Конспект урока по русскому языку. Тема Что такое речь? Речь устная и письменная.


Составитель:
Малышева
Валентина Николаевна
Учитель
МБОУ СШ № 17
г Красноярск
Конспект урока по русскому языку.
Тема: «Что такое речь? Речь устная и письменная».
Цель: научиться различать понятия о двух формах речи-устной и письменной.
Содержание урока:
Представьте себе: утром вы молча встали, умылись, оделись; молча пошли в школу; молча посидели в школе; посмотрели друг на друга и молча вернулись домой.
---ХОРОШО ЛИ ВАМ БЫЛО?
--- А когда человеку становится хорошо, интересно?
(когда разговаривает, общается, узнает что-то)
Все, что мы говорим, называется РЕЧЬ.
--- Для чего же нужна человеку речь?
(чтобы говорить, сообщать, узнавать, общаться)
РЕЧЬ бывает разная.
Если мы разговариваем, то это речь УСТНАЯ, от слова УСТА.
А если мы записываем то, что говорим, то это письменная речь.
А еще бывает внутренняя речь.
--- Сейчас надо быть внимательными и узнать, о каком виде речи говорится.
а) два товарища беседуют;
б) ученик отвечает у доски;
в) бабушка написала письмо;
г) ученица пишет на доске;
д) мама читает письмо;
е) человек разговаривает по телефону;
ж) мальчик играет в игру на компьютере;
з) ученик читает книгу молча;
и) девочка кричит подружке.
А знаете ли вы, для какой речи нужны вещи:
телефон, ручка, карандаш, микрофон, компьютер, книга.
(Могут отвечать хором или по одному)
--- О какой речи напоминают загадки.
Поле белое, а овцы синие. (Бумага и буквы).
Белый камешек растаял,
на доске следы оставил. (Мел).
Без языка живет.
Не ест и не пьет.
А говорит и поет. (Радио).
Через поле и лесок
Раздается голосок.
Он бежит по проводам.
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон).
ИТАК:
---Что же такое РЕЧЬ? (все, что мы говорим)
---Для чего нужна речь? (чтобы общаться)
---Какая бывает речь? (устная и письменная)
---Какая речь называется устной?
--- Какая речь называется письменной?
Составление рассказа по картинкам- осколкам.
(сначала в паре составляют картинку из осколков, затем составляют рассказ по данной картинке).
Итог урока:
--- Что узнали?
--- Чему научились?
--- Что показалось трудным?
--- Оцените свою работу.
Урок окончен, спасибо.