, я проведу ею над корзинками, если вы правильно рассортировали предметы, она заиграет.
Воспитатель проносит шкатулку и проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы, дети, а теперь, для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем результаты эксперимента в таблице при помощи знаков «+» и «- ». Воспитатель вывешивает на доску демонстрационный образец таблицы, которая есть у каждого ребенка, рассматривают ее.
Воспитатель: Обратите внимание, слева обозначены материалы, из которых сделаны предметы. Если материал притягивался магнитом, рядом поставьте знак «+», если нет, «-» . Все будут заполнять таблицы за столом, а тот, кто справиться с заданием первым, заполнит таблицу на доске.
Дети ставят условные значки, сверяют данные с образцом на доске..
Воспитатель: Итак, мои маленькие волшебники, какой первый секрет магнита вы узнали?
Дети: Магнит притягивает только металлические предметы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Но это только первый секрет магнита. Хотите ли вы продолжить работу и узнать другие его секреты?
Дети: Хотим!
Воспитатель: Тогда нам предстоит узнать - действует ли магнит через другие материалы?
Для этого мы проделаем следующий эксперимент. Воспитатель демонстрирует стакан с водой и бросает в него скрепку.
Дети, как вы думаете, можно ли достать скрепку не замочив рук и не выливая воду из стакана?
Дети: нельзя!
воспитатель: А я думаю, что можно! Хотите узнать, как это сделать? Попробуйте расшифровать схему, лежащую на вашем столе, она подскажет, в какой последовательности выполняется этот эксперимент. Итак, что нужно сделать сначала?
Дети: налить воду в стакан.
Воспитатель: А потом?
Дети: Потом бросить в стакан скрепку.
Воспитатель: Что будете делать дальше?
Дети: Возьмем магнит и будем проводить им по стакану.
Воспитатель: Проводить будем изнутри или снаружи?
Дети: Снаружи,
Воспитатель: Вы думаете, магнитные силы будут действовать через стекло? Давайте это проверим. Ну что ж теперь вы знаете, что нужно делать, а что у вас получиться увидим.
Дети самостоятельно проделывают эксперимент.
Воспитатель: Кто из вас смог достать скрепку?
Дети: Я! Я! Я!
Воспитатель: Что же двигало скрепку?
Дети: Магнитная сила.
Воспитатель: Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Дети: Магнитные силы проходят через стекло.
Воспитатель: А вода не помешала магнитным силам притянуть скрепку?
Дети: Не помешала.
Воспитатель: тогда давайте сделаем еще один вывод о том, проходят ли магнитные силы через воду?
Дети: Магнитные силы проходят через воду.
Воспитатель: А сейчас мы с вами проведём ещё один опыт. Для этого нам понадобится кусок картона, гвоздик и магнит. Положите гвоздик на картон сверху, а магнитом снизу двигайте, гвоздик. Двигается? Какой мы можем сделать вывод?.
Вывод: магнит сила движет гвоздик, через кусок картона.
Воспитатель: Ребята, вы меня сегодня порадовали своей сообразительностью и находчивостью.
Звучит звонок.
Воспитатель: Ой, ребята мы тут совсем заигрались и забыли про время, звонок нам напомнил, что урок окончился, нужно скорее возвращаться в детский сад, хоть и интересно было в волшебной стране, но оставаться здесь навсегда мне не хочется, а вам?
Дети: нет, мы хотим домой.
Воспитатель: Ну, тогда снимайте колпачки, становитесь в круг (дети встают в круг) Теперь закройте глаза и повторяйте волшебные слова.
Топ- топ! Хлоп – хлоп! Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников скорее превратись!
Воспитатель: Вот мы и прибыли в детский сад! Открывайте глаза. Наше путешествие закончилось. Ой, а что это за коробочка? Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку.
Дети: Это волшебная шкатулка из школы волшебных наук!
Воспитатель: Наверное, волшебники сделали нам подарок. Давайте посмотрим, что в ней.
Дети открывают музыкальную шкатулку, а там магнит.
Воспитатель: Магнит… А зачем он нам нужен?
Дети перечисляют, где используется магнит.
Мы выяснили некоторые свойства магнита и поговорил, где его можно использовать.
Воспитатель: А я и не думала, что этот камень так важен для нас. А вы запомнили, какие интересные фокусы-эксперименты можно с ним показать? Вечером вы можете показать их своим домашним.