Урок-путешествие по русскому языку на тему Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слов (3 класс)

Урок-путешествие
составленный учителем начальных классов школы 132 г.Казани Саженковой Л.Н. для 3 класса по программе 1-4.


Тема: правописание парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Цель: 1.развитие умения проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне слов.
2. повторить состав слова, развивать речь.
3. воспитание уважительного отношения друг к другу и старшим.

План на доске: Вспоминайка
Словознайка
Угадайка
Отдыхайка
Поиграйка
Составляйка

Организационный момент.
Встали красиво. Молодцы.
Улыбнулись друг другу.
Повернулись к гостям и поприветствовали гостей.
Тихо сели. Путешествие начинается.
Звучит мелодия «Голубой вагон».

Мы на станции «Вспоминайка» повторим ЗУН из раздела рус. яз. фонетики и лексики.
Чистописание.
б/п в/ф г/к д/т з/с ж/ш - опасные.

Кто догадался над чем мы сегодня будем работать на уроке?
Дети: учиться писать парные согласные в корне слов и находить проверочные слова.
Почему эти согласные опасные?
Дети: парные согласные в корне слов иногда пишем одну букву, а слышим другой звук.

Медведь, город, морковь, тетрадь, мороз, обед. (НА ДОСКЕ)

Надо правильно зажечь огоньки, чтобы продолжить наше путешествие.
Дети объясняют цепочкой, комментируя письмо.
Какое новое словарное слово встретили?
Выпишем это слово и сделаем звуков. буквенный анализ.

Обед – 2 слога (АБ(ЭТ( - 4б., 4зв. (Д нельзя перенести).
Учитель объясняет значение слова обед – прием пищи в середине дня.
Запишите в схемы 2 однокоренных слова к обед: пообедал, обеды.
Как называются эти слова?
Дети: словарные.
Почему?
Дети: непроверяемые гласные надо запомнить.
Какая еще орфограмма встретилась в этих словах?
Дети: парный согласный в корне.
Как вы это установили?
Дети: по алгоритму.

3. Наш поезд знаний прибыл на станцию «Угадайка», где нас встречает кукла Светлана, которая приготовила вам испытания.
Назовите и запишите с объяснением названия предметов, которые она принесла, чтобы проверить ваши знания. Орфограммы выделяем.

Комментирующее письмо: Поднос-подносы, чашка-чашечка, ложка-ложечка, лопатка-лопаточка, блюдце-блюдечко.

Как проверяли парные согласные в корне слов?
Дети: чтобы проверить парный согласный в корне слова, измени слово или подбери однокоренное так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.
Как называются пары слов?
Дети: родственные или однокоренные.
Как пишется корень в родственных словах?
Дети: корень в родственных словах пишется одинаково.
Молодцы.

4. Кукла Светлана приглашает нас на следующую станцию «Отдыхайка».
Назвали все предметы по порядку
Приглашаю всех на физзарядку.
(Зарядка для пальчиков, зарядка для глаз).

5. Следующая станция «Словознайка», где мы будем работать в разделе рус. яз. орфографии.
Внимание! Внимание!
Начинаем соревнование!
Кто запомнит и назовет из стихотворения больше слов на правописание парных согласных в корне?
(Стих читает 1 раз учитель, 2 раза вместе с детьми)





Назовите слова на изучаемую орфограмму.
Ученики называют слово, парный согласный и как проверить, остальные показывают веером.
Дети: Чтобы проверить парную согласную букву в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.
Молодцы. Орфографическая разминка закончилась, и я предлагаю немного снять напряжение.
Сидя за партой, круговые движения головой влево 3 раза, вправо 3 раза.
Руки на пояс, наклоны влево, вправо 2 раза.


6. (Ребята, вы любите, когда вам говорят комплименты и уважительно к вам относятся?
Все мы любим ходить в гости и принимать гостей.
Мы остановимся на станции «Поиграйка», где будем играть, куклу Светлану хвалить и одевать.
Разделимся на 2 команды: подружки и кавалеры.

( Девочки, наши добрые и ласковые. Назовите комплименты, что красивого есть у Светланы?
глазки-
губки-
бровки-
ножки-
ушки-
Вот какая красавица Светлана!

– Мальчики наши мужественные, сильные и заботливые. Поухаживайте за дамой. На улице холодно. Предложите ей теплую одежду.
шубка-
шапка-
сапожки-
варежки-
шарф-
Как проверяли парные согласные в корне слов? (правило)

7. – Незаметно мы подъехали к последней станции нашего путешествия «Составляйка», где вам предстоит показать свои знания в разделах рус. яз. лексики, синтаксисе и восстановить деформированный текст, записать предложения, чтобы получился рассказ на тему «Старушка», выделить изучаемую орфограмму.
По вариантам найти грамматическую основу:
1в. – 2 предложение;
2в. – 3 предложение.



«Старушка».
Сколь ко, было.
По, шла, доро ке, стару ка.
Упала, она.
Ей, мальчик, встать, помог.
Помогать, надо, пожилым .?!

Чтение рассказов детьми, 2-3 работы экспертам.

- Если останется время. Доп. материал.
Найдите в тексте и выпишите 1 слово:
1в. где букв меньше, звуков больше. (ей – 1 слог-(й(эй(( 2б., 3зв.
2в. где букв больше, звуков меньше. (скользко - 2 слога-(скол(ска( 8б.,7зв.

8. Подведение итогов.
Я верю, что вы, ребята, добрые и отзывчивые и не пройдете мимо чужой беды. Друг другу надо помогать!
Работали вы старательно, дружно.
Хотелось бы в заключение урока услышать, чему вы учились сегодня на уроке?
Дети: учились проверять парную согласную в корне слов, учились писать парную согласную в корне слов.
Спасибо вам за работу.
Оценки.
Д/З.
















15